Персоны

Вольфганг Заваллиш

1923–2013

Биография

Заваллиш Вольфганг / Wolfgang Sawallisch – немецкий дирижер.

В 1928-м пятилетнего Вольфганга Заваллиша начали учить игре на фортепиано. Инструмент он не забросит, в 1949 году участвует в Международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве со своим другом, скрипачом Герхардом Зайцем (Gerhard Seitz, 1922–2020), получив II премию в номинации «дуэт скрипки и фортепиано» (I премия не присуждалась). Годы спустя Заваллиш выступал в ансамблях с выдающимися певцами – Элизабет Шварцкопф, Дитрихом Фишером-Дискау, Петером Шрайером, Томасом Хэмпсоном, с которым записал несколько дисков. В то время Заваллиш уже был всемирно известным дирижером.

Мечта управлять оркестром появилась, когда родители привели шестилетнего сына в Мюнхенский театр на оперу Хумпердинка «Гензель и Гретель». В 1942-м, после окончания гимназии, Заваллиша призовут связистом на фронт, в 1945-м он попадет в английский лагерь для военнопленных в Италии, но уже в 1946-м вернется в Мюнхен и профессионально займется дирижированием в Высшей школе музыки. Через год сдаст государственный экзамен и получит место репетитора и дирижера в театре Аугсбурга (1947–1953), а его первым самостоятельным серьезным спектаклем окажется «Гензель и Гретель» (1950).

После Аугсбурга последуют позиции генерального музыкального руководителя в театрах сначала небольших немецких городов – Аахена (1953–1958), Висбадена (1958–1960), а затем в Кёльне (1960–1964). Слава дирижера растет. В 1955-м он участвует в Эдинбургском фестивале с Берлинским филармоническим оркестром, с которым выступит еще не раз. В 1957 году впервые дирижирует на Байройтском фестивале оперой «Тристан и Изольда», оставаясь участником вагнеровских празднеств до 1962-го. Его приглашают на фестивали в Зальцбург и на постановки в Театр «Ла Скала».

Постоянную работу в Кёльне Заваллиш совмещает с должностью главного дирижера сразу двух оркестров – Гамбургского филармонического (1961–1973) и Венского симфонического (1960–1970), с которым у Вольфганга Заваллиша сложатся особые отношения. Последний совместный концерт они дадут в июне 2005 года, а первое его выступление за пультом Венских симфоников состоялось в марте 1957 года. Контакт с оркестром установился сразу же, музыканты ценили Заваллиша за безупречное знание партитур (он всегда дирижировал наизусть), точное следование замыслу композитора, отсутствие внешних эффектов. Его называли идеальным исполнителем музыки Вагнера, Брукнера, Рихарда Штрауса. Приглашение на пост главного дирижера стало закономерным продолжением сотрудничества. С Венским симфоническим Вольфганг Заваллиш выезжал на длительные гастроли в США (1964, 1967), в Японию (1967).

В Японии с 1964 года у него были и постоянные личные ангажементы с Токийским симфоническим оркестром NHK: уже в 1967-м Заваллиш станет главным приглашенным дирижером коллектива, а в 1994-м, единственный в истории оркестра, получит звание дирижера-лауреата. Осенью 1974 года он приедет в Японию на гастроли с Баварской оперой, где в 1971–1992 занимает пост генеральмузикдиректора, а осенью 1976-го – с Оркестром Романской Швейцарии, которым руководит в 1973–1980 годах.

В 1980-м возобновляется и работа Заваллиша с Венским симфоническим оркестром, пригласившим дирижера в большой европейский тур. Именно тогда состоялось единственное выступление Вольфганга Заваллиша в Большом зале Ленинградской филармонии.

Венский симфонический оркестр здесь уже знали по трем концертам в марте 1974 года. Они прошли на «Днях культуры Австрии в СССР», в рамках которых оркестр побывал в Москве, Ленинграде, Риге и Минске. Советские гастроли 1980-го проходили лишь в Москве и Ленинграде. Примечательно, что оба раза с оркестром приезжали не главные в те годы дирижеры Карло Мария Джулини и Геннадий Рождественский, только приступивший к своим обязанностям руководителя. В 1974-м двумя концертами в Большом зале филармонии дирижировал Ойген Йохум, одним – Хайнц Вальберг. 15 октября 1980 года единственный концерт состоялся с Вольфгангом Заваллишем. Под его управлением Венский симфонический оркестр исполнил симфонии № 36 Моцарта и № 4 Брукнера, а также сочинение «Игры Леопольдини» (“Ludi Leopoldini”) австрийского композитора и многолетнего члена директората Зальцбургского фестиваля Готфрида фон Айнема (Gottfried von Einem, 1918–1996), другой опус которого уже звучал в предыдущий приезд оркестра. Любопытно, что мировую премьеру «Игр» Заваллиш исполнил с венцами в Восточном Берлине всего за три дня до ленинградского концерта.

После завершения контракта в Баварской опере 70-летний дирижер принимает предложение Филадельфийского симфонического оркестра, который будет возглавлять в течение десяти сезонов (1993–2003). Этот коллектив, воспитанный Юджином Орманди и Леопольдом Стоковским, Вольфганг Заваллиш считал лучшим в США.

В 2003-м он поселился на своей вилле в баварском Грассау, учредил собственный фонд для поддержки музыкантов, еще несколько лет продолжал концертировать. Но последний раз его видели в Грассау на концерте Кента Нагано с Баварским оркестром уже в качестве слушателя 2 февраля 2013 года. Через 20 дней музыканта не станет.

В 1999 году Петербургская филармония совместно с одним из городских концертных агентств задумали серию именных мини-фестивалей в Большом зале. Одним из героев предполагался Вольфганг Заваллиш. Менеджменту дирижера отправили официальное приглашение на серию выступлений маэстро с Заслуженным коллективом, в ответ получили благодарность и вежливый отказ, мотивированный чрезмерной занятостью Заваллиша. Идея именных фестивалей в итоге трансформировалась в известную сегодня «Площадь Искусств», а для отечественной публики знакомство с искусством Заваллиша ограничилось огромной, в несколько сотен наименований, дискографией. Сам Вольфганг Заваллиш, впрочем, в интервью американскому журналисту Брюсу Даффи (1994) предостерегал молодых дирижеров от прослушивания записей сочинения, за которое они берутся впервые, считая, как истинный немецкий капельмейстер, что самое главное сказано композитором в партитуре.

И. Р.


Концерты

  • 15 октября 1980

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вольфганг Заваллиш (Австрия)

    Моцарт. Симфония № 36 «Линцская». Эйнем. «Превращения». Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»