Персоны

Галина Баринова

1910–2006
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Галина Баринова

Биография

Баринова Галина Всеволодовна (1910–2006) – скрипачка, педагог.


Дочь пианистки Марии Бариновой, сестра дирижера Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Юрия Гамалея, Галина Баринова начала заниматься музыкой с четырех лет. Среди ее первых учителей был и концертмейстер Филармонического оркестра Виктор Заветновский. Параллельно девочку учили сразу нескольким европейским языкам, а выучив, отправили, совсем подростком, в 1924-м в Париж к знаменитому Жаку Тибо. После возвращения Галина экстерном оканчивает Ленинградскую консерваторию и начинает концертную карьеру. В 1935-м, посетив ее концерт в Воронеже, Мандельштам напишет стихотворение «За Паганини длиннопалым…».

Галина Баринова в Ленинградской филармонии в день концерта 26 мая 1948 года (внизу – с дочерью):




© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В середине 1930-х годов Баринова переезжает в столицу и становится солисткой Московской филармонии. В 1937-м ей присуждают третью премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей [1]. По слухам, игра Бариновой нравилась самому Сталину. По крайней мере, именно ее вместе с Гилельсом и Софроницким он вызывает представлять советское искусство перед Черчиллем и Трумэном на Потсдамской конференции. К этому времени Баринова успела дать десятки концертов на фронте, играла и в блокадном Ленинграде, в том числе в Большом зале филармонии – камерные программы и с Оркестром радиокомитета. После войны карьера скрипачки резко идет в гору. Ее отправляют на первые гастроли советских музыкантов в Финляндию, где Баринова вместе с Мравинским и Элиасбергом попадают на дачу к Сибелиусу. Впоследствии Баринова запишет Концерт Сибелиуса и получит восторженный отзыв на пластинку от самого автора. Скрипачка много гастролирует и по стране, преподает в Московской консерватории, ее приглашают в жюри престижных конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Паганини в Генуе, имени Баха в Лейпциге. Кроме того, в переводах и в редакции Галины Бариновой выходит несколько книг о музыкантах: с английского она переводит монографию о Хейфеце, с немецкого – «Размышления о музыке» Бренделя.


Галина Баринова и струнный квинтет артистов Оркестра ЗКР в день концерта 28 мая 1948 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале филармонии скрипачка дебютировала в 1933 году и до 1960-го выступала здесь почти каждый сезон, иногда по нескольку раз. Исполняла концерты Баха, Моцарта (№ 4), Бетховена, Брамса, Глазунова, Мендельсона, Сибелиуса. Восемь раз Баринова играла на сцене Большого зала Концерт Чайковского с оркестром под управлением Гаука (1936), Элиасберга (1941, 1942), Зандерлинга (1947), Мравинского (1948), Хайкина (1949) и Рождественского (1955). В конце 1950-х много сотрудничала с Симфоническим оркестром филармонии. Именно с этим коллективом она вышла на сцену Большого зала и в последний раз, исполнив Скрипичный концерт Карловича, дирижировал Евгений Светланов.


Галина Баринова в концерте 10 марта 1955 года. Симфонический оркестр филармонии, дирижер Геннадий Рождественский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1946–1951 в Большом зале состоялись четыре сольных вечера Галины Бариновой, ее аккомпаниатором был Александр Дедюхин, с которым после открытия Малого зала (до 1955-го) она играла каждый сезон. В Малом зале скрипачка выступала и в составе различных ансамблей – в трио с Татьяной Николаевой и Мстиславом Ростроповичем, с Исайей Браудо и музыкантами Заслуженного коллектива.

О. Р.


[Назад] Есть версия о том, что результаты конкурса для скрипачки могли быть и другими. В передаче «История и современность» журналист Ирина Лагунина приводит документы из Государственного архива Российской Федерации, в числе которых запрос председателю Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Платону Керженцеву о причине допущения Бариновой, муж которой был недавно расстрелян, как враг народа, на конкурс и предоставления ей «всесоюзной трибуны для выступления». «Неужели у нас в СССР нет лучших по качеству игры и беспредельно преданных партии, ничем не скомпрометированных музыкантов?» В официальном ответе на имя Молотова перепуганный Керженцев оправдывается: «…об ее личной связи во время ее пребывания на гастролях в Средней Азии с врагом народа Ризаевым [в то время завед. Культпросом ЦК Туркменистана. – О. Р.] мы узнали через наш аппарат, уже после первого тура, где она прошла первым номером. Мы установили тогда, что ее личная связь длилась 2–3 месяца. [Она постоянно живет в Москве, Ризаев жил в Ашхабаде. – О. Р.]. На мой вопрос в НКВД мне сообщили, что ничего компрометирующего [на] Баринову у них нет. Все же я дал директиву не допускать ее к первой премии. Она получила одну из третьих премий». В официальных биографиях и интервью родственников Галины Бариновой данный факт никогда не упоминается. В 1938 году она уже была замужем за скрипачом Большого театра Юлием Реентовичем.


Концерты

  • 28 декабря 1933

    3-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
    Дирижер – Александр Гаук

    Моцарт. Серенада «Хаффнер». Арии из опер «Похищение из сераля» и «Дон Жуан». Концерт для скрипки с оркестром № 4. Симфония № 40

  • 27 января 1936

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. Интродукция и фуга из оркестровой сюиты № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»

  • 15 ноября 1940

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 4. Чайковский. Симфония № 5

  • 1 февраля 1941

    6-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Танеев. Симфония № 1. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 14 февраля 1941

    5-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Рахлин

    Мендельсон. Увертюра и скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 5. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»

  • 29 мая 1941

    9-й концерт цикла Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Увертюра к опере «Опричник». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5

  • 21 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Полонез из оркестровой сюиты № 3. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Концертный вальс

  • 28 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Концерт артистов Московской эстрады

    В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.

  • 29 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Концерт артистов Московской эстрады

    В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.

  • 6 декабря 1942

    (рукописная книга с пометкой: 4 плаката, оповещение по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин». Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Увертюра «1812 год»

  • 27 декабря 1942

    (машинопись, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Россини, Глинка, И. Штраус, Чайковский, Бетховен, Лекок, Леонкавалло, Л. Толстой, Шаминад–Крейслер, Брамс

  • 26 декабря 1943

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей
    Галина Баринова

    В программе: Витали, Паганини, Григ, Глинка–Ауэр, Чайковский, Хачатурян, Глазунов, Шостакович, Венявский–Крейслер

  • 27 декабря 1943

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Городского Отдела народного образования

    В программе: Горький, Чехов, Дрдла, Даргомыжский, Чайковский, Пушкин, Погодин, Кальман, Гуно, Надененко, Дворжак–Крейслер, Венявский–Крейслер, Фримль

  • 31 декабря 1943

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л., объявление по радио)

    Сборный концерт

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Дворжак, Венявский–Крейслер, И. Штраус, Делиб, Надененко, Пушкин, Погодин, Дрдла, Мариенгоф, Шопен, Рахманинов, Зощенко, Чехов

  • 1 января 1944

    Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Городской комитет ВЛКСМ (афиша и рукописная книга с пометкой: программа отпечатана в количестве 1000 шт.)

    Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
    Мастера искусства – комсомолу

    В программе: Гулак-Артемовский, Хренников, Дворжак, Бетховен, Берггольц, Пушкин, Варламов, Булахов, Сарасате, Гузынин, Шопен, Рахманинов, Дрдла, Чайковский, Зощенко, Чехов, Верди, Мариенгоф

  • 8 января 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л., объявление по радио)

    Камерный концерт

    В программе: Бах, Парадиз, Фрескобальди, Форе, Дебюсси, Сен-Санс, Крейслер, Глиэр, Чайковский, Скрябин, Венявский, Дворжак–Крейслер, Сарасате, Брамс

  • 20 января 1946

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Галина Баринова

    Бах. Соната № 5. Франк. Соната. Шуман–Крейслер. Фантазия. Паганини–Крейслер. Каприс № 13. Каприс № 20. Каприс № 24

  • 23 февраля 1946

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для Куйбышевского райкома

    В программе: Бах, Гильман, Твардовский, Брамс, Ардити, Дель-Акуа, Флоринский, Гуно, Соловьев-Седой, Чайковский, Дриго, Бетховен, Дворжак, Альбенис, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Фримль, Кальман, Маяковский, Арманд, Оффенбах

  • 12 октября 1946

    (рукописная книга)

    Вечер скрипичной музыки
    Галина Баринова

    В программе: Бах, Бетховен, Глазунов, Дворжак–Крейслер, Венявский, Сен-Санс

  • 20 октября 1946

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Кабалевский. Симфония № 2. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. «Франческа да Римини»




Другие материалы

Вера Бакеева

Вера Бакеева

Орган 1906–1997
Галина Березова

Галина Березова

Балерина 1909–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»