Персоны

Виктор Заветновский

1875–1950
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виктор Заветновский

Биография

Заветновский Виктор Александрович – скрипач, концертмейстер Придворного, Государственного и Филармонического оркестра с 1910 до 1945 года. Группа первых скрипок оркестра ЗКР, 1930-е, сидит в центре – Виктор Заветновский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1896 году Виктор Заветновский окончил Петербургскую консерваторию по классу Петра Артемьевича Краснокутского. В 1902-м был принят на службу в Придворный оркестр, а уже в 1910-м стал концертмейстером, сменив на первом пульте Вацлава Курнаковича (он занял место второго концертмейстера). К концу Первой мировой войны, в 1918-м, Заветновский был призван на военную службу в 171-й пехотный полк, о чем свидетельствует его учетная карточка, хранящаяся в архивах ЦГАЛИ, но вскоре вернулся в оркестр.

Виктор Заветновский, предположительно, в 1916 или 1917 году.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Заветновский оставался первой скрипкой и тогда, когда после Февральской революции 1917 года коллектив объявил себя Государственным оркестром, и тогда, когда в 1921-м вошел в состав Петроградской филармонии. 17 февраля 1923 года его будут чествовать на торжественном концерте, посвященном артистам, прослужившим в коллективе более 20 лет. 13 июня того же года на «Первом концерте симфонического оркестра без дирижера» музыкант не только берет на себя руководство оркестром как его концертмейстер, но и в качестве солиста исполняет Меланхолическую серенаду Чайковского. Ее он играл еще в 1919-м с Государственным оркестром в Гербовом зале Зимнего дворца в программах народных концертов, где солировал не раз – под управлением Гуго Варлиха и Эраста Беллинга. Александр Должанский, Виктор Заветновский, Софья Давыдова, Георгий Амосов с публикой после концерта на заводе
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В штатном расписании Заветновский числится концертмейстером оркестра до конца 1945 года, но фактически это место с 1937-го занимает молодой Илья Шпильберг, а Заветновский остается «наставником» группы, готовит ее к репетициям. У него большой педагогический опыт – с 1898 года, а среди его учениц будет и талантливая скрипачка Галина Баринова. С ее мамой, пианисткой Марией Бариновой, Виктор Заветновский в 1900-е годы играл в дуэте.

Выступал он в молодости и со струнным квартетом, который организовал в 1907 году. В составе камерных ансамблей, с сольными номерами и с оркестром музыкант играет и в Филармонии – в Малом и в Большом залах: участвует в авторских концертах Мийо и Казеллы (1926), под управлением Рене Батона и Фрица Штидри солирует в Бранденбургских концертах Баха (1929). Со Штидри состоится и последнее выступление Виктора Заветновского-солиста – 18 декабря 1935 года с альтистом Сергеем Памфиловым он исполнит Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Репетиция струнной группы в квартире Зветновского
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С родным коллективом он на время разлучается в 1941 году: из-за болезни жены скрипач остается в блокадном Ленинграде, с осени играет в оркестре Радиокомитета, с октября по май 1942 года выступает с сольными номерами в концертах Большого зала. Эвакуируется лишь после смерти жены, Натальи Петровны, летом 1942 года, а к осени 1944-го вернется вместе с оркестром из Новосибирска и оставит службу, отметив 70-летие.

И. Р.


Концерты

  • 18 мая 1922

    Бетховенское фойе (машинопись)

    Вечера современной музыки

    В программе: Прокофьев, Стравинский, Лурье

  • 2 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер

    В программе: Бетховен, Брамс, Тюйе (без указания произведений)

  • 24 мая 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Концерт Виктора Заветновского

    (программа не указана)

  • 13 июня 1923

    При участии Заслуженного артиста концертмейстера Государственной Академической Филармонии В. А. Заветновского

    Первый концерт симфонического оркестра без дирижера

    Чайковский. Симфония № 4. Меланхолическая серенада. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 27 июня 1923

    При участии Заслуженного артиста концертмейстера Государственной Академической Филармонии В. А. Заветновского

    Первый концерт симфонического оркестра без дирижера

    Чайковский. Симфония № 4. Меланхолическая серенада. Фантазия «Франческа да Римини»

  • 31 октября 1923

    Филармонический оркестр
    Чайковский
    Дирижер – Эмиль Купер

    Чайковский. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3

  • 25 марта 1924

    Violinenabend
    Наум Блиндер

    В программе: Гендель, Бах, Тартини, Тартини–Крейслер, В. Ф. Бах, Крейслер

  • 22 ноября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец

  • 21 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Мийо, Сати, Пуленк, Винер

  • 11 апреля 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    с участием:
    Марии Коваленко, Виктора Заветновского, Исайи Рензина

    В программе: Гречанинов, Длусский, Чайковский, Вагнер, Леонкавалло, Мендельсон, Кюи, Бородин, Тома, Римский-Корсаков, Венявский, Бах–Таузиг, Шопен, Лист

  • 4 мая 1926

    В ознаменование 150-летия Ленинградского Горного института

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    В программе: Лядов, Вагнер, Глазунов, Шиллингс, Чайковский, Брамс, А. Герман, Глинка, Римский-Корсаков, Глиэр, Григ

  • 4 декабря 1926

    Концерт Альфредо Казелла (Италия)
    При участии Анны Кернер и солистов Филармонического оркестра

    Вивальди. Концерт для струнных ля минор. Кастельнуово-Тедеско. «Кипарисы» для фортепиано. Казелла. 11 детских пьес для фортепиано. «Три средневековые песни» для голоса и фортепиано. «Марионетки» для девяти инструментов. Сицилиана и бурлеска для скрипки, виолончели и фортепиано. Стравинский. Соната для фортепиано

  • 26 марта 1927

    Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
    V концерт
    Дирижер – Николай Малько

    Бетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»

  • 8 января 1928

    Весь чистый сбор от концерта поступит в пользу безработных членов Союза работников искусств

    Концерт Лидии Яковлевны Липковской
    С участием:
    Константина Шмидта
    Виктора Заветновского
    Михаила Бочарова

    В программе: Шопен, Лист, Чайковский, Пуччини, Мейербер, Лист, Скрябин, Прокофьев, Тома, Шуман, Шуберт, Римский-Корсаков, Аренский, Бюссер, Коррон

  • 28 апреля 1928

    9-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Хиндемит. Камерная музыка № 1 для двенадцати инструментов. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Танеев. Симфония № 1

  • 6 мая 1928

    Вокальный вечер
    Лидия Яковлевна Липковская

    В программе: Глазунов, Поппер, Цабель, Беллини, Сибелла, Римский-Корсаков, Аренский, Сейлер, Крейн, Фолькман, Шопен, Лассен, Мейербер, Коутс, Россини

  • 14 мая 1928

    (машинопись, рукопись и концертная книга)

    Бесплатный концерт
    По случаю открытия X Всесоюзного съезда терапевтов
    Приветствие Съезду – Николай Малько

    В программе: Глинка, Чайковский, Вагнер, Прокофьев, Мейербер

  • 13 ноября 1929

    2-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Ренэ Батон (Париж)

    Бах. Бранденбургский концерт № 5. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 27 ноября 1929

    3-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)

    Бах. Бранденбургский концерт № 4. Моцарт. Серенада № 10. Штраус. Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан»

  • 23 февраля 1930

    Вокальный концерт
    Владимир Сливинский

    Чайковский. Арии. Романсы. Римский-Корсаков. Арии. Романсы



«‎Ворошиловец»‎ № 22

К 15-летию Филармонии 26 апреля 1934

«Красная газета»

Музыка и массы: о новой психологии восприятия 11 сентября 1934

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О выездном концерте 4 ноября 1934 5 ноября 1934

«‎Литературная газета»‎

О массовой работе 22 ноября 1934

«Советское искусство»‎

Работники Малого оперного театра выбирали в Ленинградский совет вместе с Союзом композиторов и Ленинградской филармонией 23 декабря 1934



Другие материалы

Григорий Мунблит

Григорий Мунблит

Скрипка 1890–1933
Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Фортепиано 1891–1953

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»