Персоны
Энрике Мантичи
Биография
Мантичи Энрике Гонсалес / Mántici Enrique González – кубинский композитор, дирижер, скрипач.
Музыкальное образование Энрике Гонсалес Мантичи получил сначала в Латинской Америке, где ему посчастливилось брать уроки дирижирования у Эриха Клайбера, затем в Московской консерватории у Александра Гаука, Николая Аносова и Лео Гинзбурга.
Концерт 11 февраля 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На Кубе Мантичи был успешен еще до революции 1959 года: в 1934-м основал струнный квартет, где играл первую скрипку, в группе первых скрипок играл и в Гаванском симфоническом оркестре под управлением Гонсало Роига, в 1940-х занимал пост дирижера Оркестра Гаванского радио, в 1950-м основал Национальный институт музыки, в 1952–1955 был музыкальным директором «Балета Алисии Алонсо». Одной из ключевых фигур музыкальной культуры Мантичи оказался и в социалистической Кубе: в 1960 году он стал одним из инициаторов создания и первым главным дирижером Кубинского симфонического оркестра, с 1964 года вел класс дирижирования в Национальной школе искусств. Признан он был и как композитор. Три балета Мантичи 1960-х годов шли на столичной сцене, на концертной эстраде исполнялись его оратории, посвященные борьбе за свободу – «Убили Че» на текст речи Фиделя Кастро и «Сто лет борьбы» на стихи кубинского поэта, лауреата Международной Сталинской премии «За мир и дружбу между народами» Николаса Гильена.
11 февраля 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Энрике Гонсалеса Мантичи ценили и в СССР: в 1962 году музыканта пригласили в виолончельное жюри II Международного конкурса имени П. И. Чайковского (председательствовал Мстислав Ростропович), а в 1963-м – на гастроли в Москву, Тбилиси, Ереван и Ленинград. Тогда он и выступил в Большом зале филармонии с Заслуженным коллективом. Удивительно, но собственные сочинения Мантичи в программу не включил, отдав дань современникам – американцу Аарону Копланду, его ученику и лидеру кубинской «Группы музыкального обновления» Арольду Граматхесу (1918–2008) и родоначальнику афро-кубинского музыкального стиля Амадео Рольдану (1900–1939), имя которого носит главный концертный зал Гаваны – Teatro Amadeo Roldán. Из классики прозвучала симфония № 1 Брамса.
И. Р.
Концерты
-
11 февраля 1963
4-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрик и заводов г. Ленинграда)
Симфонический концерт
Дирижер – Энрике Гонсалес Мантичи (Куба)Брамс. Симфония № 1. Граматхес. «Памяти героя», симфоническая поэма. Копленд. «Портрет Линкольна», симфоническая поэма для чтеца и симфонического оркестра. Рольдан. Три маленькие поэмы.
-
12 февраля 1963
(повтор программы 11 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Энрике Гонсалес Мантичи (Куба)Брамс. Симфония № 1. Граматхес. «Памяти героя», симфоническая поэма. Копленд. «Портрет Линкольна», симфоническая поэма для чтеца и симфонического оркестра. Рольдан. Три маленькие поэмы.