Персоны
Виктор Заветновский
Биография
Заветновский Виктор Александрович – скрипач, концертмейстер Придворного, Государственного и Филармонического оркестра с 1910 до 1945 года. Группа первых скрипок оркестра ЗКР, 1930-е, сидит в центре – Виктор Заветновский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1896 году Виктор Заветновский окончил Петербургскую консерваторию по классу Петра Артемьевича Краснокутского. В 1902-м был принят на службу в Придворный оркестр, а уже в 1910-м стал концертмейстером, сменив на первом пульте Вацлава Курнаковича (он занял место второго концертмейстера). К концу Первой мировой войны, в 1918-м, Заветновский был призван на военную службу в 171-й пехотный полк, о чем свидетельствует его учетная карточка, хранящаяся в архивах ЦГАЛИ, но вскоре вернулся в оркестр.
Виктор Заветновский, предположительно, в 1916 или 1917 году.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Заветновский оставался первой скрипкой и тогда, когда после Февральской революции 1917 года коллектив объявил себя Государственным оркестром, и тогда, когда в 1921-м вошел в состав Петроградской филармонии. 17 февраля 1923 года его будут чествовать на торжественном концерте, посвященном артистам, прослужившим в коллективе более 20 лет. 13 июня того же года на «Первом концерте симфонического оркестра без дирижера» музыкант не только берет на себя руководство оркестром как его концертмейстер, но и в качестве солиста исполняет Меланхолическую серенаду Чайковского. Ее он играл еще в 1919-м с Государственным оркестром в Гербовом зале Зимнего дворца в программах народных концертов, где солировал не раз – под управлением Гуго Варлиха и Эраста Беллинга. Александр Должанский, Виктор Заветновский, Софья Давыдова, Георгий Амосов с публикой после концерта на заводе
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В штатном расписании Заветновский числится концертмейстером оркестра до конца 1945 года, но фактически это место с 1937-го занимает молодой Илья Шпильберг, а Заветновский остается «наставником» группы, готовит ее к репетициям. У него большой педагогический опыт – с 1898 года, а среди его учениц будет и талантливая скрипачка Галина Баринова. С ее мамой, пианисткой Марией Бариновой, Виктор Заветновский в 1900-е годы играл в дуэте.
Выступал он в молодости и со струнным квартетом, который организовал в 1907 году. В составе камерных ансамблей, с сольными номерами и с оркестром музыкант играет и в Филармонии – в Малом и в Большом залах: участвует в авторских концертах Мийо и Казеллы (1926), под управлением Рене Батона и Фрица Штидри солирует в Бранденбургских концертах Баха (1929). Со Штидри состоится и последнее выступление Виктора Заветновского-солиста – 18 декабря 1935 года с альтистом Сергеем Памфиловым он исполнит Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Репетиция струнной группы в квартире Зветновского
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С родным коллективом он на время разлучается в 1941 году: из-за болезни жены скрипач остается в блокадном Ленинграде, с осени играет в оркестре Радиокомитета, с октября по май 1942 года выступает с сольными номерами в концертах Большого зала. Эвакуируется лишь после смерти жены, Натальи Петровны, летом 1942 года, а к осени 1944-го вернется вместе с оркестром из Новосибирска и оставит службу, отметив 70-летие.
И. Р.
Концерты
-
18 мая 1922
Бетховенское фойе (машинопись)
Вечера современной музыки
В программе: Прокофьев, Стравинский, Лурье
-
2 февраля 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер
В программе: Бетховен, Брамс, Тюйе (без указания произведений)
-
24 мая 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Концерт Виктора Заветновского
(программа не указана)
-
13 июня 1923
При участии Заслуженного артиста концертмейстера Государственной Академической Филармонии В. А. Заветновского
Первый концерт симфонического оркестра без дирижера
Чайковский. Симфония № 4. Меланхолическая серенада. Фантазия «Франческа да Римини»
-
27 июня 1923
При участии Заслуженного артиста концертмейстера Государственной Академической Филармонии В. А. Заветновского
Первый концерт симфонического оркестра без дирижера
Чайковский. Симфония № 4. Меланхолическая серенада. Фантазия «Франческа да Римини»
-
31 октября 1923
Филармонический оркестр
Чайковский
Дирижер – Эмиль КуперЧайковский. Andante funebre е doloroso из струнного квартета № 3. Симфония № 1. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3
-
25 марта 1924
Violinenabend
Наум БлиндерВ программе: Гендель, Бах, Тартини, Тартини–Крейслер, В. Ф. Бах, Крейслер
-
22 ноября 1925
Камерно-хореографический концерт
В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец
-
21 марта 1926
Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера
В программе: Мийо, Сати, Пуленк, Винер
-
11 апреля 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
с участием:
Марии Коваленко, Виктора Заветновского, Исайи РензинаВ программе: Гречанинов, Длусский, Чайковский, Вагнер, Леонкавалло, Мендельсон, Кюи, Бородин, Тома, Римский-Корсаков, Венявский, Бах–Таузиг, Шопен, Лист
-
4 мая 1926
В ознаменование 150-летия Ленинградского Горного института
Филармонический оркестр
Дирижер – Владимир ДранишниковВ программе: Лядов, Вагнер, Глазунов, Шиллингс, Чайковский, Брамс, А. Герман, Глинка, Римский-Корсаков, Глиэр, Григ
-
4 декабря 1926
Концерт Альфредо Казелла (Италия)
При участии Анны Кернер и солистов Филармонического оркестраВивальди. Концерт для струнных ля минор. Кастельнуово-Тедеско. «Кипарисы» для фортепиано. Казелла. 11 детских пьес для фортепиано. «Три средневековые песни» для голоса и фортепиано. «Марионетки» для девяти инструментов. Сицилиана и бурлеска для скрипки, виолончели и фортепиано. Стравинский. Соната для фортепиано
-
26 марта 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
V концерт
Дирижер – Николай МалькоБетховен. Траурный марш из симфонии № 3 «Героической». Симфония № 1. «Шотландские песни» для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка к трагедии «Эгмонт»
-
8 января 1928
Весь чистый сбор от концерта поступит в пользу безработных членов Союза работников искусств
Концерт Лидии Яковлевны Липковской
С участием:
Константина Шмидта
Виктора Заветновского
Михаила БочароваВ программе: Шопен, Лист, Чайковский, Пуччини, Мейербер, Лист, Скрябин, Прокофьев, Тома, Шуман, Шуберт, Римский-Корсаков, Аренский, Бюссер, Коррон
-
28 апреля 1928
9-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукХиндемит. Камерная музыка № 1 для двенадцати инструментов. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Танеев. Симфония № 1
-
6 мая 1928
Вокальный вечер
Лидия Яковлевна ЛипковскаяВ программе: Глазунов, Поппер, Цабель, Беллини, Сибелла, Римский-Корсаков, Аренский, Сейлер, Крейн, Фолькман, Шопен, Лассен, Мейербер, Коутс, Россини
-
14 мая 1928
(машинопись, рукопись и концертная книга)
Бесплатный концерт
По случаю открытия X Всесоюзного съезда терапевтов
Приветствие Съезду – Николай МалькоВ программе: Глинка, Чайковский, Вагнер, Прокофьев, Мейербер
-
13 ноября 1929
2-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Ренэ Батон (Париж)Бах. Бранденбургский концерт № 5. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»
-
27 ноября 1929
3-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Бах. Бранденбургский концерт № 4. Моцарт. Серенада № 10. Штраус. Р. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
-
23 февраля 1930
Вокальный концерт
Владимир СливинскийЧайковский. Арии. Романсы. Римский-Корсаков. Арии. Романсы