Персоны

Герберт фон Караян

1908–1989
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Герберт фон Караян

Биография

Герберт фон Караян / Herbert von Karajan – австрийский дирижер.

Караян был человеком, который умел воплощать свои мечты. С детства он мечтал о небе, и в сорок лет получил летные права, обзавелся целым воздушным парком, наряду с парком яхт и гоночных авто, на которых гонял по трассам на невероятных скоростях. Но главным его стремлением, было, конечно, покорение музыкального мира. И это стремление Караян осуществил сполна, попутно воплощая и чужие мечты – мечты слушателей об идеальном звучании оркестра. Его называли «маэстро номер один в мире», «генеральмузикдиректором Европы», коммерческий успех многочисленных записей сделал Караяна одним из самых состоятельных музыкантов своего времени. Правда, в этом пути на музыкальный Олимп были и некоторые издержки...

Герберт фон Караян и Венский филармонический оркестр на сцене Большого зала Ленинградской филармонии в концерте 27 марта 1962 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Он родился в семье зальцбургского доктора, потомка греческих эмигрантов-торговцев, еще в XVIII веке получивших рыцарский титул и приставку «фон» к фамилии Караян. В четыре года начал брать уроки фортепиано, в пять лет впервые выступил публично на благотворительном концерте, в восемь лет поступил в зальцбургский Моцартеум, где учился до 1926 года как пианист. В 1929-м окончил Венскую высшую школу музыки – уже как дирижер. В том же 1929 году Караян дебютирует в Зальцбурге, а вскоре занимает свой первый постоянный пост – дирижера Городской оперы Ульма. Для музыканта с амбициями Герберта фон Караяна это было не самое завидное место.

Герберт фон Караян и Венский филармонический оркестр в концерте 27 марта 1962 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Приход к власти нацистов открывает перед молодым и пока не слишком успешным маэстро новые перспективы. Уже в 1933 году он пишет заявление на прием в члены Национал-демократической партии и практически сразу же начинает триумфальную карьеру. С этим фактом впоследствии придется иметь дело всем биографам дирижера, и неловкие попытки оправдать его «непониманием и ослеплением» выглядят, по меньшей мере, наивными. Караяну нужно было дирижировать, с помощью своих скупых жестов и невероятной харизмы превращая музыкантов в единый организм с одним дыханием на сто человек, и если для этого приходилось играть нацистский гимн перед программой из Бетховена и Вагнера, значит, такова цена, которую он готов был платить. Решительный, волевой, голубоглазый красавец, покоряющий публику, – он станет одним из «рекламных лиц» режима. В 1935-м Караяна назначают музыкальным директором Аахена, в 1937-м он дебютирует в Венской опере, в 1938-м впервые встает за пульт Берлинского филармонического оркестра, в 1939 году становится руководителем Берлинской оперы. Со всеми этим коллективами он будет работать и после войны.


Концерт в Большом зале 27 марта 1962 года. Венский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Нельзя сказать, что после падения Третьего рейха Герберт фон Караян вовсе обойдется без репутационных проблем. Однако маэстро довольно быстро решает их, с легкостью и элегантностью, неизменно сопутствующей ему до преклонных лет. Уже в 1946 году он дает первый после перерыва концерт с Венским филармоническим оркестром, с 1948-го сотрудничает с лондонским оркестром «Филармония», дирижирует спектаклями в Венской опере, Ла Скала и в Метрополитен-опере, руководит Обществом друзей музыки в Вене (1948–1964), становится ведущим дирижером фестивалей в Байройте, Эдинбурге, Люцерне. При этом главное внимание Караян всегда уделял своему Пасхальному фестивалю в родном Зальцбурге (он учредил его в 1967-м) и Берлинскому филармоническому оркестру, которыми руководил не один десяток лет (1954–1989).

Имя Караяна, уже не связанное ни с какими политическими ассоциациями, становится музыкальным «брендом», многочисленные записи (всего их будет более 900!) выходят гигантскими тиражами, поистине огромный репертуар дирижера поражает, причем, большинство партитур он знает наизусть, не пользуясь во время концертов пультом! С Караяном выступают лучшие солисты мира, в том числе и советские музыканты – Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович. Сам маэстро неоднократно приезжает в СССР в 1960-е годы.


Дирижерский семинар (мастер-класс) Караяна 31 мая (или 1 июня - точная дата не указана) 1969 года. Большой зал, Симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Его первые советские гастроли состоятся уже в 1962 году с Венским филармоническим оркестром. В Москве и Ленинграде Герберт фон Караян дает по два концерта. В программах 27 и 28 марта в Большом зале филармонии прозвучала музыка Моцарта («Юпитер» и «Маленькая ночная серенада»), Рихарда Штрауса («Дон Жуан»), а также симфонии Бетховена (№ 5) и Брукнера (№ 7). Тогда же Караян оставит лаконичную запись в книге автографов Большого зала:

«Ленинградской филармонии с благодарностью и с письменным подтверждением её.
Герберт фон Караян»
.

В 1964 году Караян привезет в Москву легендарную труппу Ла Скала, но в Ленинград в тот раз не приедет. Зато в 1969-м маэстро проводит в Ленинградской филармонии дирижерский семинар. В прослушиваниях участвовали 12 молодых дирижеров, каждому давалось по 20 минут (!) для исполнения фрагментов симфоний № 2 Брамса или № 5 Бетховена (играл Симфонический оркестр филармонии). Замечания маэстро переводит с немецкого Арвид Янсонс. Караян отметит двоих – Дмитрия Китаенко и Мариса Янсонса: оба станут победителями Конкурса Герберта фон Караяна в Западном Берлине: Китаенко – в 1969-м, Янсонс – в 1971-м.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Мастер-класс проходит днем 31 мая и 1 июня, вечером Караян выходит на сцену Большого зала со своим Берлинским филармоническим с бетховенской монографией. В программе следующего дня – Моцарт и Десятая симфония Дмитрия Шостаковича. Дочь дирижера Изабель Караян уверяет, что однажды ее отец сказал: «Если бы я писал музыку, то я писал бы ее как Шостакович». Но при этом Десятая симфония была единственным сочинением советского классика в репертуаре австрийского дирижера. В тот последний визит критика уже не была столь единодушна в восторженных отзывах о музыканте. Впрочем, имя Караяна, его авторитарный дирижерский стиль, всегда становились предметом споров. Некоторые критики называли его магическое воздействие на публику «точно выверенным восторгом», упрекали в излишнем перфекционизме при некоторой холодности… Но и самые ярые противники не могли отрицать очевидного факта – Герберт фон Караян останется в истории одним из величайших дирижеров ХХ столетия.

О. Р.


Концерты

  • 27 марта 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». Брукнер. Симфония № 7

  • 28 марта 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Бетховен. Симфония № 5

  • 1 июня 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Симфония № 6 «Пасторальная». Симфония № 5

  • 2 июня 1969

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт фон Караян

    Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Шостакович. Симфония № 10



Герберт фон Караян

Герберт фон Караян

Дирижер [27 или 28 марта 1962]



Другие материалы

Суна Кан

Суна Кан

Скрипка 1936–2023
Эри Клас

Эри Клас

Дирижер 1939–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»