Персоны

Галина Баринова

1910–2006
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Галина Баринова

Биография

Баринова Галина Всеволодовна (1910–2006)  – скрипачка, педагог.

Дочь пианистки Марии Бариновой, сестра дирижера Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Юрия Гамалея, Галина Баринова начала заниматься музыкой с четырех лет. Среди ее первых учителей был и концертмейстер Филармонического оркестра Виктор Заветновский. Параллельно девочку учили сразу нескольким европейским языкам, а выучив, отправили, совсем подростком, в 1924-м в Париж к знаменитому Жаку Тибо. После возвращения Галина экстерном оканчивает Ленинградскую консерваторию и начинает концертную карьеру. В 1935-м, посетив ее концерт в Воронеже, Мандельштам напишет стихотворение «За Паганини длиннопалым…».

В середине 1930-х годов Баринова переезжает в столицу и становится солисткой Московской филармонии. В 1937-м ей присуждают третью премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей [1]. По слухам, игра Бариновой нравилась самому Сталину. По крайней мере, именно ее вместе с Гилельсом и Софроницким он вызывает представлять советское искусство перед Черчиллем и Трумэном на Потсдамской конференции. К этому времени Баринова успела дать десятки концертов на фронте, играла и в блокадном Ленинграде, в том числе в Большом зале филармонии – камерные программы и с Оркестром радиокомитета. После войны карьера скрипачки резко идет в гору. Ее отправляют на первые гастроли советских музыкантов в Финляндию, где Баринова вместе с Мравинским и Элиасбергом попадают на дачу к Сибелиусу. Впоследствии Баринова запишет Концерт Сибелиуса и получит восторженный отзыв на пластинку от самого автора. Скрипачка много гастролирует и по стране, преподает в Московской консерватории, ее приглашают в жюри престижных конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Паганини в Генуе, имени Баха в Лейпциге. Кроме того, в переводах и в редакции Галины Бариновой выходит несколько книг о музыкантах: с английского она переводит монографию о Хейфеце, с немецкого – «Размышления о музыке» Бренделя.

В Большом зале филармонии скрипачка дебютировала в 1933 году и до 1960-го выступала здесь почти каждый сезон, иногда по нескольку раз. Исполняла концерты Баха, Моцарта (№ 4), Бетховена, Брамса, Глазунова, Мендельсона, Сибелиуса. Восемь раз Баринова играла на сцене Большого зала Концерт Чайковского с оркестром под управлением Гаука (1936), Элиасберга (1941, 1942), Зандерлинга (1947), Мравинского (1948), Хайкина (1949) и Рождественского (1955). В конце 1950-х много сотрудничала с Симфоническим оркестром филармонии. Именно с этим коллективом она вышла на сцену Большого зала и в последний раз, исполнив Скрипичный концерт Карловича, дирижировал Евгений Светланов.

В 1946–1951 в Большом зале состоялись четыре сольных вечера Галины Бариновой, ее аккомпаниатором был Александр Дедюхин, с которым после открытия Малого зала (до 1955-го) она играла каждый сезон. В Малом зале скрипачка выступала и в составе различных ансамблей – в трио с Татьяной Николаевой и Мстиславом Ростроповичем, с Исайей Браудо и музыкантами Заслуженного коллектива.

О. Р.




[Назад] Есть версия о том, что результаты конкурса для скрипачки могли быть и другими. В передаче «История и современность» журналист Ирина Лагунина приводит документы из Государственного архива Российской Федерации, в числе которых запрос председателю Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Платону Керженцеву о причине допущения Бариновой, муж которой был недавно расстрелян, как враг народа, на конкурс и предоставления ей «всесоюзной трибуны для выступления». «Неужели у нас в СССР нет лучших по качеству игры и беспредельно преданных партии, ничем не скомпрометированных музыкантов?» В официальном ответе на имя Молотова перепуганный Керженцев оправдывается: «…об ее личной связи во время ее пребывания на гастролях в Средней Азии с врагом народа Ризаевым [в то время завед. Культпросом ЦК Туркменистана. – О. Р.] мы узнали через наш аппарат, уже после первого тура, где она прошла первым номером. Мы установили тогда, что ее личная связь длилась 2–3 месяца. [Она постоянно живет в Москве, Ризаев жил в Ашхабаде. – О. Р.]. На мой вопрос в НКВД мне сообщили, что ничего компрометирующего [на] Баринову у них нет. Все же я дал директиву не допускать ее к первой премии. Она получила одну из третьих премий». В официальных биографиях и интервью родственников Галины Бариновой данный факт никогда не упоминается. В 1938 году она уже была замужем за скрипачом Большого театра Юлием Реентовичем.


Концерты




Другие материалы

Вера Бакеева

Вера Бакеева

Орган 1906–1997
Галина Березова

Галина Березова

Балерина 1909–1997

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»