Персоны

Борис Гольдштейн

1922–1987
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Борис Гольдштейн

Биография

Гольдштейн Борис Эммануилович

Музыкант-вундеркинд Буся Гольдштейн (именно так его имя обозначали на первых афишах) добился успеха невероятно рано. Он начинал учиться у знаменитого одесского педагога Петра Столярского, но вскоре семья Гольдштейнов переехала в Москву, где Бориса приняли в школу при консерватории в класс Абрама Ямпольского. Уже как его ученик, одиннадцатилетний скрипач принимает участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей. Из-за своего возраста он играет во внеконкурсной программе, однако юному музыканту присуждают специальную премию, а его семье предоставляют отдельную квартиру в столице.

Кроме Бориса, в семье двое детей: сестра Генриетта и брат Михаил. Оба они тоже станут музыкантами. Михаил Гольдштейн – скрипач и композитор, останется в истории музыки автором знаменитой музыкальной мистификации: он якобы «найдет» в архивах забытую симфонию украинского композитора Овсяннико-Куликовского, она прочно войдет в репертуар советских оркестров, будет записана на пластинку Евгением Мравинским и Заслуженным коллективом, и лишь позднее выяснится, что симфонию сочинил сам Михаил Гольдштейн (и это была не единственная его «шутка»). Генриетта Гольдштейн окончит фортепианный факультет Московской консерватории и будет аккомпанировать Борису в его сольных концертах.

В четырнадцать лет Борис Гольдштейн становится лауреатом четвертой премии Конкурса им. Венявского в Варшаве (вторую получает Давид Ойстрах), через два года – лауреатом Конкурса Изаи в Брюсселе. О скрипаче восторженно отзываются выдающиеся музыканты – Хейфец, Сигети, Тибо... Его концерты имеют неизменный успех.

«Из маленького Гольдштейна вырастет большой музыкант», – пишет французская газета во время его гастролей в Париже.

Увы, блестящее начало карьеры не получило достойного продолжения. В послевоенные годы Гольдштейна не выпускают за границу на гастроли, не допускают до работы в консерватории, почти не дают записываться на пластинки, всё реже его концерты проходят и внутри страны, что заметно и по афише Большого зала Ленинградской филармонии.

Биографы музыканта связывают это и с личными происками конкурентов, и, конечно, с разыгравшейся «борьбой с космополитами». Очевидно, что власти «сделали ставку» на других исполнителей и всячески препятствовали успешной творческой судьбе Гольдштейна. В 1974 году скрипач эмигрирует в Германию, где сразу получает место профессора в Высшей школе музыки Вюрцбурга (среди его учеников – Захар Брон), активно концертирует, исполняя не только прежние программы, но и новые для своего репертуара сочинения. Пресса снова, как во времена юности музыканта, не скупится на похвалы. Кроме музыки в эмиграции Гольдштейн занят организацией помощи соотечественникам – устройством на работу вновь прибывших эмигрантов, а также пересылкой необходимых лекарств, вещей, денег друзьям и знакомым, оставшимся в Москве. К сожалению, этот новый, заграничный период жизни продолжался совсем недолго. После тяжелой болезни Борис Гольдштейн скончался в Ганновере в 1987 году.

В Большом зале филармонии скрипач дебютировал в 1935 году: тринадцатилетний Гольдштейн сыграл сольный концерт, в программе – виртуозная скрипичная музыка. В 1938-м состоятся его первые концерты с Филармоническим оркестром: 2 февраля Гольдштейн играет концерты Баха (Es-dur) и Бетховена с Евгением Мравинским, а уже через два дня – Концерт Брамса с дирижером Михаилом Штейманом.

В следующий раз музыкант выступит с Оркестром филармонии более, чем через двадцать лет: в 1959-м он исполнит Концерт Брамса с Натаном Рахлиным, а 7 и  декабря 1960-го, на своих последних выступлениях в Филармонии, сыграет Концерт Бетховена с немецким дирижером Гербертом Кегелем.

С 1935-го по 1959 год Гольдштейн сыграл в Большом зале десять сольных программ, до 1948-го – в ансамбле с сестрой Генриеттой Гольдштейн. С начала 1950-х годов музыканта редко приглашают в Ленинградскую филармонию. На афишах Большого зала его имя в период с января 1951-го по январь 1959-го не появляется вообще. В это время (1954–1958) Борис Гольдштейн дает шесть сольных концертов в Малом зале имени Глинки, последний из них состоится 1 мая 1958 года: в ансамбле с Беллой Давидович скрипач исполнит сонаты Брамса (ре минор), Франка и Пуленка.

И. Р.


Концерты

  • 26 февраля 1935

    (анонс)

    Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
    Буся Гольдштейн

    Тартини–Крейслер, Бах, Крейслер, Бенда–Душкин, Бетховен–Ауэр, Венявский, Ахрон, Римский-Корсаков–Цимбалист

  • 7 декабря 1935

    (афиша)

    Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
    Лауреат международного конкурса в Варшаве
    Буся Гольдштейн

    В программе: Бах, Глазунов, Шоссон, Дебюсси, Крейслер, Бизе–Сарасате

  • 2 февраля 1938

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бах. Сюита № 2. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Бетховен. Увертюра к балету «Творения Прометея». Концерт для скрипки с оркестром

  • 4 февраля 1938

    Симфонический концерт
    Дирижер – Михаил Штейман

    Глазунов. Симфония № 6. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 8 октября 1938

    (программка с фотопортретом и краткой биографией Б. Гольдштейна)

    Вечер скрипичной музыки
    Лауреат Международного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе
    Буся Гольдштейн

    Франк. Соната для скрипки и фортепиано. Лало. Испанская симфония. Паганини. Концерт № 1. Каприс № 1. Каприс № 2. Сонатина. «Пляска ведьм»

  • 31 мая 1939

    Вечер скрипичной музыки
    Лауреат Международного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе
    Буся Гольдштейн

    В программе: Бах, Вивальди–Хейфец, Гуммель–Хейфец, Паганини, Мендельсон–Ахрон, Мендельсон–Бурмейстер, Венявский, Римский-Корсаков–Цимбалист

  • 1 февраля 1940

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    Чайковский. Концерт ре мажор. Меланхолическая серенада. Скерцо. «Размышление». Юмореска. Andante cantabile из квартета № 1. Вальс-скерцо

  • 18 декабря 1940

    К 100-летию со дня смерти Никколо Паганини
    Вечер скрипичной музыки

    Паганини. Adagio. Каприс № 1 ми мажор. Каприс № 2 си минор. Каприс № 4 до минор. Фантазия на тему из оперы Россини «Моисей». Паганини–Крейслер. Вариации на тему «I Palpiti». Паганини. Концерт № 1 ре мажор. Паганини–Ауэр. Каприс № 9 ми мажор. Каприс № 17 ми-бемоль мажор. Каприс № 24 ля минор. Паганини–Крейслер. «Пляска ведьм»

  • 29 июня 1942

    (анонс на обороте программки 20 июня)

    Вечер скрипичной музыки
    Лауреат международных конкурсов
    Борис Гольдштейн

    (программа не указана)

  • 14 июля 1942

    (программка)

    Скрипичный концерт
    Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов
    Борис Гольдштейн

    Тартини–Крейслер, Хачатурян, Чайковский, Паганини, Венявский, Римский-Корсаков–Цимбалист

  • 20 июля 1942

    (программка)

    Скрипичный концерт
    Лауреат Всесоюзного и международных конкурсов
    Борис Гольдштейн
    При участии симфонического оркестра Филармонии
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром

  • 22 мая 1946

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    В программе: Бетховен, Шуберт, Шуман–Крейслер, Венявский, Паганини, Дебюсси, Сен-Санс, Гендель, Фалья–Крейслер, Прокофьев–Грюнес

  • 30 сентября 1948

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    В программе: Тартини–Крейслер, Венявский, Паганини, Паганини–Ауэр, Сарасате, Свенсен, Мусоргский–Рахманинов, Чайковский–Цыганов, Фалья–Крейслер

  • 28 марта 1949

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    В программе: Бах, Сибелиус, Рахманинов, Чайковский, Скрябин, Скрябин–Сигети, Прокофьев, Равель, Гендель, Мусоргский, Римский-Корсаков

  • 9 января 1951

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    В программе: Витали–Шарлье, Гендель, Шуман–Крейслер, Мусоргский–Рахманинов, Дворжак, Венявский, Владигеров, Чайковский, А. Хачатурян

  • 22 января 1959

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Шуберт. Симфония № 9 «Большая». Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 24 октября 1959

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Борис Гольдштейн

    В программе: Р. Штраус, Конюс, Изаи, Вагнер, Мендельсон–Хейфец, Шимановский, Владигеров, Бах–Гуно, Гершвин–Хейфец, Мийо–Хейфец

  • 7 декабря 1960

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт Кегель (Германская Демократическая Республика)

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1

  • 8 декабря 1960

    (повтор программы 7 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Герберт Кегель (Германская Демократическая Республика)

    Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Симфония № 1




Другие материалы

Софья Големба

Софья Големба

Меццо-сопрано 1905–1970
Карл Элиасберг

Карл Элиасберг

Дирижер 1907–1978

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»