Персоны

Исайя Браудо

1896–1970
Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Исайя Браудо

Биография

Браудо Исай (Исайя) Александрович – органист, педагог, исследователь.

От отца – действительного статского советника, заместителя директора Публичной библиотеки – Исай Браудо унаследовал широчайшую эрудицию, а от своих музыкальных учителей – фундаментальные знания и страстную преданность делу.

ID=1

В Петербургской консерватории Браудо учился в 1914–1915 у органиста Якова Ганшина (в 1920-м тот уедет из России и получит известность не только как органист, но и как крупнейший исследователь-медиевист), в Московской консерватории – в фортепианном классе Александра Гольденвейзера (1915–1918). В 1923-м Браудо окончит Петроградскую консерваторию у Николая Ванадзиньша, ученика Ганшина.

В том же 1923 году Исай Браудо начинает выступать в концертах и получает органный класс в консерватории. Но продолжает учиться: в Париже у Луи Вьерна, в Гамбурге у Альфреда Зиттарда – первого органиста, игравшего в Большом зале в 1931-м сразу же после установки органа, в Лейпциге у Гюнтера Рамина – будущего кантора Томас-кирхи, приезжавшего с концертами в Ленинградскую филармонию в 1932 и 1954 годах.

С конца 1931 года в Большом зале начнет выступать и Исай Браудо – с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука он играет органную партию в сочинениях Шостаковича – 27 декабря 1931-го в музыке к фильму «Златые горы» и 17 января 1933-го на премьере сюиты из «Леди Макбет Мценского уезда»: она состоится на первом авторском концерте композитора.

Исай Браудо в концерте 23 ноября 1954 года. Участвовали (на общем фото): Бэлла Каляда (сопрано) и Квартет Ленинградской филармонии (В. Овчарек, Г. Луцкий, И. Соловьев, Б. Морозов)
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Браудо будет непременным участником исполнений ораториальных сочинений, играя на органе, а иногда – на клавесине: это «Страсти по Иоанну» (1935, Штидри), Магнификат (1938) и Высокая месса (1949, Гаук; 1969, Далгат) Баха; оратории Генделя «Иуда Маккавей» (1939, Мравинский), «Самсон» (1960, Вигнер), «О радости, печали и мудрости» (1966, Далгат). С артистами оркестра музыкант исполнял соло в Бранденбургском концерте № 6 Баха, а когда в Большой зал на гастроли приехал знаменитый лейпцигский оркестр «Гевандхауз», именно Браудо пригласили играть соло клавесина в Бранденбургском концерте № 2.

В репертуаре музыканта были и сочинения современников – Хачатуряна, Волошинова, Гана, Щербачева, Кушнарева, многие композиторы специально писали для него. Но чаще органиста можно было услышать в старой музыке – концертах Генделя для органа с оркестром, концертах для двух, трех и четырех клавиров Баха. Здесь его партнерами в 1930-е – 1940-е были пианисты Каменский, Серебряков, Хальфин, в 1949-м – Курт Зандерлинг, а в 1960-е – дочь Анастасия Браудо-Тищенко. Среди дирижеров, под управлением которых солировал Исай Браудо, – Рабинович, Мравинский, Зандерлинг, Серов, Рахлин, Светланов.

Концерт 13 февраля 1965 года. Солисты: Анастасия Браудо-Тищенко, Исай Браудо, Борис Тищенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Исай Александрович часто выступал и в ансамблевых программах. С артистами оркестров и певицами Софьей Преображенской, Зарой Долухановой, Кирой Изотовой, Людмилой Филатовой он исполнял Баха, Генделя, Телемана, Моцарта, а в июне 1968-го и 1969-го принял участие в камерно-хореографическом вечере – это был специальный проект, подготовленный балетмейстером Георгием Алексидзе и валторнистом ЗКР Виталием Буяновским.

Исайя Браудо был организатором и душой изысканных программ старинной музыки, украшавших афишу филармонических концертов в Капелле и в консерваторском Зале имени Глазунова (они функционировали как камерные площадки Филармонии), а после 1949 года и афишу Малого зала имени Глинки. Для исполнения редких сочинений Пёрселла, Вивальди, Телемана, концертов и кантат Баха он, сидя за клавесином (реже за роялем), объединял вокруг себя артистов оперных театров, Филармонии, преподавателей и студентов консерватории с самых разных факультетов.
Класс Исайи Браудо.
Фото предоставлено Элиной Чивжель-Бортовской

В Большом зале проходили концерты органного класса Исайи Браудо и Нины Оксентян – его воспитанницы. Для консерваторцев Браудо был авторитетом непререкаемым.

Учились у профессора не только его собственные ученики, книгами Браудо «Артикуляция (о произношении мелодии)» (Л., 1965) и «О клавирной и органной музыке» (вышла уже после смерти автора в 1976-м) зачитывались многие поколения студентов. А выступления музыканта в Филармонии всегда становились событиями.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Свой первый сольный концерт из сочинений Баха, Франка, Регера и Кушнарева Исай Браудо дал 31 марта 1933 года. Бах будет преобладать в программах органиста, при этом в его исполнении прозвучит самая разнообразная музыка – от Перотина Великого (XII–XIII вв.) до Оливье Мессиана – мастер был знатоком разных стилей, школ и эпох.

Последний раз Исай Александрович Браудо выступил в Большом зале 26 февраля 1970 года. Это был органно-вокальный вечер с участием Людмилы Филатовой – с музыкой Пахельбеля, Монтеверди, Пёрселла, Баха, Шуберта. Через две недели, 11 марта, музыканта не станет. Его уход – конец целой эпохи в истории петербургской музыкальной жизни.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«Памяти профессора Браудо» посвятил стихотворение (оно так и называется) Иосиф Бродский:

                      Люди редких профессий редко, но умирают,
	уравнивая свой труд с прочими. Землю роют
	люди прочих профессий, и родственники назавтра
	выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра.
	                     Март – черно-белый месяц, и зренье в марте
		приспособляется легче к изображенью смерти;
		снег, толчея колес, и поднимает ворот
		бредущий за фотоснимком, едущим через город.
	Голос из телефона за полночь вместо фразы
	по проволоке передает как ожерелье слезы;
	это – немой клавир, и на рычаг надавишь,
	ибо для этих нот не существует клавиш.
		Переводя иглу с гаснущего рыданья,
		тикает на стене верхнего "до" свиданья,
		в опустевшей квартире, ее тишине на зависть,
		крутится в темноте с вечным молчаньем запись.

В Большом зале в память о музыканте проходят концерты, они сохраняют имя Исайи Браудо в филармонической афише XXI века.

И. Р.



Концерты

  • 27 декабря 1931

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Пащенко. Симфония № 4. Айсберг. Еврейское каприччио для фортепиано с оркестром. Гладковский. «26». Шостакович. Сюита из музыки к тонфильму «Златые горы»

  • 17 января 1933

    Первый авторский концерт (анонс)

    Симфонический концерт
    Шостакович
    Дирижер – Александр Гаук

    Шостакович. Симфония № 1. Восемь прелюдий. Сюита из музыки к тонфильму «Златые горы». Сюита из балета «Болт». Четыре отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»

  • 31 марта 1933

    (анонс)

    Органный вечер
    Исай Браудо

    В программе: Бах, Франк, Кушнарев, Регер

  • 6 мая 1933

    (анонс)

    Симфонический концерт из произведений советских композиторов
    Дирижер – Александр Гаук

    В. Пушков. Вокальная сюита для голоса и оркестра. В. Волошинов. Концерт для скрипки и органа. Животов. Песенно-симфонический цикл на тексты революционных поэтов Запада. Шостакович. Сюита из балета «Болт»

  • 3 ноября 1933

    1-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
    Дирижер – Николай Рабинович

    В программе: Корелли, Пёрселл, Люлли, Вивальди, Гендель, Вивальди

  • 16 апреля 1934

    (машинопись)

    Органный вечер
    Профессор Исай Браудо

    Бах. Пассакалия. Франк. Пастораль. Моцарт–Глаус. Фантазия для механического органа. Вагнер–Лемар. Feuerzauber. Роже-Дюкас. Пастораль. Лист. Фантазия и фуга на тему BACH

  • 12 октября 1934

    (анонс)

    Открытие сезона
    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Щербачев. Отрывок из оперы «Анна Колосова». Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла»

  • 31 октября 1934

    1-й концерт 4-го абонемента (анонс, сводная афиша)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри (Вена)

    Кушнарев. Соната для органа. Юдин. Концерт для органа с оркестром. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 13 мая 1935

    8-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    В ознаменование 250-летия со дня рождения И. С. Баха

    «Страсти по Иоанну» (в II частях)

  • 22 мая 1935

    9-й концерт 1-го абонемента (анонс и афиша)

    Бах. Страсти по Иоанну

    «Страсти по Иоанну» (в II частях)

  • 10 ноября 1935

    2-й концерт 3-го абонемента (афиша)

    Исторические концерты

    Гендель и Бах

  • 4 декабря 1935

    (афиша)

    Органный концерт
    Исай Браудо

    В программе: Преториус, Шейдт, Брунс, Букстехуде, И. С. Бах

  • 11 марта 1936

    (машинопись)

    Концерт органной и фортепианной музыки

    Вивальди. Концерт ре минор. Лист. Вариации на тему Баха «Weinen, Klagen». Франк. Пастораль. «Финал». Лист. «Годы странствий». Соната си минор

  • 13 мая 1936

    (машинопись)

    Камерный концерт

    Бах. Токката, адажио и фуга. Четыре хоральные прелюдии. Токката и фуга. Витали. Чакона для скрипки с органом. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова»

  • 12 января 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 4

  • 14 января 1937

    4-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 12 января)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 4

  • 18 февраля 1937

    Зал Капеллы

    Вечер старинной музыки

    В программе: Корелли, Платти, Рамо, Бах, Гендель, Телеман

  • 17 мая 1937

    8-й концерт 5-го молодежного абонемента

    Концерт по заявкам слушателей

    В программе: Бах, Моцарт, Вагнер, Глинка, Мусоргский, Чайковский

  • 1 октября 1937

    Камерный концерт

    В программе: Гендель, Бах, Островский, Бах–Фейнберг, Лист, Доницетти, Массне

  • 28 декабря 1937

    (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Кабалевский. Симфония № 2. Бах. Бранденбургский концерт № 3. Концерт для четырех фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»




Другие материалы

Александр Брагин

Александр Брагин

Баритон 1881–1953
Леонид Вивьен

Леонид Вивьен

Актер 1887–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»