Персоны

Альфред Брендель

Род. в 1931

Биография

Брендель Альфред / Alfred Brendel – пианист.

В Петербург, тогда Ленинград, Альфред Брендель впервые приехал в 1988 году. Первый его сольный концерт в Большом зале филармонии состоялся 24 марта. Накануне он играл в Москве. В рецензии на столичные выступления критик приводит отзыв пианиста Сергея Доренского: «Подобного я не слышал и глубоко тронут тем, что через пианиста Альфреда Бренделя с нами разговаривал сам Шуберт». Кажется, это лучший комплимент, который может получить музыкант. Собственно, таково и было кредо Бренделя. Его биография на официальном сайте открывается цитатой:

«Если я и принадлежу к какой-либо традиции, то это традиция, в которой произведение диктует исполнителю, каким оно должно быть, а не исполнитель рассказывает пьесе, на что она должна быть похожа, или композитору, что же он собирался сочинить».

Альфред Брендель родился в Северной Моравии (ныне Чехия). Ни музыкантов в роду, ни даже музыки в доме не было. Семья часто переезжала, и Брендель эпизодически учился у разных педагогов. Позднее он пройдет мастер-классы у именитых пианистов – Эдвина Фишера, Пауля Баумгартнера, однако никого из них назвать настоящим наставником юного музыканта нельзя. Венскую академию музыки Брендель окончит экстерном, по сути, просто получив диплом по совокупности уже имеющихся заслуг. Главным методом своего образования назовет прослушивание собственных занятий, которые записывал на магнитофон, с трудом раздобытый в юности: играл, слушал, сам делал себе замечания. Брендель и сегодня утверждает, что это лучший способ совершенствования для молодых музыкантов. Вот только едва ли каждому подойдет такой совет. В истории исполнительского искусства Альфред Брендель останется уникальным случаем пианиста-автодидакта, добившегося мировой славы и исключительного авторитета.

Дебют музыканта состоялся в 1948 году в Граце одновременно с персональной выставкой акварелей Бренделя, а в программу он включил и собственные сочинения. Живопись, исполнительство и композиция, а еще литература – всем этим семнадцатилетний Альфред увлекается параллельно. С литературой не расстанется никогда, и, завершив сценическую карьеру, будет издавать не только музыковедческие работы, но и сборники стихов. Однако тогда сосредоточится на карьере пианиста. Она начинается «негромко», постепенно: в 1949-м IV премия на Конкурсе имени Бузони приносит Бренделю гастрольные ангажементы в Европе и США, однако в ряд первых исполнителей его пока не ставят. Перелом произойдет после бетховенской монографии, которую пианист сыграет в Лондоне в конце 1960-х, и на следующий день получит предложения от трех ведущих звукозаписывающих студий.

С тех пор на протяжении нескольких десятилетий его имя не сходило с афиш ведущих сцен мира, становилось украшением престижных фестивалей, всегда оставаясь в стороне от исполнительского мейнстрима. Интеллектуальность без сухости, эмоциональность без сентиментальности, виртуозность без глянцевого блеска – Брендель требует от слушателя равной отдачи и напоминает, что музыка начинается с тишины, да и сами слова – ‘’listen’’   и ‘’silent’’ («слушать» и «тихий») недаром состоят из одних и тех же букв.

В дискографии музыканта, невероятно обширной, поначалу появляются имена Прокофьева, Мусорского («Картинки с выставки»), Балакирева («Исламей»), Стравинского («Петрушка»). Но со временем менее всего имя Бренделя будет ассоциироваться с русской музыкой. И хотя в разные годы он играл и Шопена, и Дебюсси, и Бартока, и Фортепианный концерт Шёнберга, часто включал в программы Шумана, Брамса и Листа, в главных «собеседниках» своих штудий, концертов и записей пианист навсегда оставит нескольких композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена и Шуберта. Именно они звучали и в его программах в Большом зале Петербургской филармонии.

В первый визит Альфред Брендель дал здесь три сольных концерта. Все, посвященные Шуберту. Программы – разные. В следующий приезд, в 1999-м, в сольную программу, к Шуберту добавит Гайдна и Моцарта, с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит Пятый концерт Бетховена.

В зале Мариинского театра прошел последний концерт пианиста в Петербурге. Он состоялся в рамках прощального тура Бренделя, который музыкант предпринял в сезоне 2008/2009 и завершил в Вене. Множество городов с одной программой. Стоит ли сомневаться, чью музыку он отобрал для прощания с публикой? Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта. В заметке о том вечере критик Андрей Петропавлов привел цитату из размышлений Иоганна Вольфганга Гёте о стадиях развития художника: «Сначала делают просто и плохо, затем сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и, наконец, просто и хорошо». Альфред Брендель, кажется, всегда находился в последней из этих стадий.

О. Р.




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»