Персоны

Берлинский Филармонический оркестр

Основан в 1882 году

Биография

Берлинский Филармонический оркестр (Berliner Philharmoniker) – немецкий симфонический оркестр, основанный в 1882 году.

Лидерство Германии в истории музыкальной культуры вряд ли стоит отрицать. Именно здесь, на территориях различных княжеств, рождались первые в мире оркестры, и сегодня сохраняющие репутацию высококлассных коллективов. Это Дрезденская Штаатскапелла, Берлинская Штаатскапелла (обе созданы в XVI веке), Лейпцигский Гевандхауз-оркестр (XVII век).  В сравнении с ними Берлинский филармонический оркестр молод. Но на музыкальной карте Германии, да и всего мира, он вскоре после своего появления занял высшую позицию.

Берлинский филармонический – ровесник Придворного оркестра Российской империи (нынешнего Заслуженного коллектива), созданного в Петербурге по повелению императора Александра III в 1882 году. История рождения Берлинских филармоников выглядит случайной и куда более прозаичной. Она началась в том же 1882-м с отказа отправиться на летние гастроли в Варшаву вагонами 4-го класса музыкантов «Оркестра Бильзе», организованного в Берлине в 1867 году немецким композитором, дирижером и успешным скрипачом Иоганном Эрнстом Беньямином Бильзе (Johann Ernst Benjamin Bilse, 1816–1902). В знак протеста 54 музыканта покинули оркестр. Бильзе, дополнив состав новыми оркестрантами, отправился на летние концерты в Павловск. А бунтовщики 1 мая 1882 года учредили свой симфонический коллектив. Эта дата является официальным днем рождения Берлинского филармонического оркестра. Тогда, впрочем, он назывался «Бывший Бильзе-оркестр» (Frühere Bilsesche Kapelle), а его первым главным дирижером стал Людвиг фон Бреннер (Ludwig von Brenner, 1833–1902).

Почти сразу на новый коллектив обращает внимание импресарио Герман Вольф. Он дает оркестру известное сегодня всему миру название «Берлинский филармонический», вводит систему абонементных концертов, приглашает выступить с оркестром именитых музыкантов, в числе которых Иоганнес Брамс (1884). Позднее за пультом со своими сочинениями появятся Чайковский (1888), Григ (1889), а главным дирижером с 1887 года станет великий Ганс фон Бюлов (Hans von Bülow, 1830–1894), руководивший оркестром   до 1893 года. Имена дирижеров составят и дальнейшую славу Берлинского филармонического.

В 1893–1895 коллектив работает без главного дирижера, но большая часть концертов проходит под управлением Рихарда Штрауса. Около 30 лет (1895–1922) оркестр возглавляет Артур Никиш (Arthur Nikisch, 1855–1922), с ним Берлинские филармоники совершат первые международные гастроли, с ним в 1913 году сделают первую запись для Deutsche Grammophon.

После смерти Никиша оркестром больше двадцати лет (1822–1945) руководит Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwängler, 1886–1954) – одна из знаковых фигур дирижерского исполнительского искусства. Первый концерт в статусе главного дирижера Фуртвенглер дает 9 октября 1922 года, в программе Симфония № 7 Брукнера, вступление к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера, два сочинения для фортепиано с оркестром – Симфонические вариации Франка и «Пляска смерти» Листа, солирует Йозеф Пембаур. Брукнер, Брамс, Бетховен, Вагнер остаются для Фуртвенглера главными композиторами. Их партитуры словно каждый раз заново рождаются под руками демиурга, завораживающего изумленную аудиторию и музыкантов оркестра. Одновременно Фуртвенглер руководит Берлинской оперой, и когда в 1934 году власти Третьего рейха запрещают премьеру оперы Хиндемита «Художник Матис», Фуртвенглер в знак протеста оставляет коллектив. Он вернется уже в 1935-м на условиях сохранения позиции только приглашенного дирижера, отказавшись от функций музыкального директора оркестра, но и для коллектива, и для окружения остается лидером Берлинских филармоников. В 1945 году после окончания Второй мировой войны за работу при нацистском режиме Фуртвенглера отлучат от дирижерского пульта. На процессе по денацификации его оправдают. С мая 1947 года маэстро вновь будет выступать с оркестром Берлинской филармонии, в 1952 году вернется сюда на должность пожизненного главного дирижера, но контракт продлится недолго – в 1954 году Фуртвенглера не станет. Непревзойденным, почти Богом его назовут современники.

А пока 26 мая 1945 года Берлинские филармоники дают первый послевоенный концерт уже под управлением нового главного дирижера. Это Лео Борхард (Leo Borchard, 1899–1945), или Лев Львович Боргард. Он родился в Москве в немецкой семье, в 1920-м уехал в Берлин, при нацистах активно участвовал в подпольном сопротивлении режиму – идеальная фигура на должность руководителя коллектива с небезупречной политической репутацией. С оркестром Борхард дает 22 концерта. Последний из них состоится 23 августа 1945 года: проезжавшая контрольный пункт машина, в которой везли дирижера после концерта, была обстреляна американским патрулем, Лео Борхард погиб.

Уже через шесть дней, 29 мая, с Берлинским филармоническим оркестром выступает Серджиу Челибидаке (Sergiu Celibidache, 1912–1996) – молодой румынский дирижер, получивший университетское образование в Бухаресте, дирижерское – в Высшей школе музыки в Берлине, руководитель оркестра Берлинского радио (1945–1946). Позицию лидера в филармоническом оркестре Челибидаке не получает, но до 1952 года исполняет обязанности главного дирижера. С Серджиу Челибидаке и Вильгельмом Фуртвенглером оркестр в 1948 году отправляется на свои первые гастроли в Великобританию.

Новая эра в истории Берлинских филармоников начинается в 1954 году, когда после Фуртвенглера в оркестр приходит Герберт фон Караян. В 1956-м он получает пост главного дирижера коллектива, которым руководит до 1989 года, покинув оркестр из-за конфликтной ситуации за три месяца до смерти. Караян – дирижер новой формации. Не просто гений музыки (определение «гений» в отношении Караяна употребляется без придыхания, просто как констатация). Вокруг оркестра он создает целую империю – с именными фондами, конкурсами, академией (учрежденная в 1972 году, она успешно функционирует и сегодня), Зальцбургским Пасхальным фестивалем (основан в 1967-м), оркестром-резидентом которого становятся Берлинские филармоники. Коллектив и без того лучший из лучших, обретает значение мирового бренда. Его так и называют – оркестр Караяна. При Караяне в 1963 году Berliner Philharmoniker получает в Западном Берлине и новое здание.

В 1969 году Караян привозит оркестр на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии. Здесь дирижер выступал в 1962-м с Венским филармоническим оркестром. Берлинские филармоники играют в Большом зале впервые. В программах, наряду с Бетховеном (монография 1 июня) и Моцартом, – 10-я симфония Шостаковича.

Через двадцать с лишним лет Берлинский филармонический оркестр приезжает в Большой зал на два концерта уже из объединенной Германии. На изменившейся карте мира нет не только ГДР, но и Ленинграда – 7 сентября 1991-го городу возвращают историческое название. Концерты 6 и 7 декабря 1991 года проходят в Петербургской филармонии, дирижирует Клаудио Аббадо. Он занимает позицию главного дирижера сразу после Караяна, с его приходом завершается и эра авторитарного лидерства в коллективе. В биографии Аббадо на официальном сайте Берлинской филармонии отдельно выделена рубрика «Уважение и любовь». Впрочем, именно Караян, приглашая молодых дирижеров на выступления с оркестром, обратил внимание на миланца Аббадо сразу после его дебюта с Берлинскими филармониками в декабре 1966 года. С этого момента и до назначения главным дирижером он успеет выступить с коллективом более тридцати раз.

Клаудио Аббадо руководит оркестром в 1989–2002. Он просит называть себя по имени, открыт в общении, требователен в работе. Обновленный состав оркестра готовит под его управлением тематические циклы, концертные исполнения опер, непревзойденным в его интерпретации признают Малера. Симфонию № 1 Малера Клаудио Аббадо включает и в программы петербургских гастролей, наряду с сочинения Бетховена, Брамса, Рихарда Штрауса, Альбана Берга. Последнее выступление Аббадо в статусе главного дирижера Берлинского филармонического оркестра состоится в мае 2002 года в Вене. Май станет символичным месяцем в дальнейшем их сотрудничестве: ежегодно в мае до конца жизни он возвращался к берлинцам с концертами.

Несколько раз Клаудио Аббадо приедет и в Петербургскую филармонию, где даст концерты с коллективом, созданным по его инициативе, – Молодежным оркестром имени Густава Малера (1991, 1993, 1995). Его последователи на посту руководителя Берлинских филармоников – великолепный Саймон Рэттл (2002–2018) и авторитетный Кирилл Петренко (живущий с 16 лет в Германии омич занял эту позицию в 2019-м) – в Петербургской филармонии пока не выступали. Не приезжал сюда после 1991 года и Берлинский филармонический оркестр. Но в Большом и Малом залах по-прежнему выступали ансамбли артистов оркестра Берлинской филармонии, создание которых поддерживает руководство коллектива и Фонд друзей Берлинских филармоников.

Октет Берлинской филармонии / Philharmonische Oktett Berlin – один из старейших камерных ансамблей Берлинского филармонического оркестра, созданный до начала Второй мировой войны. В его состав входят две скрипки, альт, виолончель, контрабас, кларнет, фагот и валторна. С конца 1950-х Октет начал выступать и за рубежом, а география гастролей ансамбля охватывает все континенты. В биографии Октета стал исторически важным событием 1978 год, когда музыканты отправились в тур по Израилю и Советскому Союзу. 27 ноября 1978-го концерт Октета состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии, прозвучали Квинтет Моцарта для струнных и валторны, Септет, соч. 20 Бетховена для кларнета, фагота, валторны, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, а также посвященный ансамблю Октет Хиндемита для кларнета, фагота, валторны, скрипки, двух альтов, и контрабаса: именно Октет Берлинской филармонии, при участии автора, был первым исполнителем сочинения в 1958 году.

Берлинская филармоническая камерата / Philharmonische Сamerata Berlin – ансамбль, созданный в 2001 году из солистов оркестра. В составе ансамбля – семь скрипок, два альта, две виолончели и один контрабас. Берлинская филармоническая камерата совершила уже несколько международных концертных туров, выступала во Франции, Италии, Японии, 13 апреля 2012 года дала концерт в Большом зале Петербургской филармонии.

Шарун-ансамбль / Scharoun Ensemble был создан в 1983 году и назван в честь крупнейшего немецкого архитектора Ханса Шаруна (Hans Scharoun, 1893–1972) – автора проекта нынешнего здания Берлинской филармонии. В составе ансамбля – две скрипки, альт, виолончель, контрабас, кларнет, фагот и валторна, шесть из восьми музыкантов – артисты оркестра. Scharoun Ensemble гастролирует по миру, участвует в международных фестивалях. Приезжал он дважды (отдельно от оркестра) и в Ленинград-Петербург. 1 марта 1990-го дал концерт в Малом зале филармонии в рамках Фестиваля Федеративной Республики Германии в СССР «Музыкальная культура сегодня», исполнив сочинения шести современных композиторов ФРГ. В Большом зале уже Петербургской филармонии выступил 3 ноября 2012 года в фестивале камерного исполнительства «Серебряная лира». В программе были Моцарт, Шуберт и Фантазии для октета Ханса Вернера Хенце (они звучали и в 1990-м). С ним, как и с другими современными авторами, Scharoun Ensemble тесно сотрудничает и считает исполнение новой музыки одной из своих важных задач.

Ансамбль «Валторнисты Берлинской филармонии» / Hornistender Berliner Philharmoniker – коллектив, который не так часто выступает с самостоятельными концертными программами. Репертуар ансамбля ограничен специально написанными для него опусами и переложениями. Аранжировки популярных тем из опер – от вагнеровского «Тристана и Изольды» до «Вестсайдской истории» Бернстайна – ансамбль записал в 2007 году на своем дебютном диске. Шесть из восьми участников ансамбля – музыканты Берлинского филармонического оркестра. Высокий уровень игры артистов обеспечивает им приглашение в качестве солистов в программы не только берлинцев, но и других коллективов. 3 октября 2012 года в петербургских гастролях Московского симфонического оркестра под управлением Павла Когана в Концертштюке Шумана для четырех валторн с оркестром солировали валторнисты Берлинских филармоников Штефан Дор, Штефан Езерски, Андрей Зусти, Сара Виллис. У каждого из этих музыкантов есть своя страничка на официальном сайте Берлинского филармонического оркестра:

Stefan Dohr

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/orchestra/musician/stefan-dohr/

Stefan de Leval Jezierski

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/orchestra/musician/stefan-de-leval-jezierski/

Andrej Žust

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/orchestra/musician/andrej-zust/

Sarah Willis

https://www.berliner-philharmoniker.de/en/orchestra/musician/sarah-willis/

5 декабря 1991 года в абонементе Малого зала Петербургской филармонии выступил Струнный квартет Берлинского филармонического оркестра. Зал тогда был на реставрации и концерт состоялся в Мраморном дворце. Из этого состава квартета сегодня в Berliner Philharmoniker продолжает играть Даниэль Стабрава / Daniel Stabrawa ( https://www.berliner-philharmoniker.de/en/orchestra/musician/daniel-stabrawa/) – 1-я скрипка ансамбля и концертмейстер оркестра.

В 2018 году молодые музыканты Берлинского оркестра организовали новый струнный квартет. В Петербургскую филармонию он пока не приезжал, как и многие другие ансамбли прославленного немецкого коллектива. Но 19 мая 2015 года в Большом зале Денис Мацуев представил камерный оркестр «Вена – Берлин», в котором для совместных концертов объединяются солисты Венского и Берлинского филармонических оркестров. Музыканты исполнили серенады Моцарта, Чайковского и – с Мацуевым – Первый фортепианный концерт Шостаковича.

Высочайшую репутацию Берлинского филармонического оркестра подтверждают престижные музыкальные премии. Среди них восемь Grammy (1970–2007), пять премий   EСHO Klassik (2003–2016), четыре премии Diapason D’Or (2014–2016).

И. Р.


Концерты

  • 15 декабря 1958

    (буклет-анонс, рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Берлинский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Франц Конвичный

    Бетховен. Симфония № 7. Р. Штраус. «Домашняя симфония»

  • 16 декабря 1958

    2-й концерт 7-го абонемента (буклет-анонс, рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Берлинский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Франц Конвичный

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 5

  • 17 декабря 1958

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Берлинский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Франц Конвичный

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Чилензек. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 5

  • 18 декабря 1958

    2-й концерт 4-го абонемента (буклет-анонс, рукописная книга)

    Симфонический концерт
    Берлинский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Франц Конвичный

    Буттинг. Симфония № 9. Брунс. Концерт для кларнета с оркестром. Брамс. Симфония № 2

  • 19 декабря 1958

    8-й концерт 11-го абонемента сезона 1957–1958 гг.

    Симфонический концерт
    Берлинский государственный симфонический оркестр
    Дирижер – Франц Конвичный

    Бах. Сюита № 2. Брукнер. Симфония № 7

  • 1 июня 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Симфония № 6 «Пасторальная». Симфония № 5

  • 2 июня 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Шостакович. Симфония № 10

  • 27 ноября 1978

    Вечер камерной музыки
    Октет Западно-Берлинской филармонии

    Моцарт. Квинтет для скрипки, двух альтов, валторны и виолончели. Хиндемит. Октет. Бетховен. Септет. Шуберт. Октет. Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»




Другие материалы

Бах–Моцарт

(транскрипция) ?

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»