Персоны

Джордж Селл

1897–1970
Источник изображения: Wikimedia commons
Джордж Селл

Биография

Селл Джордж / Georg Szell – американский дирижер.

Джордж Селл родился в Будапеште, куда его семья переехала из Чехии, отрочество провел в Вене, в Венской музыкальной академии учился как пианист и композитор, а в 1914-м дебютировал в Берлине за пультом «Блютнер-оркестра».

В следующем 1915 году молодой музыкант дирижировал в Берлинской Королевской опере, где его услышал Рихард Штраус. Благодаря его поддержке Селл получает контракты со Страсбургской оперой, затем работает в Дармштадте и Дюссельдорфе, но дольше всего – в Праге, где в 1929–1937 годы занимает посты генеральмузикдиректора «Нового немецкого театра» и профессора Немецкой академии музыки.

В энциклопедических справочниках Джорджа Селла называют то чешским, то венгерским, то немецким дирижером, конечно с обязательным дополнением – американский: дебютировав в Америке в 1930 году с оркестром Сент-Луиса, он в 1939-м окончательно переезжает в США, а с 1946-го и до конца жизни возглавляет Кливлендский симфонический оркестр, который именно при Селле, наряду с Бостонским, Чикагским, Филадельфийским и Нью-Йоркским оркестрами, вошел в «золотую пятерку» американских симфонических коллективов.

В 1965 году с Кливлендским оркестром Селл выступает в СССР. Но ни один из справочников не упоминает о том, что это были не первые гастроли дирижера в Советском Союзе. Он уже приезжал сюда в 1936 году. Несмотря на успешную карьеру в Европе, в СССР Селла почти не знали. Георг Селль (или даже Салль) – а именно в такой транскрипции публикуют его не сразу узнаваемое имя – дает в Большом зале с Заслуженным коллективом Ленинградской филармонии шесть концертов. Он выступает здесь как представитель Чехословакии (напомним, Селл работает в это время в Немецком театре Праги). Хотя в Европе он уже сотрудничал с большими музыкантами, многие из которых успели побывать и в Ленинградской филармонии, в 1936-м дирижеру предлагают солистов не первого ряда. Но тот факт, что две программы идут с повтором – 12 и 14 марта, 22 и 26 марта (третья, 28 марта, с частичным повтором), говорит о прогнозируемом администрацией Филармонии успехе.

Под управлением Джорджа Селла Заслуженный коллектив исполняет симфонии № 5 Бетховена, № 5 Чайковского, № 8 и № 9 (по существовавшей тогда нумерации – № 7) Шуберта, симфонию № 9 Брукнера. Из увертюр звучит «Оберон» Вебера. Лишь «Оберона» Джордж Селл повторит в Большом зале в мае 1965 года, когда приедет в Ленинград во главе Кливлендского симфонического оркестра на четыре концерта. Это будет уже всемирно известный маэстро. Он частый гость Зальцбургского фестиваля, его приглашают оркестры амстердамского Консертгебау, Лондонский и Чикагский симфонические, Венский и Нью-Йоркский филармонические: в оркестре Нью-Йорка он последние годы жизни будет занимать позицию главного приглашенного дирижера.

С каждым из этих коллективов, а не только со своим Кливлендским оркестром, Джордж Селл делает записи, сохранившие искусство выдающегося музыканта. Его гастроли в 1965 году стали огромным событием для ленинградской публики. Роскошными были и программы: симфонии № 88 Гайдна, № 39 Моцарта, № 6 Бетховена, № 3 Брамса, № 4 Шумана и № 5 Прокофьева, «Море» Дебюсси» и «Дафнис и Хлоя» (2-я сюита) Равеля, увертюры к операм «Оберон» Вебера и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса, из классики прозвучал и фортепианный концерт Моцарта (№ 20, солист Грант Иоханнесен). Этот насыщенный список кажется исчерпывающим для четырех вечеров. Но музыканты из Кливленда играют и американскую, известную и совсем незнакомую ленинградской публике, музыку. Среди известной – Аарон Копланд («Весна в Аппалачах») и Самуэль Барбер – его фортепианный концерт играет Джон Браунинг. Из новых имен – Питер Меннин (Peter Mennin) – симфония № 3 (1946) и афроамериканец Уильям Гранд Стилл (William Grant Still): его симфоническая пьеса 1943 года в оригинале называется «Памяти цветных солдат, погибших за демократию», но в ленинградской программке название дано в усеченном виде – «Памяти погибших за демократию». Эта пьеса звучит в последнем концерте Джорджа Селла в Большом зале 19 мая 1965 года.

И. Р.


Концерты

  • 12 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (Чехословакия)

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфония № 5

  • 14 марта 1936

    (повторение программы 12 марта, машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл (Чехословакия)

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфония № 5

  • 22 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 26 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 7

  • 28 марта 1936

    7-й концерт 2-го абонемента (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Симфония № 7

  • 30 марта 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джордж Селл

    Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Брукнер. Симфония № 9




Другие материалы

Илья Шпильберг

Илья Шпильберг

Скрипка 1910–2000
Лидия Сидоровская

Лидия Сидоровская

Балерина 1912–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»