Персоны
Евгений Светланов
Биография
Светланов Евгений Федорович – дирижер, композитор, пианист.
Детство Евгения Светланова прошло за кулисами Большого театра, в оперной труппе которого служили его родители. В партии сына Чио-Чио-сан Женя вместе с матерью и сам выходил на сцену, пел в детском хоре театра, но уже тогда решил: певцом не будет. Семейные легенды гласят, что совсем ребенком, пристроившись в уголке зала, он тайно «дирижировал» оркестром во время репетиций, и Николай Голованов, увидев размахивающего руками мальчика, заметил: «Из этого, видно, выйдет толк!» В Гнесинском институте Светланов учится на фортепианном отделении, делает большие успехи, но и своего педагога Марию Гурвич тоже честно предупреждает, что пианистом быть не собирается, а обязательно станет дирижером, и скорее всего, оперным.
В консерваторию, впрочем, Светланов поступает сразу на два факультета: дирижерский – к Гауку, и композиторский – к Шапорину. Именно как композитор он впервые появляется в афише Большого зала Ленинградской филармонии: в марте 1953 года его педагог Александр Гаук включает в свою программу симфоническую поэму «Даугава» Светланова, а через два месяца этой же поэмой за пультом Большого симфонического оркестра Ленинградского радио (коллектив как раз находится в стадии перехода в штат Филармонии) дирижирует сам автор, тогда еще студент-третьекурсник! Свои сочинения Светланов будет представлять здесь и позднее: в Большом зале пройдут его авторские вечера – в 1973 году с ЗКР, в 1989-м – с Госоркестром. Тогда он напишет в «Золотой книге» автографов:
«Безмерно счастлив вновь войти в святой для меня Белоколонный зал, вновь встать за пульт и услышать искренние приветствия столь строгой, и в то же время благодарной публики прекрасного города-легенды.
Хочу сказать горячие слова благодарности Дирекции и Художественному руководству Филармонии за великолепную организацию наших с ГАСО СССР концертов. И особенно за истинное и ненавязчивое внимание, которое для меня очень ценно. Спасибо!
Евгений Светланов»
5.02.1989
Но, конечно, ленинградская-петербургская публика ждала прежде всего Светланова-дирижера: почти за полвека, с 1953-го по 2001 год, Евгений Федорович дал в Большом зале с разными оркестрами 85 концертов: 32 пройдут за пультом Заслуженного коллектива, 18 – Симфонического оркестра филармонии, 5 – на гастролях с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио (ныне – БСО имени Чайковского), 30 (с 1962 года) – со своим Государственным оркестром Союза ССР.
Евгений Светланов в концерте 23 апреля 1966 года. Гастроли Государственного симфонического оркестра Союза ССР (Москва).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
А начиналась дирижерская карьера Светланова, как он и мечтал, в Большом театре. В 1955 году, едва получив диплом, он представляет на главной сцене страны первую оперу – «Псковитянку». В театре он задержится на десять лет, с 1962-го – как главный дирижер. В эти годы Светланов ведет 25 репертуарных спектаклей, из которых 12 ставит сам. Под управлением Светланова в Большом идут «Фауст» Гуно, «Риголетто» и «Отелло» Верди, несколько балетов, в том числе «Ночной город» на музыку «Чудесного мандарина» Бартока (неудачный эксперимент балетмейстера Леонида Лавровского). Но творческие интересы дирижера сосредоточены на отечественной музыке. Он ставит «Бориса Годунова», «Царскую невесту», «Чародейку», «Не только любовь» Щедрина, оперу-балет «Млада» в концертном исполнении. Для фильмов-опер Светланов записывает «Пиковую даму» и «Хованщину». Так с молодости он подступает к грандиозной «Антологии русской музыки», куда войдут все симфонии Чайковского, Рахманинова, Мясковского, множество сочинений Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, Скрябина, Стравинского, Свиридова…
Русская и советская классика занимает важнейшее место и в ленинградских программах Светланова. Под его управлением проходят монографии Балакирева, Скрябина, Рахманинова (он – особая любовь дирижера),
Прокофьева,
Шостаковича,
Свиридова,
Хренникова,
Хачатуряна, ленинградские премьеры Скрипичного концерта
Стравинского (солирует
Виктор Либерман), Симфонии (первой, на тот момент единственной) Пярта, Симфониетты № 1 Вайнберга, концерта для оркестра «Озорные частушки» Щедрина, симфония № 4 Пейко… Светланов впервые представляет ленинградской публике симфонии «В лесах Амазонки» Вила-Лобоса и, вместе со
Святославом Рихтером, Фортепианный концерт Бриттена.В концерте 18 января 1973 года. Оркестр ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Постепенно всё большее место в репертуаре дирижера занимает западная музыка. Сначала он предпочитает французов – Дебюсси, Равеля, Франка, Онеггера, потом появляются Бетховен (№№ 3, 5, 7, 9), Брамс (№ 4), Малер (№№ 6, 7, 9), Рихард Штраус, Вагнер: монографическую вагнеровскую программу он в первый раз исполняет в Большом зале в январе 1972 года с Государственным симфоническим оркестром Союза ССР.
Ленинградский дебют Евгения Светланова с этим коллективом состоится в Большом зале в декабре 1962 года, пока он – гостевой дирижер, руководителем оркестра тогда был Константин Иванов. В 1965-м, резко, сразу после триумфальных гастролей Большого театра по Италии покинув труппу, с которой мечтал работать с юности, Светланов становится главным дирижером Госоркестра. Судьба свяжет их на 35 лет, и в истории коллектива они станут определяющими. Со своим оркестром Светланов дает невероятное количество концертов по всему миру, делает множество записей. Помимо «Антологии русской музыки», за пультом ГСО Светланов представляет трехгодичный цикл сочинений зарубежных композиторов, дирижирует не только Бетховеном, Брамсом, Шубертом, но и сочинениями Элгара, Вила-Лобоса, Блоха, некоторыми – впервые в СССР. Первым из русских дирижеров Светланов запишет и все симфонии Малера.
Авторский вечер Евгения Светланова 5 февраля 1989 года (к 60-летию). Государственный Академический симфонический оркестр СССР, солист Валерий Климов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
1990-е годы внесут изменения не только в статус оркестра – из его названия исчезает аббревиатура «СССР», но и в отношения с главным дирижером. Светланов по-прежнему много гастролирует, выступая с ведущими оркестрами мира, в 1992–2000 занимает позицию главного дирижера Гаагского Резиденц-оркестра. Его собственный коллектив остается в Москве, чувствует себя финансово обделенным, и среди оркестрантов растет недовольство. Последний совместный концерт Госоркестра и Светланова состоится в Большом зале Петербургской филармонии 22 октября 1998 года. В программе, очевидно, рассчитанной на кассовый успех, звучат Бернстайн, Лоу, Фредди Меркьюри, Леннон, Маккартни (в обработках). Прежде в концертах Светланова солировали Рихтер, Башкиров, Белла Давидович, в этот вечер на авансцене – Лариса Долина и Александр Градский. Символично и название программы – «Хиты уходящего века».
В концерте 20 марта 1990 года. Государственный Академический симфонический оркестр СССР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Заканчивался и затяжной конфликт Госоркестра и его многолетнего руководителя: 16 апреля 2000 года контракт со Светлановым был расторгнут. Наверняка тогда каждая из сторон держалась своей правды. История встанет на сторону великого дирижера: в 2006 году Государственному оркестру России будет присвоено имя Светланова.
Разрыв с музыкантами, с которыми он проработал половину жизни, Евгений Федорович воспринимал очень тяжело. Много болел, перенес несколько операций, в результате которых лишился ноги и дирижировал, стоя на протезе. Управлять оркестром сидя он при этом отказывался, как отказывался и снизить темп работы.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В предисловии к своей биографической книге «Перелистывая страницы жизни», вышедшей в московском издательстве «Композитор» в 2014 году, уже после смерти дирижера, Евгений Светланов признался:
«Я никогда не терял времени и был верен принципу: ‘’Только вперед’’. Хорошей музыки написано так много, что не хватит нескольких жизней, чтобы все исполнить».
Но собственным опытом он словно пытался опровергнуть эти слова и успеть как можно больше. С 2000-го Светланов служит почетным дирижером Большого театра, продолжает гастролировать, 1 и 2 декабря 2001 года дает последние концерты в Большом зале Петербургской филармонии: под его управлением Заслуженный коллектив исполняет симфонические фантазии по операм Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Парсифаль», (аранжировка голландца Хенке де Флигера).
Светланову всего 72 года, но он явно занят завершением сюжетов, начатых в юности: в Большом театре, как и во время своего давнего дебюта, вновь ставит «Псковитянку», в Национальной опере Монпелье дирижирует оперой «Мадам Баттерфляй» Пуччини, в которой мальчиком выходил на сцену вместе с матерью. Из веймарского Музея Листа специально для него выписывают ораторию «Христос», которой Евгений Светланов прощается с публикой – московской и зарубежной. Исполнить ее в Петербурге дирижеру не довелось.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
P. S.
С конца 1980-х – начала 1990-х годов в филармонических афишах Светланова часто появляются посвящения ушедшим великим дирижерам, к «семье» которых был причастен и сам Евгений Федорович. В Большом зале он исполнял программы, посвященные памяти Мравинского, памяти Караяна, памяти Бернстайна. В сезоне 2002/2003 концерты памяти Светланова в Петербургской филармонии дали Юрий Темирканов и Максим Шостакович, Владислав Чернушенко и Александр Дмитриев. А в 2009 году здесь под управлением Александра Ведерникова прошел памятный концерт к 80-летию со дня рождения дирижера. Выступали в Большом зале и молодые музыканты Бенджамин Эллин и Роберт Тревиньо – лауреаты дирижерского Конкурса имени Евгения Светланова, который с 2007 года проходит в Париже.
И. Р.
Концерты
-
14 мая 1953
7-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижеры – Евгений Светланов, Даниил ТюлинСветланов. Симфоническая поэма «Даугава». Цинцадзе. Концерт для виолончели с оркестром. Чистяков. Кантата «Песня труда и борьбы»
-
30 марта 1954
4-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановСветланов, Якушенко. «Сибирская фантазия» на темы А. Оленичевой. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко». Шествие князей из оперы-балета «Млада». Симфоническая сюита «Испанское каприччио». Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Балакирев. Симфоническая поэма «Тамара»
-
2 апреля 1956
5-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановБалакирев. Симфония № 1. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»
-
6 декабря 1956
2-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Светланов. Рапсодия № 1 «Картины Испании»
-
26 марта 1957
6-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановСвиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина». Рахманинов. Симфония № 2
-
11 февраля 1958
4-й концерт 4-го абонемента (для Ленинградского Государственного Университета)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановГлазунов. Симфония № 6. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра на стихи С. Есенина
-
26 апреля 1958
7-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
27 апреля 1958
6-й концерт 1-го абонемент (повторение программы 26 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
-
7 мая 1958
6-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановМясковский. Симфония № 27. Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Сен-Санс. Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Равель. Сюита № 1 «Дафнис и Хлоя» для оркестра
-
3 июня 1959
7-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановГлазунов. Симфония № 8. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Балакирев. «Исламей» (в инструментовке С. Ляпунова)
-
2 июня 1960
8-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановМясковский. Симфония № 25. Карлович. Концерт для скрипки с оркестром. Скрябин. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)
-
17 июня 1960
8-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Фантазия «Утес». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»
-
18 октября 1960
1-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Евгений СветлановМясковский. Симфония № 27. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2
-
19 октября 1960
Симфонический концерт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Дирижер – Евгений СветлановБетховен. Симфония № 7. Дебюсси. Ноктюрны «Облака» и «Празднества». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2
-
2 марта 1961
5-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
-
3 марта 1961
(повтор программы 2 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановРахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
-
17 июня 1961
7-концерт 7-го абонемента (для трудящихся Кировского завода)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Баллада». Рахманинов. Симфонические танцы
-
6 января 1962
3-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановБалакирев. Симфония № 1. Увертюра на темы трёх русских песен. «Шествие придворных чинов и дам, завершающееся приходом Лира с его семьёй» из I действия музыки к трагедии Шекспира «Король Лир».Восточная фантазия «Исламей»
-
26 января 1962
4-й концерт 9-го абонемента
Скрябин (к 90-летию со дня рождения)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановСкрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
13 июня 1962
8-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений СветлановЧайковский. Симфония № 3. Юлиан Крейн. Концерт для скрипки с оркестром. Караев. Фрагменты из балета «Семь красавиц»