Персоны
Исайя Браудо
Биография
Браудо Исай (Исайя) Александрович – органист, педагог, исследователь.
От отца – действительного статского советника, заместителя директора Публичной библиотеки – Исай Браудо унаследовал широчайшую эрудицию, а от своих музыкальных учителей – фундаментальные знания и страстную преданность делу.
В Петербургской консерватории Браудо учился в 1914–1915 у органиста Якова Ганшина (в 1920-м тот уедет из России и получит известность не только как органист, но и как крупнейший исследователь-медиевист), в Московской консерватории – в фортепианном классе Александра Гольденвейзера (1915–1918). В 1923-м Браудо окончит Петроградскую консерваторию у Николая Ванадзиньша, ученика Ганшина.
В том же 1923 году Исай Браудо начинает выступать в концертах и получает органный класс в консерватории. Но продолжает учиться: в Париже у Луи Вьерна, в Гамбурге у Альфреда Зиттарда – первого органиста, игравшего в Большом зале в 1931-м сразу же после установки органа, в Лейпциге у Гюнтера Рамина – будущего кантора Томас-кирхи, приезжавшего с концертами в Ленинградскую филармонию в 1932 и 1954 годах.
С конца 1931 года в Большом зале начнет выступать и Исай Браудо – с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука он играет органную партию в сочинениях Шостаковича – 27 декабря 1931-го в музыке к фильму «Златые горы» и 17 января 1933-го на премьере сюиты из «Леди Макбет Мценского уезда»: она состоится на первом авторском концерте композитора.
Исай Браудо в концерте 23 ноября 1954 года. Участвовали (на общем фото): Бэлла Каляда (сопрано) и Квартет Ленинградской филармонии (В. Овчарек, Г. Луцкий, И. Соловьев, Б. Морозов)
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Браудо будет непременным участником исполнений ораториальных сочинений, играя на органе, а иногда – на клавесине: это «Страсти по Иоанну» (1935, Штидри), Магнификат (1938) и Высокая месса (1949, Гаук; 1969, Далгат) Баха; оратории Генделя «Иуда Маккавей» (1939, Мравинский), «Самсон» (1960, Вигнер), «О радости, печали и мудрости» (1966, Далгат). С артистами оркестра музыкант исполнял соло в Бранденбургском концерте № 6 Баха, а когда в Большой зал на гастроли приехал знаменитый лейпцигский оркестр «Гевандхауз», именно Браудо пригласили играть соло клавесина в Бранденбургском концерте № 2.
В репертуаре музыканта были и сочинения современников – Хачатуряна, Волошинова, Гана, Щербачева, Кушнарева, многие композиторы специально писали для него. Но чаще органиста можно было услышать в старой музыке – концертах Генделя для органа с оркестром, концертах для двух, трех и четырех клавиров Баха. Здесь его партнерами в 1930-е – 1940-е были пианисты Каменский, Серебряков, Хальфин, в 1949-м – Курт Зандерлинг, а в 1960-е – дочь Анастасия Браудо-Тищенко. Среди дирижеров, под управлением которых солировал Исай Браудо, – Рабинович, Мравинский, Зандерлинг, Серов, Рахлин, Светланов.
Концерт 13 февраля 1965 года. Солисты: Анастасия Браудо-Тищенко, Исай Браудо, Борис Тищенко.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Исай Александрович часто выступал и в ансамблевых программах. С артистами оркестров и певицами Софьей Преображенской, Зарой Долухановой, Кирой Изотовой, Людмилой Филатовой он исполнял Баха, Генделя, Телемана, Моцарта, а в июне 1968-го и 1969-го принял участие в камерно-хореографическом вечере – это был специальный проект, подготовленный балетмейстером Георгием Алексидзе и валторнистом ЗКР Виталием Буяновским.
Исайя Браудо был организатором и душой изысканных программ старинной музыки, украшавших афишу филармонических концертов в Капелле и в консерваторском Зале имени Глазунова (они функционировали как камерные площадки Филармонии), а после 1949 года и афишу Малого зала имени Глинки. Для исполнения редких сочинений Пёрселла, Вивальди, Телемана, концертов и кантат Баха он, сидя за клавесином (реже за роялем), объединял вокруг себя артистов оперных театров, Филармонии, преподавателей и студентов консерватории с самых разных факультетов.
Класс Исайи Браудо.
Фото предоставлено Элиной Чивжель-Бортовской
В Большом зале проходили концерты органного класса Исайи Браудо и Нины Оксентян – его воспитанницы. Для консерваторцев Браудо был авторитетом непререкаемым.
Учились у профессора не только его собственные ученики, книгами Браудо «Артикуляция (о произношении мелодии)» (Л., 1965) и «О клавирной и органной музыке» (вышла уже после смерти автора в 1976-м) зачитывались многие поколения студентов. А выступления музыканта в Филармонии всегда становились событиями.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Свой первый сольный концерт из сочинений Баха, Франка, Регера и Кушнарева Исай Браудо дал 31 марта 1933 года. Бах будет преобладать в программах органиста, при этом в его исполнении прозвучит самая разнообразная музыка – от Перотина Великого (XII–XIII вв.) до Оливье Мессиана – мастер был знатоком разных стилей, школ и эпох.
Последний раз Исай Александрович Браудо выступил в Большом зале 26 февраля 1970 года. Это был органно-вокальный вечер с участием Людмилы Филатовой – с музыкой Пахельбеля, Монтеверди, Пёрселла, Баха, Шуберта. Через две недели, 11 марта, музыканта не станет. Его уход – конец целой эпохи в истории петербургской музыкальной жизни.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
«Памяти профессора Браудо» посвятил стихотворение (оно так и называется) Иосиф Бродский:
Люди редких профессий редко, но умирают, уравнивая свой труд с прочими. Землю роют люди прочих профессий, и родственники назавтра выглядят, как природа, лишившаяся ихтиозавра. Март – черно-белый месяц, и зренье в марте приспособляется легче к изображенью смерти; снег, толчея колес, и поднимает ворот бредущий за фотоснимком, едущим через город. Голос из телефона за полночь вместо фразы по проволоке передает как ожерелье слезы; это – немой клавир, и на рычаг надавишь, ибо для этих нот не существует клавиш. Переводя иглу с гаснущего рыданья, тикает на стене верхнего "до" свиданья, в опустевшей квартире, ее тишине на зависть, крутится в темноте с вечным молчаньем запись.
В Большом зале в память о музыканте проходят концерты, они сохраняют имя Исайи Браудо в филармонической афише XXI века.
И. Р.
Концерты
-
27 декабря 1931
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукПащенко. Симфония № 4. Айсберг. Еврейское каприччио для фортепиано с оркестром. Гладковский. «26». Шостакович. Сюита из музыки к тонфильму «Златые горы»
-
17 января 1933
Первый авторский концерт (анонс)
Симфонический концерт
Шостакович
Дирижер – Александр ГаукШостакович. Симфония № 1. Восемь прелюдий. Сюита из музыки к тонфильму «Златые горы». Сюита из балета «Болт». Четыре отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
-
31 марта 1933
(анонс)
Органный вечер
Исай БраудоВ программе: Бах, Франк, Кушнарев, Регер
-
6 мая 1933
(анонс)
Симфонический концерт из произведений советских композиторов
Дирижер – Александр ГаукВ. Пушков. Вокальная сюита для голоса и оркестра. В. Волошинов. Концерт для скрипки и органа. Животов. Песенно-симфонический цикл на тексты революционных поэтов Запада. Шостакович. Сюита из балета «Болт»
-
3 ноября 1933
1-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Цикл «Эпохи и жанры западноевропейской музыки»
Дирижер – Николай Рабинович
В программе: Корелли, Пёрселл, Люлли, Вивальди, Гендель, Вивальди
-
16 апреля 1934
(машинопись)
Органный вечер
Профессор Исай Браудо
Бах. Пассакалия. Франк. Пастораль. Моцарт–Глаус. Фантазия для механического органа. Вагнер–Лемар. Feuerzauber. Роже-Дюкас. Пастораль. Лист. Фантазия и фуга на тему BACH
-
12 октября 1934
(анонс)
Открытие сезона
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц Штидри (Вена)Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Щербачев. Отрывок из оперы «Анна Колосова». Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла»
-
31 октября 1934
1-й концерт 4-го абонемента (анонс, сводная афиша)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц Штидри (Вена)Кушнарев. Соната для органа. Юдин. Концерт для органа с оркестром. Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»
-
13 мая 1935
8-й концерт 4-го абонемента (анонс)
В ознаменование 250-летия со дня рождения И. С. Баха
«Страсти по Иоанну» (в II частях)
-
22 мая 1935
9-й концерт 1-го абонемента (анонс и афиша)
Бах. Страсти по Иоанну
«Страсти по Иоанну» (в II частях)
-
10 ноября 1935
2-й концерт 3-го абонемента (афиша)
Исторические концерты
Гендель и Бах
-
4 декабря 1935
(афиша)
Органный концерт
Исай БраудоВ программе: Преториус, Шейдт, Брунс, Букстехуде, И. С. Бах
-
11 марта 1936
(машинопись)
Концерт органной и фортепианной музыки
Вивальди. Концерт ре минор. Лист. Вариации на тему Баха «Weinen, Klagen». Франк. Пастораль. «Финал». Лист. «Годы странствий». Соната си минор
-
13 мая 1936
(машинопись)
Камерный концерт
Бах. Токката, адажио и фуга. Четыре хоральные прелюдии. Токката и фуга. Витали. Чакона для скрипки с органом. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9 «Крейцерова»
-
12 января 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 4
-
14 января 1937
4-й концерт 2-го абонемента (повторение программы 12 января)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц ШтидриМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Малер. Симфония № 4
-
18 февраля 1937
Зал Капеллы
Вечер старинной музыки
В программе: Корелли, Платти, Рамо, Бах, Гендель, Телеман
-
17 мая 1937
8-й концерт 5-го молодежного абонемента
Концерт по заявкам слушателей
В программе: Бах, Моцарт, Вагнер, Глинка, Мусоргский, Чайковский
-
1 октября 1937
Камерный концерт
В программе: Гендель, Бах, Островский, Бах–Фейнберг, Лист, Доницетти, Массне
-
28 декабря 1937
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Борис ХайкинКабалевский. Симфония № 2. Бах. Бранденбургский концерт № 3. Концерт для четырех фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»