Персоны
Борис Хайкин
Биография
Хайкин Борис Эммануилович – дирижер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Борис Хайкин родился в Минске, но главными в его жизни стали две российские столицы – Москва и Ленинград. В Москве он окончил консерваторию: фортепианный факультет – у Александра Гедике (1927) и дирижерский у Константина Сараджева (1928), сразу же стал штатным дирижером Оперного театра Станиславского (1928–1935), получив в последний сезон должность главного дирижера. В Московской консерватории у него будет свой класс (в 1930–1936, 1954–1966, 1971–1978), из которого выйдет немало успешных в будущем дирижеров, первый среди них – Кирилл Кондрашин. А с 1954-го и до конца жизни Хайкин дирижирует в Большом театре.
В 1936-м году Хайкина переводят в Ленинград. Судя по личным письмам, из Москвы дирижер уезжал с большой неохотой: ленинградской музыкальной жизни он не знал, оставлять московских друзей и коллег не хотелось… Однако ленинградский период – почти двадцать лет, окажется невероятно насыщенным и плодотворным. Здесь Хайкин тоже преподает в консерватории, но главные события в его жизни происходят, разумеется, на театральных сценах.
С 1936-го Борис Эммануилович возглавляет Малый оперный (Михайловский) театр, заменив на посту главного дирижера и художественного руководителя Самуила Самосуда (его «забрали» в Большой театр). Здесь он ставит новые советские оперы (Дзержинского, Ходжа-Эйнатова, Кабалевского), готовит премьеры и капитальные возобновления классики – опер Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского. С труппой МАЛЕГОТа Хайкин выезжает в эвакуацию, но уже во время войны получает следующую, еще более высокую должность: с 1944-го он становится главным дирижером Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского).
На главной оперной сцене Ленинграда Борис Хайкин задержится на девять лет, за которые успеет сделать немало. Это и возобновление довоенных спектаклей, «вылетевших» из репертуара за время эвакуации, и премьеры. Третьего ноября 1946 года Борис Хайкин дирижирует оперой
Сергея Прокофьева «Дуэнья». Автора на премьере нет, он увидит спектакль в октябре 1947-го, при этом о сложностях, связанных с постановкой, знает. «Дуэнью» ставят с опаской, без афиши, в атмосфере регламентирующих репертуар циркуляров и постановления «О журналах ‘’Звезда’’ и ‘’Ленинград’’». В Театре имени Кирова дают всего 13 спектаклей. Но главный прокофьевский сюжет в биографии Хайкина впереди: в 1948-м готовят премьеру «Повести о настоящем человеке», опера переживет лишь закрытый показ, состоявшийся 3 декабря, до публики ее не допускают. Для дирижера это тогда, кажется, не имеет последствий: в 1950-м он представит очередную премьеру Дмитрия Кабалевского – оперу «Семья Тараса», в 1952-м дирижирует новой постановкой «Хованщины» Мусоргского (ее Хайкин поставит и в Италии). Но в 1953-м, на волне «борьбы с безродными космополитами», то есть антисемитской кампании, развернувшейся в стране, Хайкина увольняют из Кировского/Мариинского театра. Борис Эммануилович вернется в Москву, поступит в штат Большого театра, где проработает до конца жизни. В Ленинград, впрочем, он будет приезжать часто: до последних месяцев жизни продолжалось сотрудничество дирижера с оркестрами Ленинградской филармонии, которое началось еще в 1938-м году!
Борис Хайкин и оркестр ЗКР на летних гастролях в Сочи, 1955 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Всего в Большом зале Борис Эммануилович даст 170 концертов. С артистами оркестров у него складываются отношения почти дружеские, Хайкин рад делиться своими ежедневными музыкальными открытиями с коллегами и слушателями. И хотя в Филармонии он не работает, полное ощущение, что не только в театре (Малом, Кировском, Большом), но и здесь его дом.
Неудивительно, что существенную часть филармонического репертуара дирижера составляет оперная музыка. Под его управлением здесь звучат фрагменты из «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Сорочинской ярмарки» и «Бориса Годунова», «Иоланта», «Каменный гость», оперы Римского-Корсакова – «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», сцены из «Китежа».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В симфонических программах дирижера – Чайковский и Бородин, Скрябин, Глазунов и Мясковский, Бетховен и Рихард Штраус, из редкостей – симфоническая поэма Листа «Что слышно на горе». Под управлением Бориса Хайкина в Большом зале исполняются и кантатно-ораториальные сочинения – реквиемы Верди и Берлиоза, кантаты «Москва» Чайковского, «Весна» Рахманинова. Рахманинов особенно увлекает дирижера, его «Колокола» Хайкин исполняет многократно, впервые в октябре 1940-го, а в последний раз в октябре 1968 года. Под его управлением проходят ленинградские премьеры новой редакции Первого фортепианного концерта Рахманинова, солирует Яков Зак (20 ноября 1946) и «Симфонических танцев» (3 июня 1948-го).
Концерт 10 марта 1952 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В программах Хайкина выступают выдающиеся солисты. Это, разумеется, и певцы Кировского и Большого театров, и пианисты
Мария Юдина,
Владимир Софроницкий,
Эмиль Гилельс,
Лев Оборин, Яков Флиер, и скрипачи
Давид Ойстрах,
Галина Баринова, Михаил Вайман, Виктор Третьяков… Хайкин стоит за пультом Филармонического оркестра в мае 1960-го во время гастролей легендарного скрипача Исаака Стерна.
Борис Хайкин и Исаак Стерн. Концерт 3 мая 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Последний раз Борис Хайкин дирижировал на сцене Большого зала за три месяца до ухода: 10 и 11 февраля 1978 года
Заслуженный коллектив под управлением маэстро исполнил программу, которая завершилась Шестой симфонией Чайковского.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Близкие друзья музыканта не раз уговаривали Бориса Эммануиловича написать мемуары. Его невероятная эрудиция, удивительно острое чувство юмора, о котором вспоминают все, кто знал Хайкина лично, казалось, гарантировали бы успех этого начинания. Книгу Борис Хайкин действительно написал, но не о себе, а об учителях и коллегах, о своей профессии, ее трудностях и секретах. «Заметки о дирижерском ремесле» вышли в свет через несколько лет после его смерти.
О. Р.
Концерты
-
23 октября 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 2. «Итальянское каприччио». «Франческа да Римини»
-
27 октября 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. «Франческа да Римини». Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Романсы «Страшная минута», «Pimpinella», «На нивы желтые». «Итальянское каприччио»
-
23 декабря 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинГлазунов. Симфония № 6. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»
-
28 декабря 1937
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинКабалевский. Симфония № 2. Бах. Бранденбургский концерт № 3. Концерт для четырех фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»
-
18 января 1938
(программка с аннотацией)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЛист. Мефисто-вальс. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
24 марта 1938
Концерты русской музыки
Бородин, Лядов, Скрябин, ЧайковскийБородин. Симфония № 3. Лядов. Полонез № 1 (памяти А. Пушкина). Скрябин. Соната № 3. Чайковский. Симфония № 5
-
24 апреля 1938
10-й концерт молодежного абонемента (программа с составом оркестра, от руки вписано: «состав даётся по 1937 году»)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЖелобинский. Симфония № 1 «Драматическая». Дзержинский. «Повесть о партизане». Дунаевский. Песни из кинофильмов «Волга-Волга», «Вратарь», «Богатая невеста», «Искатели счастья»
-
10 мая 1938
(программа с портретом Бородина и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 5. Бородин. Увертюра, ария Игоря, ария Галицкого и ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
-
12 мая 1938
(программа с аннотацией и составом оркестра)
Закрытие сезона симфонических концертов
Дирижер – Борис ХайкинБетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Симфония № 9
-
30 октября 1938
2-й концерт 3-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Давыдов. Концерт для виолончели с оркестром № 2
-
9 ноября 1938
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». «Франческа да Римини»
-
24 ноября 1938
(программка с составом оркестра)
Декада советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинГедике. Симфония № 3. Желобинский. Фрагменты из оперы «Мать»
-
3 декабря 1938
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинМоцарт. Симфония № 40. Бетховен. Симфония № 9
-
9 февраля 1939
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». «Итальянское каприччио»
-
28 марта 1939
Торжественное заседание и концерт, посвященные 100-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского
Доклад о жизни и творчестве композитора. Концерт из произведений Мусоргского
-
10 апреля 1939
(программка с составом оркестра, общая на 10 и 12 апреля)
Верди
Верди. Реквием
-
12 апреля 1939
(программка с составом оркестра, общая на 10 и 12 апреля)
Верди
Верди. Реквием. Бетховен. Симфония № 9
-
10 мая 1939
(программка с составом оркестра)
Верди
Верди. Реквием
-
3 ноября 1939
Концерт абонемента для комсостава РККА и ВМФ (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинБетховен. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 5
-
12 ноября 1939
Концерт 1-го вечернего абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинРимский-Корсаков. Симфония № 2 «Антар». Глинка. Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский». «Арагонская хота»