Персоны

Аарон Копланд

1900–1990
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Аарон Копланд

Биография

Копланд Аарон / Aaron Copland – композитор, пианист, дирижер.

Сын эмигрантов из Виленской губернии Российской империи Аарон Копланд вошел в историю музыки США как один из самых «американских» композиторов. Музыкой он начал заниматься в Нью-Йорке, в 1921–1924 годах учился во Франции – в Американской консерватории Фонтенбло у Нади Буланже, которую, как и Сергея Кусевицкого, Копланд впоследствии назовет главными людьми, повлиявшими на его судьбу. Буланже не только оснастила Копланда композиторской техникой, но и стимулировала интерес к современной европейской музыке, литературе, искусству; Кусевицкий поддерживал композитора в непростые периоды его биографии и был первым исполнителем многих его сочинений.

Вокруг Копланда всегда кипела жизнь. Вернувшись в Нью-Йорк, 24-летний композитор собрал молодых единомышленников, читал лекции о европейской музыке, организовывал серии концертов (Копланд-концерты), а потом и фестивали. Увлекаясь в разные годы авангардными техниками, он все же был сторонником доступности музыки для широкой аудитории, завоевав признание демократичностью тем, сюжетов, языка. Его балеты, симфонии, инструментальные концерты, саундтреки были удостоены многочисленных национальных наград – от Пулитцеровской премии за балет «Весна в Аппалачах» (1945) до Золотой медали Конгресса США за заслуги перед американским искусством (1987).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но правительство США не всегда благоволило к композитору. В молодости он увлекался левыми идеями, дружил с коммунистами, в 1936-м попал под подозрения ФБР. В «черный список» Копланда, наряду с другими крупнейшими деятелями искусства, включили в 1950 году в период маккартизма. И хотя, в 1954-м официальная «охота на ведьм» была приостановлена, шлейф неблагонадежного либерала еще долго тянулся за Аароном Копландом. Тем не менее именно ему доверяют организовать встречу с советскими композиторами, приехавшими в октябре 1959 года в США.

В составе делегации, возглавляемой Тихоном Хренниковым, были Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Фикрет Амиров, Константин Данькевич, музыковед Борис Ярустовский. Эта месячная поездка проходила в рамках Договора о культурном сотрудничестве между СССР и США, заключенном в 1958 году. Концерты Аарона Копланда и Лукаса Фосса весной 1960 года в Ленинграде и Москве проводились как ответный визит. Впрочем, еще за два года до официального подписания Договора на гастроли в СССР уже начали приезжать американские музыканты. Первым из них был Исаак Стерн: 10 мая 1956 года в концерте с пианистом Александром Закиным Стерн исполнил сонату Копланда для скрипки и фортепиано (1943). Так имя Аарона Копланда впервые появилось в афише Большого зала Ленинградской филармонии. С тех пор он звучал здесь чаще других американских композиторов – в гастрольных программах пианистов, певцов, хоровых коллективов, оркестров – Филадельфийского с Юджином Орманди (1958), Кливлендского с Джорджем Селлом (1965), Нью-Йоркского филармонического с Эрихом Лайнсдорфом (1976), Балтиморского с Дэвидом Цинманом (1987).

Аарон Копланд и Лукас Фосс в Ленинградской филармонии в день концерта 7 апреля 1960 года. С артистами оркестра ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С 1963 года сочинения Копланда включают в свой репертуар и ленинградские оркестры: в феврале Заслуженный коллектив играет под управлением кубинского дирижера (!) Энрике Гонсалеса Мантичи поэму для чтеца и симфонического оркестра «Портрет Линкольна»: написанный в 1942-м с использованием цитат из программной Геттисбергской речи американского президента и мелодий народных песен, «Портрет» был снят с инаугурационного концерта Эйзенхауэра в 1953 году из-за «неблагонадежности» Копланда. Звучали в Большом зале и другие сочинения композитора: музыка к кинофильму «Тихий город», Концерт для кларнета с оркестром, написанный по заказу Бенни Гудмана (1947–1949). Но самыми популярными в программах становятся сюиты из балетов «Весна в Аппалачах» (здесь и музыканты, и публика полностью солидаризировались с мнением Комитета по присуждению Пулитцеровской премии) и «Родео».

Аарон Копланд и Лукас Фосс на сцене Большого зала. Концерт 7 апреля 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Частота появления имени композитора в филармонической афише забавным образом отражает разные фазы отношений между США и СССР, а потом и Российской Федерации. Сам Аарон Копланд дирижировал в Большом зале в период первой «оттепели». Заслуженный коллектив под управлением автора (ему было предоставлено II отделение концерта) исполнил два сочинения: ''Statemens'' («Декларации», известные также в переводе «Заявления») и сюиту «Рыжий пони» (''The Red Pony''). Сюита была сделана композитором в 1948 году на основе музыку к одноименному кинофильму. Начало работы над «Декларациями» относится к 1932 году, но затянется, и премьера пройдет в Карнеги-холле 7 января 1942 года с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Димитриса Митропулоса. Эта партитура (шесть лаконичных частей), насыщенная сольными и ансамблевыми эпизодами, предоставляла богатые возможности продемонстрировать мастерство музыкантов Ленинградского филармонического оркестра.

Благодарность ему автор выразил в «Золотой книге»:

«К оркестру Ленинградской филармонии я всегда буду испытывать особую привязанность. Мой первый визит в Советский Союз был вдвойне восхитительным благодаря прекрасному совместному концерту. Очень надеюсь вскоре приветствовать вас в Соединенных Штатах!
Аарон Копланд
7 апреля 1960».

На первые американские гастроли Заслуженный коллектив отправится с Мравинским и Рождественским осенью (октябрь – ноябрь) 1962 года. Для Аарона Копланда первый визит в СССР останется единственным.

И. Р.


Концерты

  • 7 апреля 1960

    Концерт американских композиторов Аарона Копланда и Лукаса Фосса
    Дирижер – Лукас Фосс
    Дирижер – Аарон Копланд

    Кабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Фосс. «Симфония хоралов». Копланд. Сюита «Декларации». Сюита из музыки к кинофильму «Рыжий пони»



Аарон Копланд

Аарон Копланд

Композитор, дирижер, фортепиано 7 апреля 1960



Другие материалы

Зигфрид Беренд

Зигфрид Беренд

Гитара 1933–1990
Венский филармонический оркестр

Венский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1842 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»