Персоны

Арам Хачатурян

1903–1978
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Арам Хачатурян

Биография

Хачатурян Арам Ильич – композитор.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К тому моменту, когда Арам Хачатурян впервые встал за пульт оркестра в Большом зале Ленинградской филармонии, его музыка звучала здесь уже давно и часто. Отдельные пьесы Хачатуряна появляются в сборных филармонических программах с 1935 года, в 1936-м здесь проходит ленинградская премьера Первой (тогда единственной) его симфонии, с 1937 года его Фортепианный концерт неоднократно, под управлением лучших дирижеров, в том числе Мравинского, исполняет Лев Оборин (в эвакуации в филармонических программах Концерт сыграет Эмиль Гилельс, прибывший в Новосибирск на гастроли в разгар войны, в 1942-м). В военные годы фрагменты только что завершенной партитуры балета «Гаянэ» появляются в симфонических и хореографических вечерах в Большом зале, в апреле 1945-го года здесь дают премьеру Второй симфонии Хачатуряна, а 9 мая 1945-го именно «Песней о Сталине» Хачатуряна (и увертюрой Чайковского «1812 год») в честь Победы заменяют заявленную ранее программу. В 1946 году впервые в Ленинграде звучит Виолончельный концерт Хачатуряна: его в Большом зале играет Святослав Кнушевицкий.

Арам Хачатурян и Евгений Мравинский в день концерта 13 декабря 1947 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но из крупных музыкантов наиболее близок композитору был Давид Ойстрах: ему посвящены первые скрипичные пьесы Арама Хачатуряна, его Концерт для скрипки с оркестром, скрипичная соната. Все эти сочинения Ойстрах нередко исполнял и в Большом зале в Ленинграде. Наконец в декабре 1951 года композитор сам становится за дирижерский пульт Большого симфонического оркестра Ленинградского комитета радиоинформации на своем авторском вечере.

Арам Хачатурян и Давид Ойстрах в день концерта 10 декабря 1951 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

По этим филармоническим программам несложно проследить меняющееся положение Хачатуряна в иерархии советской музыки. Уроженец Тбилиси, он ворвался в музыкальную жизнь страны внезапно, с восточным темпераментом преодолевая пробелы опыта и образования, – впервые симфонический оркестр Хачатурян услышал уже в Москве, куда приехал поступать на математический факультет университета, а заниматься музыкой сам начал только в 19 лет! В 1929 году Хачатурян оканчивает Гнесинское училище как пианист и виолончелист, но в консерваторию поступает уже на композиторский факультет. Среди его учителей – Николай Мясковский, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко. Уже студенческие работы Хачатуряна – фортепианная токката, скрипичная Песня-поэма входят в репертуар известных музыкантов, а дипломная симфония звучит не только в стенах консерватории, но и в концертах по всей стране. К началу войны Хачатурян получает звание «Заслуженный артист Армении», первый из трех орден Ленина и первую Сталинскую премию за Скрипичный концерт. Вторую премию, а также поистине громкую славу приносит ему партитура «Гаянэ» – балет композитор пишет во время войны, в Перми (тогда Молотов), здесь же, силами эвакуированного в Пермь ленинградского Театра им. Кирова (Мариинского), ставят премьеру. «Танец с саблями» из «Гаянэ» приносит Хачатуряну международную известность, его играют и записывают в Европе, а в США «Танец» не только исполняется ведущими оркестрами, но и появляется во всех музыкальных автоматах!

Арам Хачатурян в концерте 13 ноября 1961 года. Симфонический оркестр филармонии, солист Даниил Шафран.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Автора яркой, сочной, мастерски написанной музыки, кажется, никак нельзя «упрекнуть» в излишней приверженности к авангардным приемам. Тем не менее имя Хачатуряна, наряду с «формалистами» Шостаковичем и Прокофьевым, попадает в Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года «Об опере Мурадели ‘’Великая дружба’’». Хачатуряна снимают с поста зампредседателя Союза композиторов. Несколько лет он ничего не пишет. Официально опала была снята в 1958 году с принятием Постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 года «Об исправлении ошибок в оценке опер ‘’Великая дружба’’, ‘’Богдан Хмельницкий’’ и ‘’От всего сердца’’». Но то, что Хачатуряну удается вернуть себе репутацию «правильного» композитора гораздо раньше, показывает и его имя в титрах фильма «Сталинградская битва», и афиша Ленинградской филармонии: в 1951 году здесь впервые проходит его авторский вечер.

Концерт в честь 60-летия Арама Хачатуряна 18 декабря 1963 года. Большой зал филармонии, оркестр ЗКР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За пультом оркестра сорокавосьмилетний композитор пока новичок. Впервые он возьмет в руки дирижерскую палочку по случаю: в феврале 1950 года в Москве должен был состояться концерт по поводу избрания академика Сергея Вавилова депутатом Верховного Совета. Организаторы вечера, возможно, даже не знали, что Хачатурян никогда не дирижировал, и поставили в программу «фрагменты из балета ‘’Гаянэ’’ под управлением автора». Едва не отказавшись, Арам Ильич попробовал себя в новом качестве. Дирижерского ремесла он так и не освоил, в связи с чем в его концертной карьере случались различные казусы. Но с тех пор он неизменно руководил собственными авторскими вечерами, никогда не дирижируя чужой музыкой. С авторскими концертами он объедет, без преувеличения, весь мир: Хачатурян выступает в Италии, Франции, Австрии, Люксембурге и Бельгии, в Мексике, Японии, США и на Кубе… Разумеется, много дирижирует он и внутри страны.

Фотопортрет А. И. Хачатуряна с дарственной надписью оркестру ЗКР, ноябрь 1967 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Большом зале Ленинградской филармонии с 1951-го по 1977 год прошли десять таких концертов. В авторских вечерах Хачатуряна принимали участие Давид Ойстрах, Лев Оборин, Даниил Шафран, Леонид Коган, Эдуард Грач, Лазарь Берман, Ирина Богачева… В программах звучали ранние и только что написанные сочинения, но с 1956 года почти неизменно в них были включены отрывки из «Спартака». Именно этот балет сохранит имя Хачатуряна в театральных афишах до сегодняшнего дня. Марш из «Спартака» звучал и на авторском вечере Хачатуряна в июне 1978 года. Вероятно, он был запланирован еще при жизни композитора, но 1 мая Хачатуряна не стало, согласно завещанию его похоронили в Ереване. Июньским концертом, который получился концертом памяти композитора, дирижировал его племянник Эмин Хачатурян.

Сочинения Арама Ильича по-прежнему часто звучат в филармонических программах. В Большом зале Петербургской филармонии, чаще в молодежном абонементе, исполняется и музыка знаменитых учеников Хачатуряна, выпускников его класса в Московской консерватории – композиторов Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича.

О. Р.


Концерты

  • 10 декабря 1951

    Авторский концерт Арама Хачатуряна

    А. Хачатурян. «Траурная ода памяти Ленина». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 3 «Симфония-поэма». Сюита из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад». Танцы из балета «Гаянэ»

  • 22 мая 1953

    6-й концерт 1-го абонемента

    Авторский концерт Арама Хачатуряна

    А. Хачатурян. Сюита из музыки к кинофильму «Сталинградская битва». Концерт для виолончели с оркестром. Концерт для фортепиано с оркестром. Танцы из балета «Гаянэ»

  • 12 апреля 1956

    4-й концерт 1-го абонемента

    Авторский концерт Арама Хачатуряна

    Хачатурян. «Траурная ода памяти Ленина». Фрагменты из балета «Спартак». Концерт для скрипки с оркестром. Сюита из музыки к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова»

  • 2 февраля 1958

    5-й концерт 8-го абонемента (для трудящихся фабрично-заводских предприятий г. Ленинграда)

    Авторский концерт Арама Хачатуряна

    Хачатурян. Симфония № 2 «Колокол». Концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор. Фрагменты из балета «Спартак»

  • 13 ноября 1961

    Авторский концерт Арама Хачатуряна

    Хачатурян. «Приветственная увертюра». Концерт для виолончели с оркестром. Симфония № 1

  • 18 декабря 1963

    8-й концерт 1-го абонемента сезона 1962-63 гг.

    Хачатурян (к 60-летию со дня рождения)
    Дирижер – Евгений Светланов
    Дирижер – Арам Хачатурян

    Хачатурян. Симфония № 3 «Симфония-поэма». Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. «Ода радости»

  • 19 декабря 1963

    (повторение программы 18 декабря)

    Хачатурян (к 60-летию со дня рождения)
    Дирижер – Евгений Светланов
    Дирижер – Арам Хачатурян

    Хачатурян. Симфония № 3 «Симфония-поэма». Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. «Ода радости»

  • 27 июня 1967

    Авторский концерт Арама Ильича Хачатуряна
    Дирижер – Арам Хачатурян

    Хачатурян. Симфония № 1. Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром. Фрагменты из балета «Гаянэ»

  • 1 ноября 1967

    2-й концерт 1-го абонемента (второй цикл)

    Авторский концерт Арама Хачатуряна
    Дирижер – автор, Арам Хачатурян

    Хачатурян. Адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак». Три концертные арии. Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром. Симфония № 2 «Колокол»




Другие материалы

Валерий Райков

Валерий Райков

Бас 1900–?
Натан Рахлин

Натан Рахлин

Дирижер 1905–1979

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»