Персоны

Борис Хайкин

1904–1978
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Борис Хайкин

Биография

Хайкин Борис Эммануилович – дирижер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Борис Хайкин родился в Минске, но главными в его жизни стали две российские столицы – Москва и Ленинград. В Москве он окончил консерваторию: фортепианный факультет – у Александра Гедике (1927) и дирижерский у Константина Сараджева (1928), сразу же стал штатным дирижером Оперного театра Станиславского (1928–1935), получив в последний сезон должность главного дирижера. В Московской консерватории у него будет свой класс (в 1930–1936, 1954–1966, 1971–1978), из которого выйдет немало успешных в будущем дирижеров, первый среди них – Кирилл Кондрашин. А с 1954-го и до конца жизни Хайкин дирижирует в Большом театре.

В 1936-м году Хайкина переводят в Ленинград. Судя по личным письмам, из Москвы дирижер уезжал с большой неохотой: ленинградской музыкальной жизни он не знал, оставлять московских друзей и коллег не хотелось… Однако ленинградский период – почти двадцать лет, окажется невероятно насыщенным и плодотворным. Здесь Хайкин тоже преподает в консерватории, но главные события в его жизни происходят, разумеется, на театральных сценах.

С 1936-го Борис Эммануилович возглавляет Малый оперный (Михайловский) театр, заменив на посту главного дирижера и художественного руководителя Самуила Самосуда (его «забрали» в Большой театр). Здесь он ставит новые советские оперы (Дзержинского, Ходжа-Эйнатова, Кабалевского), готовит премьеры и капитальные возобновления классики – опер Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского. С труппой МАЛЕГОТа Хайкин выезжает в эвакуацию, но уже во время войны получает следующую, еще более высокую должность: с 1944-го он становится главным дирижером Театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского).

ID=1

На главной оперной сцене Ленинграда Борис Хайкин задержится на девять лет, за которые успеет сделать немало. Это и возобновление довоенных спектаклей, «вылетевших» из репертуара за время эвакуации, и премьеры. Третьего ноября 1946 года Борис Хайкин дирижирует оперой Сергея Прокофьева «Дуэнья». Автора на премьере нет, он увидит спектакль в октябре 1947-го, при этом о сложностях, связанных с постановкой, знает. «Дуэнью» ставят с опаской, без афиши, в атмосфере регламентирующих репертуар циркуляров и постановления «О журналах ‘’Звезда’’ и ‘’Ленинград’’». В Театре имени Кирова дают всего 13 спектаклей. Но главный прокофьевский сюжет в биографии Хайкина впереди: в 1948-м готовят премьеру «Повести о настоящем человеке», опера переживет лишь закрытый показ, состоявшийся 3 декабря, до публики ее не допускают. Для дирижера это тогда, кажется, не имеет последствий: в 1950-м он представит очередную премьеру Дмитрия Кабалевского – оперу «Семья Тараса», в 1952-м дирижирует новой постановкой «Хованщины» Мусоргского (ее Хайкин поставит и в Италии). Но в 1953-м, на волне «борьбы с безродными космополитами», то есть антисемитской кампании, развернувшейся в стране, Хайкина увольняют из Кировского/Мариинского театра. Борис Эммануилович вернется в Москву, поступит в штат Большого театра, где проработает до конца жизни. В Ленинград, впрочем, он будет приезжать часто: до последних месяцев жизни продолжалось сотрудничество дирижера с оркестрами Ленинградской филармонии, которое началось еще в 1938-м году!
Борис Хайкин и оркестр ЗКР на летних гастролях в Сочи, 1955 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Всего в Большом зале Борис Эммануилович даст 170 концертов. С артистами оркестров у него складываются отношения почти дружеские, Хайкин рад делиться своими ежедневными музыкальными открытиями с коллегами и слушателями. И хотя в Филармонии он не работает, полное ощущение, что не только в театре (Малом, Кировском, Большом), но и здесь его дом.

Неудивительно, что существенную часть филармонического репертуара дирижера составляет оперная музыка. Под его управлением здесь звучат фрагменты из «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», «Сорочинской ярмарки» и «Бориса Годунова», «Иоланта», «Каменный гость», оперы Римского-Корсакова – «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», сцены из «Китежа».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В симфонических программах дирижера – Чайковский и Бородин, Скрябин, Глазунов и Мясковский, Бетховен и Рихард Штраус, из редкостей – симфоническая поэма Листа «Что слышно на горе». Под управлением Бориса Хайкина в Большом зале исполняются и кантатно-ораториальные сочинения – реквиемы Верди и Берлиоза, кантаты «Москва» Чайковского, «Весна» Рахманинова. Рахманинов особенно увлекает дирижера, его «Колокола» Хайкин исполняет многократно, впервые в октябре 1940-го, а в последний раз в октябре 1968 года. Под его управлением проходят ленинградские премьеры новой редакции Первого фортепианного концерта Рахманинова, солирует Яков Зак (20 ноября 1946) и «Симфонических танцев» (3 июня 1948-го).
Концерт 10 марта 1952 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах Хайкина выступают выдающиеся солисты. Это, разумеется, и певцы Кировского и Большого театров, и пианисты Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Яков Флиер, и скрипачи Давид Ойстрах, Галина Баринова, Михаил Вайман, Виктор Третьяков… Хайкин стоит за пультом Филармонического оркестра в мае 1960-го во время гастролей легендарного скрипача Исаака Стерна.
Борис Хайкин и Исаак Стерн. Концерт 3 мая 1960 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Последний раз Борис Хайкин дирижировал на сцене Большого зала за три месяца до ухода: 10 и 11 февраля 1978 года Заслуженный коллектив под управлением маэстро исполнил программу, которая завершилась Шестой симфонией Чайковского.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Близкие друзья музыканта не раз уговаривали Бориса Эммануиловича написать мемуары. Его невероятная эрудиция, удивительно острое чувство юмора, о котором вспоминают все, кто знал Хайкина лично, казалось, гарантировали бы успех этого начинания. Книгу Борис Хайкин действительно написал, но не о себе, а об учителях и коллегах, о своей профессии, ее трудностях и секретах. «Заметки о дирижерском ремесле» вышли в свет через несколько лет после его смерти.

О. Р.



Другие материалы

Фелиция Фондаминская

Фелиция Фондаминская

Фортепиано 1909–1978
Тамара Ханум

Тамара Ханум

Танцовщица 1906–1991

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»