Персоны
Галина Баринова

Биография
Баринова Галина Всеволодовна (1910–2006) – скрипачка, педагог.
Дочь пианистки Марии Бариновой, сестра дирижера Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Юрия Гамалея, Галина Баринова начала заниматься музыкой с четырех лет. Среди ее первых учителей был и концертмейстер Филармонического оркестра Виктор Заветновский. Параллельно девочку учили сразу нескольким европейским языкам, а выучив, отправили, совсем подростком, в 1924-м в Париж к знаменитому Жаку Тибо. После возвращения Галина экстерном оканчивает Ленинградскую консерваторию и начинает концертную карьеру. В 1935-м, посетив ее концерт в Воронеже, Мандельштам напишет стихотворение «За Паганини длиннопалым…».
Галина Баринова в Ленинградской филармонии в день концерта 26 мая 1948 года (внизу – с дочерью):
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В середине 1930-х годов Баринова переезжает в столицу и становится солисткой Московской филармонии. В 1937-м ей присуждают третью премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей [1]. По слухам, игра Бариновой нравилась самому Сталину. По крайней мере, именно ее вместе с Гилельсом и Софроницким он вызывает представлять советское искусство перед Черчиллем и Трумэном на Потсдамской конференции. К этому времени Баринова успела дать десятки концертов на фронте, играла и в блокадном Ленинграде, в том числе в Большом зале филармонии – камерные программы и с Оркестром радиокомитета. После войны карьера скрипачки резко идет в гору. Ее отправляют на первые гастроли советских музыкантов в Финляндию, где Баринова вместе с Мравинским и Элиасбергом попадают на дачу к Сибелиусу. Впоследствии Баринова запишет Концерт Сибелиуса и получит восторженный отзыв на пластинку от самого автора. Скрипачка много гастролирует и по стране, преподает в Московской консерватории, ее приглашают в жюри престижных конкурсов – имени Чайковского в Москве, имени Паганини в Генуе, имени Баха в Лейпциге. Кроме того, в переводах и в редакции Галины Бариновой выходит несколько книг о музыкантах: с английского она переводит монографию о Хейфеце, с немецкого – «Размышления о музыке» Бренделя.
Галина Баринова и струнный квинтет артистов Оркестра ЗКР в день концерта 28 мая 1948 года, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Большом зале филармонии скрипачка дебютировала в 1933 году и до 1960-го выступала здесь почти каждый сезон, иногда по нескольку раз. Исполняла концерты Баха, Моцарта (№ 4), Бетховена, Брамса, Глазунова, Мендельсона, Сибелиуса. Восемь раз Баринова играла на сцене Большого зала Концерт Чайковского с оркестром под управлением Гаука (1936), Элиасберга (1941, 1942), Зандерлинга (1947), Мравинского (1948), Хайкина (1949) и Рождественского (1955). В конце 1950-х много сотрудничала с Симфоническим оркестром филармонии. Именно с этим коллективом она вышла на сцену Большого зала и в последний раз, исполнив Скрипичный концерт Карловича, дирижировал Евгений Светланов.
Галина Баринова в концерте 10 марта 1955 года. Симфонический оркестр филармонии, дирижер Геннадий Рождественский.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1946–1951 в Большом зале состоялись четыре сольных вечера Галины Бариновой, ее аккомпаниатором был Александр Дедюхин, с которым после открытия Малого зала (до 1955-го) она играла каждый сезон. В Малом зале скрипачка выступала и в составе различных ансамблей – в трио с Татьяной Николаевой и Мстиславом Ростроповичем, с Исайей Браудо и музыкантами Заслуженного коллектива.
О. Р.
[Назад] Есть версия о том, что результаты конкурса для скрипачки могли быть и другими. В передаче «История и современность» журналист Ирина Лагунина приводит документы из Государственного архива Российской Федерации, в числе которых запрос председателю Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Платону Керженцеву о причине допущения Бариновой, муж которой был недавно расстрелян, как враг народа, на конкурс и предоставления ей «всесоюзной трибуны для выступления». «Неужели у нас в СССР нет лучших по качеству игры и беспредельно преданных партии, ничем не скомпрометированных музыкантов?» В официальном ответе на имя Молотова перепуганный Керженцев оправдывается: «…об ее личной связи во время ее пребывания на гастролях в Средней Азии с врагом народа Ризаевым [в то время завед. Культпросом ЦК Туркменистана. – О. Р.] мы узнали через наш аппарат, уже после первого тура, где она прошла первым номером. Мы установили тогда, что ее личная связь длилась 2–3 месяца. [Она постоянно живет в Москве, Ризаев жил в Ашхабаде. – О. Р.]. На мой вопрос в НКВД мне сообщили, что ничего компрометирующего [на] Баринову у них нет. Все же я дал директиву не допускать ее к первой премии. Она получила одну из третьих премий». В официальных биографиях и интервью родственников Галины Бариновой данный факт никогда не упоминается. В 1938 году она уже была замужем за скрипачом Большого театра Юлием Реентовичем.
Концерты
-
28 декабря 1933
3-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Александр Гаук
Моцарт. Серенада «Хаффнер». Арии из опер «Похищение из сераля» и «Дон Жуан». Концерт для скрипки с оркестром № 4. Симфония № 40
-
27 января 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Интродукция и фуга из оркестровой сюиты № 1. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»
-
15 ноября 1940
1-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 4. Чайковский. Симфония № 5
-
1 февраля 1941
6-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергТанеев. Симфония № 1. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
14 февраля 1941
5-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Натан РахлинМендельсон. Увертюра и скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 5. Лист. «Тассо. Скорбь и торжество»
-
29 мая 1941
9-й концерт цикла Чайковского
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Увертюра к опере «Опричник». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 5
-
21 ноября 1942
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Полонез из оркестровой сюиты № 3. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Концертный вальс
-
28 ноября 1942
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Концерт артистов Московской эстрады
В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.
-
29 ноября 1942
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)
Концерт артистов Московской эстрады
В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.
-
6 декабря 1942
(рукописная книга с пометкой: 4 плаката, оповещение по радио)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин». Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Увертюра «1812 год»
-
27 декабря 1942
(машинопись, рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Россини, Глинка, И. Штраус, Чайковский, Бетховен, Лекок, Леонкавалло, Л. Толстой, Шаминад–Крейслер, Брамс
-
26 декабря 1943
(рукописная книга)
Вечер скрипичной музыки
Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей
Галина БариноваВ программе: Витали, Паганини, Григ, Глинка–Ауэр, Чайковский, Хачатурян, Глазунов, Шостакович, Венявский–Крейслер
-
27 декабря 1943
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Городского Отдела народного образования
В программе: Горький, Чехов, Дрдла, Даргомыжский, Чайковский, Пушкин, Погодин, Кальман, Гуно, Надененко, Дворжак–Крейслер, Венявский–Крейслер, Фримль
-
31 декабря 1943
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л., объявление по радио)
Сборный концерт
В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Дворжак, Венявский–Крейслер, И. Штраус, Делиб, Надененко, Пушкин, Погодин, Дрдла, Мариенгоф, Шопен, Рахманинов, Зощенко, Чехов
-
1 января 1944
Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Городской комитет ВЛКСМ (афиша и рукописная книга с пометкой: программа отпечатана в количестве 1000 шт.)
Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
Мастера искусства – комсомолуВ программе: Гулак-Артемовский, Хренников, Дворжак, Бетховен, Берггольц, Пушкин, Варламов, Булахов, Сарасате, Гузынин, Шопен, Рахманинов, Дрдла, Чайковский, Зощенко, Чехов, Верди, Мариенгоф
-
8 января 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л., объявление по радио)
Камерный концерт
В программе: Бах, Парадиз, Фрескобальди, Форе, Дебюсси, Сен-Санс, Крейслер, Глиэр, Чайковский, Скрябин, Венявский, Дворжак–Крейслер, Сарасате, Брамс
-
20 января 1946
(рукописная книга)
Вечер скрипичной музыки
Галина БариноваБах. Соната № 5. Франк. Соната. Шуман–Крейслер. Фантазия. Паганини–Крейслер. Каприс № 13. Каприс № 20. Каприс № 24
-
23 февраля 1946
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Куйбышевского райкома
В программе: Бах, Гильман, Твардовский, Брамс, Ардити, Дель-Акуа, Флоринский, Гуно, Соловьев-Седой, Чайковский, Дриго, Бетховен, Дворжак, Альбенис, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Фримль, Кальман, Маяковский, Арманд, Оффенбах
-
12 октября 1946
(рукописная книга)
Вечер скрипичной музыки
Галина БариноваВ программе: Бах, Бетховен, Глазунов, Дворжак–Крейслер, Венявский, Сен-Санс
-
20 октября 1946
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинКабалевский. Симфония № 2. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. «Франческа да Римини»