Персоны

Леопольд Стоковский

1882–1977
Леопольд Стоковский в Ленинградской филармонии в день концерта 23 июня 1958 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Леопольд Стоковский

Биография

Стоковский Леопольд / Leopold Stokowski – британский и американский дирижер.

Имя Леопольда Стоковского навсегда связано с Филадельфийским оркестром: именно он из никому не известного коллектива музыкантов сделал оркестр высочайшего уровня, один из лучших в мире. Трудно представить, что на должность главного дирижера Филадельфийского оркестра Стоковский пришел с минимальным дирижерским опытом. Но природный дар, большие амбиции, невероятная энергия и трудоспособность, упорство характера, в котором соединились черты поляка-отца и ирландки-матери, стремительно вели молодого музыканта к успеху.

После окончания Лондонского Королевского колледжа с дипломом органиста (1900), работы хормейстером и органистом в лондонских церквях, и, в 1905–1908, в Нью-Йоркской церкви Святого Варфоломея, Стоковский приезжает в Париж, где берет частные уроки дирижирования. Здесь он знакомится с американской пианисткой, выступавшей под русским псевдонимом «Ольга Самарофф» (русское было в моде), и с ней 12 мая 1909 года впервые становится за дирижерский пульт: с оркестром Колонн Ольга Самарофф играет концерт № 1 Чайковского. Связи госпожи Самарофф (вскоре они поженятся, но брак распадется в 1923-м) помогают Стоковскому получить место главного дирижера Симфонического оркестра Цинциннати. Так в 1909 году, не имея ни опыта, ни имени, Стоковский получает собственный оркестр. Быть может, именно отсутствие классического репертуарного багажа заставляет его обращаться к партитурам современных композиторов – Рихарда Штрауса, Сибелиуса, Дебюсси, Глазунова, Элгара. Но с тех пор и до конца жизни Стоковский будет первооткрывателем новой музыки.

В 1912 году он оставляет пост в оркестре Цинциннати и становится главным дирижером Филадельфийского симфонического оркестра. Это сейчас название коллектива звучит как бренд высочайшего качества. Стоковский приходит в оркестр, основанный лишь в 1900 году и не имевшем солидной репутации. Биографию оркестру создает именно Леопольд Стоковский. Стремясь найти идеальное звучание симфонического ансамбля, он предпринимает радикальный шаг – меняет так называемую «немецкую рассадку» оркестра на «американскую рассадку»: вторые скрипки (в немецкой рассадке сидят справа от дирижера) пересаживает к первым, виолончели уходят на место вторых скрипок, контрабасы перемещаются из левой глубины сцены на правую, а ударные инструменты – с правой на левую. Сегодня так рассажено большинство симфонических оркестров мира, но тогда это было едва ли не вызовом. Кроме того, Стоковский значительно увеличивает количество духовых инструментов. Оркестр обретает свое неповторимое звучание.

Леопольд Стоковский в концерте 23 июня 1958 года. Оркестр ЗКР, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Жажда переустройства коснулась не только оркестра. Дирижер вольно интерпретировал классические партитуры, внося поправки в оркестровку симфоний Бетховена, Брамса, Чайковского, переоркестровал «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, серьезной корректировке подверг партитуры Баха, что вызывало наибольшее недовольство у музыкантов и критиков. Вряд ли к таким вольностям благосклонно отнеслись бы ушедшие классики. Но современные композиторы охотно отдавали свои партитуры Стоковскому – он был первым исполнителем в США всего оркестрового Шенберга, ряда сочинений Стравинского, Энеску, Хиндемита, Респиги и Малипьеро, Равеля, Пуленка, Вареза, Веберна, новой английской и американской музыки. В фокусе интересов дирижера находились и русские композиторы. Именно Стоковский и Филадельфийский оркестр представили американской публике премьеры симфоний №№ 5 и 6 Мясковского и симфоний № 5 и 6 Шостаковича.

Ярчайшей страницей в истории Филадельфийского филармонического оркестра и биографии Леопольда Стоковского станет содружество дирижера с Сергеем Рахманиновым. Уже в один из первых своих концертов с Филадельфийским оркестром, 3 января 1913 года, дирижер включает в программу «Остров мертвых», 3 февраля 1920-го он представляет американскую премьеру «Колоколов», в этот же вечер под управлением Стоковского Рахманинов играет свой 3-й фортепианный концерт. Вместе они исполнят и мировые премьеры концерта № 4 в 1927-м и Рапсодии на тему Паганини в 1934 году. А 6 ноября 1936 года Стоковский дирижирует премьерой Третьей симфонии Рахманинова.

В этом же году после 24-х лет работы с Филадельфийским оркестром он передает пост главного дирижера Юджину Орманди. По контракту маэстро периодически работает с коллективом до 1940 года, и лишь в 1960-м появится за его пультом как приглашенный дирижер.

А пока Стоковский стремительно движется дальше. Еще в 1933 году он начинает проводить с Филадельфийским оркестром специальные концерты для молодежи, ставя перед собой задачу сделать академическую музыку достоянием не только респектабельной публики, но и неофитов. В 1940-м он создает Всеамериканский молодежный оркестр: за один сезон музыканты в возрасте от 18 до 25 лет совершат тур по Северной и Южной Америке, но вступление США во Вторую мировую войну помешает развитию проекта, оркестр будет расформирован. В 1941–1944 Стоковский работает по контракту с Симфоническим оркестром NBC (NBC Symphony Orchestra), выполняя фактически обязанности главного дирижера – официально эту позицию занимал Артуро Тосканини, для которого и был создан оркестр, а в 1942–1944 они оба работают с коллективом.

В концерте 23 июня 1958 года.
Фото ЛенТАСС, хранится в библиотеке Филармонии.

В 1944 году мэр Нью-Йорка увлекает Стоковского новой идеей – сформировать Нью-Йоркский городской симфонический оркестр для проведения общедоступных концертов. Стоковский оркестр создает, но работает с ним всего один сезон. Столько же продлится его руководство оркестром «Голливуд Боул» (1945–1946) и Нью-Йоркским филармоническим оркестром, которым в 1949–1950 он руководит вместе с Димитрисом Митропулосом. Дольше – в 1955–1960 – дирижер работает во главе Хьюстонского симфонического оркестра.

Но идея сделать музыку доступной и понятной не оставляет Стоковского. В 80 лет, в 1962 году, он становится основателем еще одного коллектива в Нью-Йорке – Американского симфонического оркестра (American Symphony Orchestra). Не занимая должности главного дирижера (ее получает Леон Бодштейн), Стоковский в течение 10 лет остается музыкальным руководителем оркестра. 26 апреля 1965 года оркестр под управлением Стоковского дает в Карнеги-холле премьеру симфонии № 4 Чарльза Айвза, никогда не исполнявшуюся при жизни автора. За запись этой симфонии 83-летний дирижер получит премию «Грэмми», а в 1972-м, в 90 лет, вернется в Лондон, город своего рождения.

В Англию после длительного перерыва Стоковский приезжает на гастроли еще в 1951 году, с того времени совершает концертные туры по Европе, а в 1958-м становится первым американским дирижером, выступившим с концертами в СССР. Примерно в это же время, в мае – июне 1958 года, в Советском Союзе гастролирует Филадельфийский симфонический оркестр с Юджином Орманди: в Большом зале Ленинградской филармонии они дают четыре концерта в начале июня, а Леопольд Стоковский закрывает сезон с Заслуженным коллективом в конце июня. И в этом совпадении есть некая мистика.

В двух программах Стоковского (они идут с повтором: 23 и 24 июня, 29 и 30 июня) важнейшее место занимает современная музыка. Это симфония № 2 «Таинственная гора» американца Алана Хованесса – ее премьеру Стоковский представил в 1955-м с Хьюстонским СО. Это и музыка балета с пением Мануэля де Фальи «Любовь волшебница» (ее дирижер не раз включал в свои программы с Нью-Йоркским филармоническим оркестром), в котором дебютировала в Большом зале Ирина Архипова. Это симфония № 11 Дмитрия Шостаковича – ее американскую премьеру Стоковский дал в Хьюстоне 7 апреля 1958 года, 27 мая играл в Киеве, 7 июня с Всесоюзным оркестром радио и телевидения в зале Чайковского в Москве – в присутствии автора, а 23 и 24 июня – в Большом зале Ленинградской филармонии.

Лепольд Стоковский в концерте 23 июня 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Копии программок ленинградских концертов Леопольда Стоковского размещены на сделанном с почтением и любовью сайте, посвященном музыканту. Здесь, день за днем, задокументированный список всех концертов, которые он провел за десятилетия, составы американских оркестров, с которыми он работал, полная дискография, детальная биография, история его работы с Уолтом Диснеем над фильмом «Фантазия». На сайте есть и подробная информация о праздновании 90-летия Стоковского в Нью-Йорке 18 апреля 1972 года: утро он провел на репетиции Девятой симфонии Бетховена в Карнеги-холле, а вечером в Плаза-отеле ему был устроен торжественный прием, на который съехались более 300 друзей дирижера. С разных концов света пришли поздравительные письма и телеграммы от композиторов – Барбера, Копланда и Орфа, Мийо, Менотти и Пануфника, Кшенека, Типпета и Хинастеры, Хачатуряна, Хренникова и Шостаковича...

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вскоре после ошеломительных гастролей дирижера в СССР выйдет в переводе первое русское издание его книги «Музыка для всех нас» (‘’Music for All of Us’’, Simon & Schuster, 1943). Книга привлечет внимание меломанов, но ее автор, Леопольд Стоковский, в Советский Союз больше не приедет.

И. Р.


Концерты

  • 23 июня 1958

    8-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Бах. Фуга соль минор. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»

  • 24 июня 1958

    (повтор программы 23 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Бах. Фуга соль минор. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда». Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»

  • 29 июня 1958

    6-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Брамс. Симфония № 1. Хованесс. Симфоническая сюита «Таинственная гора». Де Фалья. Музыка из балета «Колдовская любовь» («Любовь-волшебница»)

  • 30 июня 1958

    (повторение программы 29 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Брамс. Симфония № 1. Хованесс. Симфоническая сюита «Таинственная гора». Де Фалья. Музыка из балета «Колдовская любовь» («Любовь-волшебница»)




Другие материалы

Лоис Маршалл

Лоис Маршалл

Сопрано 1924–1997
Национальный оркестр Франции

Национальный оркестр Франции

Симфонический оркестр Основан в 1934 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»