Персоны
Илья Шпильберг
Биография
Шпильберг Илья Абрамович – скрипач, в 1935–1968 солист Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Илья Шпильберг родился в Новосибирске, музыкальное училище окончил в Томске (1919), в консерватории учился в Москве (1922–1929) у Бориса Сибора и Льва Цейтлина. В годы учебы подрабатывал в оркестрах московских кинотеатров, был концертмейстером оркестров Губернского отдела просвещения и Театра оперетты, а в 1924–1931 играл в оркестре Большого театра. Но привлекала Шпильберга сольная карьера. Он выступал на разных концертных площадках Москвы, в сезоне 1931–1932 был солистом Всесоюзного радиоцентра, исполняя в прямом эфире (другого эфира тогда не было) и сольные пьесы, и концерты с оркестром – Бетховена, Брамса, Паганини, Чайковского.
В театрально-музыкальном мире столицы Илья Шпильберг становится фигурой популярной, и когда Всеволоду Мейерхольду понадобится скрипач, играющий на сцене, Шпильберга приглашают в ТиМ. В оркестре театра Всеволода Мейерхольда музыкант служит в 1932–1934 годах, 1 сентября 1934 года приезжает с театром на гастроли в Ленинград, они продлятся до 10 октября. Именно тогда Шпильберг случайно увидел объявление о конкурсе в Заслуженный коллектив Республики академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии и вскоре стал его солистом.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
О том, как это произошло, Илья Абрамович много лет спустя рассказывал своему младшему коллеге виолончелисту филармонического оркестра Сергею Чернядьеву, который вспоминает:
«Мы тесно общались со Шпильбергом в его последние годы, и он рассказывал некоторые истории из жизни оркестра, о том, как пришел сюда. И это было увлекательнее любого детектива, потому что он еще и прекрасный рассказчик.
Будучи на гастролях ТиМа в Ленинграде, Шпильберг увидел афишу “Конкурс Филармонии на место концертмейстера”. Пришел и сыграл. Конкурс проходил в три тура: 1 тур - концерт Паганини, 2 тур - романтический концерт, Чайковский, Брамс, а потом уже оркестровое соло. Вот Шпильберг сыграл Паганини и собрался ехать в Москву, спектакли-то уже закончились. Но ему позвонили и сказали: вы прошли дальше. Он прошел остальные туры, и его взяли. Шпильберг был самородком».
Так молодой скрипач Илья Шпильберг в 1935 году занимает место второго концертмейстера Заслуженного коллектива, сразу же оказавшись за первым пультом рядом с опытнейшим концертмейстером оркестра еще с придворных времен Виктором Заветновским. В 1935-м, уже как артиста Филармонии, Шпильберга премируют на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, проходившем в Ленинграде, в 1937 году он становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов, в 1938-м оканчивает аспирантуру Ленинградской консерватории у Мирона Полякина и Иоаннеса Налбандяна.
Придя в оркестр, Шпильберг почти сразу дебютирует на сцене Большого зала как ансамблист в авторском концерте Альфредо Казеллы и в дальнейшем будет выступать в камерных программах в ансамблях и с сольными виртуозными пьесами. Шпильберг играет с оркестром и как солист: в январе 1936 года под управлением Александра Гаука исполняет Концерт Чайковского, который вновь исполнит в 1938-м уже с Евгением Мравинским, а в 1940-м с Борисом Хайкиным. Мравинский, сменивший Фрица Штидри на должности главного дирижера в 1937 году, доверяет Шпильбергу оркестровые соло в своих программах: в «Жизни героя» Рих. Штрауса и «Шехеразаде» Римского-Корсакова, в балетах Чайковского, Глазунова и Стравинского. А под управлением Курта Зандерлинга он солирует в concerti grossi Генделя и Вивальди. Фактически, с 1937 года Шпильберг становится первой скрипки оркестра, хотя официально эта позиция была закреплена в штатном расписании за ветераном коллектива Виктором Заветновским, выполнявшим в последние годы работы чаще функции наставника группы.
На декаду ленинградского искусства, проходившую в Москве в мае 1940 года, Илья Шпильберг едет не только как концертмейстер, но и как солист: в Большом зале Московской консерватории он исполняет с оркестром под управлением Мравинского Романтическую поэму Животова (23 мая) и Концерт № 1 Паганини (25 мая), удостаиваясь похвалы в прессе.
В следующий раз сложнейший Первый концерт Паганини Шпильберг сыграет в Новосибирске, куда филармония эвакуируется в годы войны, за пультом стоит Курт Зандерлинг. Шпильберг исполняет в новосибирских программах все оркестровые соло, участвует в многочисленных камерных программах, а под управлением Евгения Мравинского, вместе с альтистом ЗКР Исааком Левитиным, несколько раз играет Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром.
Возвращение оркестра филармонии из эвакуации, осень 1944 г. Слева направо: директор филармонии А. В. Пономарёв, Е. А. Мравинский, концертмейстер И. А. Шпильберг, заместитель концертмейстера С. Л. Шак, концертмейстер группы фаготов А. Г. Васильев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Моцарта музыканты повторят здесь и 22 июля 1944 года, на пригласительном билете напечатано: «Прощальный концерт перед возвращением в Ленинград Заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской Филармонии для постоянных слушателей Новосибирска». Илья Шпильберг участвует и в первой творческой встрече «артистов Филармонии с общественностью Ленинграда», состоявшейся в Большом зале после возвращения из эвакуации, а с сезона 1945–1946, после ухода Заветновского на пенсию, становится не только фактическим, но и официальным концертмейстером Заслуженного коллектива.
Чествование Шпильберга 16 апреля 1960 года
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
17 апреля 1960 года в симфонической программе Евгения Мравинского Шпильберг играет соло в сюите из балета «Лебединое озеро»: так коллектив отмечает 50-летие музыканта и 25-летие его концертмейстерской работы в оркестре (ремарка об этом стоит в программке). Исполнением оркестровых соло да несколькими камерными программами амбиции концертмейстера в эти годы и ограничиваются. Когда-то он сменил на позиции первой скрипки оркестра Виктора Заветновского, в 1968-м концертмейстером оркестра становится Виктор Либерман, а Илья Шпильберг завершает свою многолетнюю филармоническую службу.
Шпильберг в концерте 17 апреля 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но деятельный и полный творческих сил, музыкант не складывает руки. Из студентов консерватории, где он ведет курс чтения оркестровых партий (1966–1972), Шпильберг уже в мае 1968-го создает, по образцу московского ансамбля Юлия Реентовича, Ансамбль скрипачей. К началу 1970-х в нем остается лишь женский состав, с которым Шпильберг без малого 20 лет гастролирует по всей стране: от Архангельска до Кемерово. Музыкантов приглашают на фестивали, на концерты в Москву, на съемки телевизионных передач и фильмов: в 1971-м Ансамбль скрипачей участвовал в съемках на Ленфильме балета «Барышня и хулиган».
Илья Шпильберг играет в Генуе на скрипке Паганини. Гастроли оркестра ЗКР в Италии, 1966 (или 1968) год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Люди, знавшие Илью Абрамовича Шпильберга не только по сцене, вспоминают и о том, что он был страстным охотником и рыболовом. Рыболовные крючки нередко оказывались в кармане его фрака, в котором он мог поехать на рыбалку прямо после концерта. А его впечатления об удачной охоте были настоящими «охотничьими рассказами», со всеми присущими жанру преувеличениями. Таким же страстным и неутомимым был Илья Шпильберг и в музыке.
И. Р.
Концерты
-
9 марта 1935
(анонс)
Камерный концерт Альфредо Казеллы (Италия)
Блох. Квинтет № 1. Казелла. Симфония № 2. Серенада для камерного ансамбля
-
21 марта 1935
(анонс)
Концерт-показ премированных на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Ленинграда
В программе: Шопен, Бузони, Восканьян, Скотт–Крейслер, Кленгель, Лист, Чайковский, Гурилев, Гедике, Манн, Бетховен, Хачатурян, Фалья–Крейслер, Габлер, Гендель, Лало, Глюк, Верди–Бюхнер, Танеев, Шуман, Маттезон
-
31 марта 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»
-
15 октября 1935
(афиша)
Вокальный вечер
Внеплановый концерт
Ева Бандровска-Турска (Польша)
(программа не указана)
-
10 ноября 1935
2-й концерт 3-го абонемента (афиша)
Исторические концерты
Гендель и Бах
-
27 ноября 1935
4-й концерт 1-го абонемента (фотокопия)
Вокальный вечер
Последний концерт артистки Opera Comique
Нинон Валлен (Париж)В программе: Гендель, Моцарт, Шуман, Шуберт, Форе, Леру, Сен-Санс, Башелэ
-
28 января 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Интродукция и фуга из оркестровой сюиты № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»
-
8 июня 1936
(машинопись)
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай ПечковскийВ программе: Чайковский, Глинка, Рахманинов
-
23 мая 1937
Вокальный вечер
Солист Большого театра
Марк Осипович РейзенВ программе: Поппер, Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский, Шуберт, Шуман, Бойто, Россини
-
16 января 1938
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай ПечковскийВ программе: Дзержинский, Хренников, Энтелис, Соловьев-Седой, Шапорин, Мясковский, Свиридов, Шишов
-
24 февраля 1938
Да здравствует ХХ-я годовщина Красной армии и Военно-морского Красного флота
Концерт для работников Кировского завода и Военной академии им. Ленина
В программе: Бах, Кабалевский, Дунаевский, Пуньяни–Крейслер, Сарасате, Бородин, Чишко, А. Толстой, Покрасс
-
27 февраля 1938
Старинные цыганские романсы
Изабелла ЮрьеваСтаринные цыганские романсы и таборные песни
-
26 марта 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийЧайковский. «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»
-
30 марта 1938
Концерт русской музыки
От Титова до ДаргомыжскогоВ программе: Глинка, Титов, Кажинский, Кавос, Гурилев, Верстовский, Алябьев, Гурилев, Пауфлер, Даргомыжский
-
27 апреля 1938
Камерный концерт
В программе: Глинка, Титов, Кажинский, Кавос, Гурилев, Верстовский, Алябьев, Пауфлер, Даргомыжский
-
10 ноября 1938
3-й концерт 1-го абонемента (программка, на обложке фотопортрет исполнительницы)
Вокальный вечер
Елена СтепановаВ программе: Корчмарев, Глиэр, Ипполитов-Иванов, Василенко, Чайковский, Рахманинов
-
18 ноября 1938
Вокальный вечер
Солист Театра оперы и балета имени Кирова
Николай ПечковскийВ программе: Ган, Дзержинский–Каменский, Асафьев, Ипполитов-Иванов, Юрман, Толмачев, Глиэр, Кабалевский, Хачатурян, Хренников, Шапорин
-
21 ноября 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичПрокофьев. Сюита № 2 из музыки к балету «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Энке. Концерт для оркестра
-
26 ноября 1938
Вечер еврейской песни
Михаил Эпельбаум (баритон)В программе: Мильнер, Фрейденберг, Дунаевский, Кацан–Фрейденберг, Горелик–Ямпольский, Фефер–Фрейденберг, Платнер–Ямпольский, Фефер–Косенко, Полонский–Фрейденберг, Фефер, Украинский, Корчмарев, Крейн, Шнеер–Фрейденберг, Годинер–Мильнер, Берман, Айзенберг, Шнеер
-
17 декабря 1938
Вокальный вечер
Солистка Большого театра СССР
Елизавета БоровскаяВ программе: Гретри, Бах, Гайдн, Моцарт, Адан, Глюк, Кампра, Делиб