Персоны

Филадельфийский оркестр

с 1900 – по наст. время
Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Юджина Орманди в концерте 1 июня 1958 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Филадельфийский оркестр

Биография

Филадельфийский оркестр / Philadelphia Orchestra– симфонический коллектив, основанный в Филадельфии в 1900 году.

Филадельфийский оркестр, завоевавший репутацию одного из лучших в мире, входящий в так называемую «большую пятерку» лучших американских оркестров, наряду с Нью-Йоркским филармоническим, Бостонским, Чикагским и Кливлендским, был создан из небольшой группы музыкантов в самом начале ХХ века. Ее собрал в 1900 году немецкий дирижер Фриц Шеель (Johann Friedrich Ludwig “Fritz” Scheel, 1852–1907), переехавший в США в 1893-м. Репетиции Шеель проводил на немецком языке, в программах преобладала немецкая музыка, американские музыканты были вскоре наполовину заменены приглашенными европейцами. В 1904 году за пультом оркестра по приглашению Фрица Шееля стоял Рихард Штраус, случались и другие знаковые события. Насколько хорош был сам Шеель как дирижер, не столь уж важно: в историю Америки он вошел как отец-основатель Филадельфийского оркестра.

Следующим главным дирижером коллектива (1907–1912) будет тоже немец – Карл Полиг (Karl Pohlig, 1864–1928). Оркестр с ним не сработается, контракт прерывают с выплатой неустойки на год раньше. Тогда в оркестр приходит Леопольд Стоковский, и в истории коллектива начинается новая страница. Словно желая сбить немецкие традиции, Стоковский вводит иную рассадку оркестра: вторые скрипки (в немецкой рассадке сидят справа от дирижера) пересаживает к первым, виолончели уходят на место вторых скрипок, контрабасы перемещаются из левой глубины сцены на правую, а ударные инструменты – с правой на левую. Стоковский значительно увеличивает количество духовых инструментов. Оркестр обретает свое неповторимое звучание. Его особенно любил Рахманинов, который признавался, что сочиняя музыку в Америке, представлял себе звучание именно Филадельфийского оркестра. Их содружество – отдельный сюжет в истории коллектива. В этом сюжете будут американская премьера «Колоколов» 3 февраля 1920-го (в этот же вечер под управлением Стоковского Рахманинов играет свой 3-й фортепианный концерт), мировые премьеры Четвертого фортепианного концерта (1927), Рапсодии на тему Паганини (1934), Третьей симфонии (1936). Премьера «Симфонических танцев» состоится 3 января 1941 года уже под управлением Юджина Орманди – ему и Филадельфийскому филармоническому оркестру композитор посвятит свое последнее сочинение.

Прибытие Филадельфийского оркестра и Юджина Орманди в Ленинград, встреча на Московском вокзале. Справа: Юджин Орманди и концертмейстер оркестра ЗКР Илья Шпильберг. Ленинград, последние числа мая 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Юджин Орманди приходит в Филадельфийский оркестр в 1936 году, в течение двух сезонов он работает вместе с Леопольдом Стоковским, а в 1938-м становится музыкальным руководителем и главным дирижером оркестра. Этот пост он занимает до 1980 года, более 40 лет, оставаясь до конца жизни дирижером-лауреатом коллектива. Под управлением Орманди будут сделаны исторические записи Рахманинова, Бартока, Шостаковича, с Орманди оркестр совершит в 1973 году тур в Китай, став первым западным коллективом, побывавшим в этой стране.

Филадельфийский оркестр и Юджин Орманди. Предположительно, открытая репетиция оркестра в Большом зале филармонии, конец мая – начало июня 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 2012 года на место руководителя Филадельфийского оркестра был назначен успешный канадский дирижер Яник Незе-Сеге (Yannick Nézet-Séguin, род. в 1975-м). До этого времени, с 1980 года, когда Орманди ушел с поста, с оркестром работали блестящие музыканты – Риккардо Мути (1980–1992), Вольфганг Заваллиш (1993–2003), Кристоф Эшенбах (2003–2008), Шарль Дютуа (2008–2012). Многие из них в разное время выступают в Большом зале, но с другими оркестрами, а Шарль Дютуа в сезоне 2018/2019 стал главным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. И только Юджин Орманди приедет в июне 1958 года на гастроли в СССР с Филадельфийским оркестром. Музыканты выступят в Москве и в Ленинграде, в Большом зале дадут четыре концерта – 1, 3 (днем и вечером) и 4 июня.

Филадельфийский оркестр и Юджин Орманди в концерте 1 июня 1958 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Репертуар оркестра был огромным, включал он и русскую музыку: под управлением Орманди коллектив сделал записи (RCA Victor и Columbia) Рахманинова, симфоний №№ 4, 5 и 6 Чайковского, №№ 4, 10, 13, 14 и 15 Шостаковича, симфоний №№ 5, 6 и 7 Прокофьева. Пятые симфонии Прокофьева и Шостаковича прозвучат и в ленинградских программах Филадельфийского оркестра. Из русской музыки будут еще «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля и «Жар-птица» Стравинского. Из симфоний – № 88 Гайдна, № 7 Бетховена, № 1 Брамса. Исполнит оркестр «Дафниса и Хлою» Равеля (2-ю сюиту), два «Ноктюрна» Дебюсси и «Дон Жуана» Рихарда Штрауса – композитора, очень близкого Орманди.

Концерт 1 июня 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В каждой программе обязательным будет сочинение американского композитора: «Американец в Париже» классика Джорджа Гершвина, сюита «Тихий город» Аарона Копланда из его музыки к фильму Сэма Вуда по роману Торнтона Уайлдера «Наш городок», симфония № 3 Роя Харриса и симфоническая пьеса Уильяма Шумана «Credendum, Символ веры» (‘’Credendum, Article of Faith’’), написанная в 1955 году по заказу ЮНЕСКО.

Три из четырех программ пройдут без солиста, и лишь в последний вечер, 4 июня, концерт № 5 Прокофьева сыграет с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди Святослав Рихтер.

И. Р.


Концерты

  • 1 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Бетховен. Симфония № 7. Копленд. Симфоническая поэма «Тихий Город». Мусоргский–Равель. «Картинки с выставки». Барбер. Адажио для струнных

  • 3 июня 1958

    5-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Шостакович. Симфония № 5. Харрис. Симфония № 3. Равель. Сюита № 2 «Дафнис и Хлоя». Р. Штраус. Вальсы из оперы «Кавалер розы»

  • 3 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Гайдн. Симфония № 88. Прокофьев. Симфония № 5 Гершвин. Симфоническая поэма «Американец в Париже». Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица». Кеннан. «Ночной шепот»

  • 4 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    У. Шуман. «Credendum». Дебюсси. Ноктюрн «Облака». Ноктюрн «Празднества». Прокофьев. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. Брамс. Симфония № 1




Другие материалы

Рафаил Соболевский

Рафаил Соболевский

Скрипка 1930–2012
Владислав Стржельчик

Владислав Стржельчик

Артист 1921–1995

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»