Персоны

Юджин Орманди

1899–1985
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Юджин Орманди

Биография

Орманди Юджин / Eugene Ormandy – американский дирижер.

Один из величайших дирижеров ХХ столетия стал известен миру под именем Юджина Орманди. Так венгр Е́нё Орманди-Бла́у (Jenő Ormándy-Blau – венг.) американизировал свое имя, оказавшись в 1921 году в Нью-Йорке.

Сюда выпускника Будапештской Королевской академии музыки (1913), успешного скрипача, концертировавшего в Вене, пригласил человек, представившийся американским импресарио. «Импресарио» оказался самозванцем, и Орманди пришлось устроиться на последний пульт оркестра, в обязанности которого входило не только давать концерты, но и сопровождать демонстрацию немых фильмов в театре «Капитолий». Как вспоминал позже сам Орманди, уже через пять дней его назначили концертмейстером оркестра (это был большой коллектив – 77 человек), а через восемь месяцев он, заменив главного дирижера, встал за пульт: дебютом была симфония № 4 Чайковского. Орманди сразу же получил место штатного дирижера оркестра, с которым и аккомпанировал на вечере танца Айседоры Дункан в Карнеги-холле. Здесь его услышал известный американский импресарио Артур Джадсон и сразу же увидел в молодом дирижере большую перспективу. Когда в 1931 году Артуро Тосканини не смог по болезни выступить с Филадельфийским оркестром, Джадсон пригласил Юджина Орманди заменить мэтра. Так состоялась встреча Орманди с главным оркестром его жизни, которым он будет руководить почти полвека.

Прибытие Юджина Орманди и Филадельфийского оркестра в Ленинград, встреча на Московском вокзале, последние числа мая 1958 года. Справа – Юджин Орманди и концертмейстер оркестра ЗКР Илья Шпильберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но первым его серьезным назначением стала должность главного дирижера Симфонического оркестра Миннеаполиса (1931–1936, с 1968-го – Оркестр Миннесоты). Тогда началось сотрудничество музыканта с крупнейшей звукозаписывающей компанией RCA Victor, по ее заказу Орманди записал с оркестром Миннеаполиса симфонии Брукнера (№ 7) и Малера (№ 2), впервые – «Просветленную ночь» Шенберга, сюиту «Хари Янош» Кодаи, новые сочинения американских композиторов Джона Карпентера и Роя Харриса.

Сотрудничество дирижера с RCA Victor, а потом и с Columbia будет развиваться, когда в 1936 году он приходит в Филадельфийский оркестр: в течение двух сезонов Орманди работает как ассистент Леопольда Стоковского (он возглавляет коллектив с 1912 года), а в 1938-м становится музыкальным руководителем и главным дирижером. Этот пост Орманди занимает до 1980 года, оставаясь до конца жизни дирижером-лауреатом коллектива.

Юджин Орманди и Филадельфийский симфонический оркестр. Большой зал филармонии, 1 июня 1958 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

У Юджина Орманди феноменальная память и огромный репертуар, большую часть которого он дирижирует наизусть. С оркестром он делает первые в мире записи Домашней симфонии Рихарда Штрауса и симфонии № 10 Малера (редакция Дерика Кука), кантату «Александр Невский» и симфонии №№ 6 и 7 Прокофьева, с Мстиславом Ростроповичем – концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича. Орманди запишет позднее и симфонии Шостаковича – №№ 4, 10, 13, 14, 15, они будут в постоянном репертуаре дирижера. Русская музыка привлекает Орманди, он исполняет и записывает симфонии Чайковского (№№ 4, 5, 6), сюиты из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Картинки с выставки» Мусоргского. Под управлением Орманди играют русские солисты: с 1950-х годов это гастролеры из СССР Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган и Мстислав Ростропович. В 1930–1940-е – выходцы из Российской империи Григорий Пятигорский, Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Сергей Рахманинов, с которым Юджина Орманди тесно связала судьба.

Юджин Орманди в концерте 1 июня 1958 года:
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Филадельфийский оркестр стал «своим» для Рахманинова еще со времен Леопольда Стоковского: в феврале 1920 года он представил американскую премьеру «Колоколов» и Третий фортепианный концерт, солировал автор. 6 ноября 1936 года Стоковский дирижирует премьерой Третьей симфонии Рахманинова, под управлением Стоковского Рахманинов впервые играет концерт № 4 (1927) и Рапсодию на тему Паганини (1934).Тесные творческие контакты с Рахманиновым продолжатся и с приходом Орманди, его романтический дирижерский стиль особенно близок русскому музыканту. Вместе они запишут фортепианные концерты композитора, Филадельфийскому оркестру и Юджину Орманди Рахманинов посвятит свое последнее сочинение – «Симфонические танцы», премьера пройдет 1 января 1941 года.

С Филадельфийским оркестром главный дирижер проводит от 100 до 180 концертов в сезон. Высокая репутация коллектива приносит ему славу по всей Америке. В 1949 году Орманди едет с оркестром за рубеж – в Англию, затем пройдут гастроли по Европе, в Японии, Корее, Китае (1973).


Орманди (и артисты оркестра), предположительно (по сюжету снимков), на прогулке на речном «трамвайчике» по Неве в один из дней отдыха между концертами. Ленинград, начало июня 1958 года.
Внизу: Орманди и художественный руководитель Госконцерта СССР Г. Г. Владимиров.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1958 году Юджин Орманди приезжает с Филадельфийским оркестром в СССР – пять концертов музыканты дают в Москве, три в Киеве, четыре в Большом зале Ленинградской филармонии: 1, 3 (днем и вечером) и 4 июня. Орманди любил большие программы. Так, 3 июня вечером оркестр сыграл симфонии № 5 Шостаковича, № 3 Харриса, увертюру «Леонора» № 3 Бетховена и вторую сюиту «Дафнис и Хлоя» Равеля. И это после дневного концерта – с симфониями Гайдна (№ 88) и Прокофьева (№ 5), «Жар-птицей» Стравинского и «Американцем в Париже» Гершвина! Из американской музыки в программе советских гастролей были также сочинения Аарона Копланда и Уильяма Шумана, а еще прозвучали Бетховен (симфония № 7), Брамс (№ 1), Мусоргский, Дебюсси, Рихард Штраус, Пятый концерт Прокофьева – солировал Святослав Рихтер.

По стечению обстоятельств этот сезон завершится концертами Заслуженного коллектива под управлением Леопольда Стоковского. Юджин Орманди за пультом ленинградского оркестра никогда не появится, а гастроли 1958 года с Филадельфийским оркестром останутся его единственным приездом в СССР.

И. Р.


Концерты

  • 1 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Бетховен. Симфония № 7. Копленд. Симфоническая поэма «Тихий Город». Мусоргский–Равель. «Картинки с выставки». Барбер. Адажио для струнных

  • 3 июня 1958

    5-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Шостакович. Симфония № 5. Харрис. Симфония № 3. Равель. Сюита № 2 «Дафнис и Хлоя». Р. Штраус. Вальсы из оперы «Кавалер розы»

  • 3 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    Гайдн. Симфония № 88. Прокофьев. Симфония № 5 Гершвин. Симфоническая поэма «Американец в Париже». Стравинский. Сюита из балета «Жар-птица». Кеннан. «Ночной шепот»

  • 4 июня 1958

    Симфонический концерт
    Дирижер – Юджин Орманди (США)

    У. Шуман. «Credendum». Дебюсси. Ноктюрн «Облака». Ноктюрн «Празднества». Прокофьев. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. Брамс. Симфония № 1




Другие материалы

Милан Хорват

Милан Хорват

Дирижер 1919–2014
Филармонический оркестр Загреба

Филармонический оркестр Загреба

Симфонический оркестр Основан в 1871

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»