Персоны

Николай Аносов

1900–1962
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Аносов

Биография

Аносов Николай Павлович – дирижер.

Профессионального дирижерского образования Николай Аносов не получил, консерваторию (композиторский факультет в классе Анатолия Александрова) он окончит экстерном лишь в 1943-м, будучи уже опытным дирижером. Получив домашнее музыкальное образование, выпускник Борисоглебской гимназии (Тамбовская губерния) пробовал учиться в Москве в Сельскохозяйственной академии, в артиллерийской школе, воевал добровольцем в Красной армии, служил в Народном комиссариате иностранных дел (востребованным оказалось его знание иностранных языков). К середине 1920-х Николай Аносов начинает работать концертмейстером в Оперной студии Станиславского, затем в Московской филармонии, а к 1930-м – в музыкальной редакции Всесоюзного радиокомитета. Солисткой оперного ансамбля ВРК служит его жена, Наталья Петровна Рождественская. В мае 1931-го у Рождественской и Аносова родится сын – будущий крупнейший дирижер современности Геннадий Рождественский.

Дирижерский дебют его отца, Николая Аносова, состоится в 1930-м – классический случай замены заболевшего дирижера на исполнении оперы Глюка «Орфей» в прямом эфире радио (другого эфира и не существовало) станет для Аносова началом дирижерской деятельности. После ВРК он возглавляет оркестр Ростова-на-Дону (1937–1938), следующие два сезона проведет за пультом оркестра Азербайджанской филармонии. В сентябре 1940 года Аносов становится главным дирижером Оперной студии Московской консерватории, где будет вести дирижерский класс (еще до получения собственного диплома!), а в 1951-м возглавит кафедру оперно-симфонического дирижирования. Одним из его студентов станет и Геннадий Рождественский. Сына Аносов научит не только дирижерскому ремеслу, но и привьет вкус к музыкальным новинкам и редкостям.

Концерт 9 апреля 1947 года. Солист Александр Цфасман.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

До войны Аносов выступил в Большом зале с Заслуженным коллективом лишь в двух концертах. Уже в марте 1945-го он впервые представляет здесь симфонию № 3 Шебалина, а следующая программа 17 ноября 1945 года идет с ремаркой «все произведения исполняются в 1-й раз». Это вечер советско-американской музыки, музыки союзников, и на нем впервые звучат сочинения англичанина Блисса, американцев Барбера и Сигмейстера, симфония № 2 Гавриила Попова. Следующий концерт из музыки современников (со вступительным докладом выступает Игорь Бэлза) – поляка Кассерна, чеха Мартину, француза Мийо и американца Гершвина – состоится в апреле 1947 года. Программы Николая Аносова нередко имеют объединяющую идею – музыка стран народной демократии (здесь чехи, поляки, болгары, венгры), отдельный вечер 17 марта 1956 года целиком посвящен современной английской музыке: это единственный концерт, в котором Аносов выступает вместе с Натальей Рождественской (Геннадий Рождественский свою первую английскую программу представит в октябре 1964-го, а в 1980-е впервые в СССР исполнит все симфонии Ральфа Воан-Уильямса).

Аносов тщательно изучал и русскую музыку XVIII века. Он вернул из небытия и поставил на сцене оперной студии Московской консерватории оперу Фомина «Ямщики на подставе» и оперу Бортнянского «Сын-соперник». А в Большом зале Ленинградской филармонии исполнил мелодраму Фомина «Орфей и Эвридика», увертюры Козловского и Алябьева.

Н. Амосов после концерта 9 июня 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Под управлением Аносова 9 июня 1948 года солист Заслуженного коллектива Исаак Левитин впервые сыграл в Филармонии Концерт для альта и струнного оркестра Хандошкина (на московской премьере играл Рудольф Баршай). О том, что этот концерт – очередная мистификация современного композитора Михаила Гольдштейна (его брат, скрипач Борис Гольдштейн – постоянный участник филармонических программ), стало известно значительно позднее, а тогда «обнаруженный в архивах» концерт придворного музыканта, скрипача и композитора Ивана Хандошкина (1747–1804) стал настоящим открытием для альтистов.

Концерт 20 октября 1957 года. Солистка Белла Давидович.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах дирижера, впрочем, была не только малоизвестная или новая музыка. Под его управлением филармонические оркестры играли симфонии Чайковского (№ 1), Малера (№ 1), исполняли Реквием Моцарта, программу к 275-летию Баха, монографический вечер Прокофьева. С Аносовым выступали Давид Ойстрах и Рудольф Баршай, пианисты Мария Гринберг и Белла Давидович, Анатолий Ведерников и Яков Флиер, Лев Власенко и Лазарь Берман, французский виолончелист Пьер Фурнье.

Концерт 10 апреля 1959 года. Солист Пьер Фурнье (Франция).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но последний приезд Николая Аносова в Большой зал все же связан с экспериментальной работой: 28, 30 и 31 мая 1962 года Московский театр имени Маяковского представляет в Филармонии концерт-спектакль режиссера Николая Охлопкова «Медея» по трагедии Еврипида и с музыкой Танеева. Сложное музыкальное оформление спектакля требовало участия нескольких дирижеров, первым из них был Николай Аносов.

И. Р.


Концерты

  • 12 февраля 1939

    6-й концерт 1-го абонемента (рукопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Моцарт. Увертюра к опере «Похищение из Сераля». Ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро». Бетховен. Увертюра и две песни Клерхен из музыки к трагедии «Эгмонт». Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины». Шуберт. Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». «Приют». «Лесной царь». Григ. Сюита «Пер Гюнт» № 1

  • 10 мая 1941

    3-й концерт цикла симфонических концертов

    Ленинградский пленум Оргкомитета Союза Советских композиторов СССР, посвященный проблемам советского симфонизма

    Мясковский. Симфония № 21. Шостакович. Фортепианный квинтет. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

  • 17 марта 1945

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов (Москва)

    Шебалин. Симфония № 3. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

  • 17 ноября 1945

    Все произведения исполняются в 1-й раз (рукописная книга)

    Вечер советской и англо-американской музыки
    Дирижер – Николай Аносов (Москва)

    В. Власов и В. Фере. Увертюра к опере «Патриоты». Г. Попов. Симфония № 2 «Родина». Э. Элгар. Интродукция и аллегро. А. Блисс. Три фрагмента из балета «Шахматы». С. Барбер. Этюд для оркестра. Э. Сигмейстер. Три пьесы из цикла «Озарк»

  • 9 апреля 1947

    (программа и пригласительный билет)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Доклад И. Бэлзы. Кассерн. Концерт для струнного оркестра. Мартину. «Лидице». Блисс. Сюита из балета «Шахматы». Мийо. «Провансальская сюита». Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

  • 31 марта 1952

    4-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Рахманинов. Симфония № 1. Фомин. Мелодрама «Орфей и Эвридика»

  • 17 апреля 1952

    6-й концерт 5-го абонемента

    Музыка стран народной демократии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Карлович. Симфонический триптих «Вековые песни». Сметана. «Влтава» («Молдава») из цикла «Моя Родина». Стоянов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Эркель. Увертюра к опере «Ласло Хуньяди»

  • 5 января 1953

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Козловский. Увертюра из музыки к трагедии В. Озерова «Фингал». Хандошкин. Концерт для альта с оркестром. Фомин. Мелодрама «Орфей и Эвридика»

  • 24 апреля 1953

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Сметана. «Из чешских полей и лесов» из цикла «Моя Родина». Дворжак. Пьеса из цикла «Легенды». Владигеров. Болгарская рапсодия «Вардар». Динику. Молдавский танец «Хора стаккато». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Кодаи. Сюита из оперы «Хари Янош»

  • 17 марта 1956

    5-й концерт 1-го абонемента

    Вечер английской музыки
    Дирижер – Николай Аносов

    Бриттен. Четыре интерлюдии из оперы «Питер Граймс». Форсайт. Концерт для альта с оркестром. Гренвил Банток. Две песни из цикла «Китайские песни» на слова китайского поэта Ли-По. Скотт. Колыбельная. Английская народная песня. Уолтон. Симфоническая сюита «Фасад»

  • 20 октября 1957

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 22 октября 1957

    (повторение программы 20 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 10 апреля 1959

    Симфонический концерт
    Солист – Пьер Фурнье (Париж)

    Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром ре мажор. Шуман. Концерт для виолончели с оркестром ля минор. Лало. Концерт для виолончели с оркестром ре минор

  • 29 апреля 1959

    5-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Симфонические танцы

  • 30 апреля 1959

    (повтор программы 29 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Рахманинов. Фантазия «Утес». Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. Симфонические танцы

  • 8 декабря 1959

    3-й концерт 6-го абонемента

    Моцарт. Реквием

    Моцарт. Реквием

  • 21 марта 1960

    6-й концерт 10-го абонемента

    Бах (к 275-летию со дня рождения)
    Дирижер – Николай Аносов

    Бах. Сюита № 2. Ария из кантаты № 105. Ария из кантаты № 59. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Пассакалия для органа до минор (в обработке для оркестра А. Гедике)

  • 10 мая 1960

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Малер. Симфония № 1 «Титан». Бабаджанян. «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром. Вайнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда»

  • 12 мая 1960

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Малер. Симфония № 1 «Титан». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вайнбергер. Полька и фуга из оперы «Шванда»

  • 22 июня 1961

    5-концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Аносов

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сюита «Поручик Киже». Три отрывка из балета «Ромео и Джульетта». Скерцо и марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»




Другие материалы

Николай Анненков

Николай Анненков

Актер 1899–1999
Василий Астров

Василий Астров

Дирижер 1912–1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»