Персоны
Павел Серебряков
Биография
Серебряков Павел Алексеевич – пианист, педагог, ректор Ленинградской консерватории (1938–1951; 1961–1977).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В течение нескольких десятилетий Павел Серебряков был одной из самых ярких и, одновременно, общественно значимых фигур музыкальной жизни Ленинграда. Ни один из ленинградских исполнителей не имел такого количества концертов в Филармонии: с 1930-го по 1977 год пианист дал в Большом и Малом залах более 250 концертов. Он гастролировал по городам Советского Союза и представлял отечественную исполнительскую школу за рубежом – от Европы до Латинской Америки, от Японии и Китая до Австралии.
Музыкант яркого дарования и большого темперамента, Серебряков, в то же время, обладал и всеми востребованными временем качествами – искренней верой в идеалы советской власти и бескомпромиссной преданностью им. В интервью 1967 года он сказал:
«В год пятидесятилетия Советской власти я думаю о том, как много было дано этой властью мне и моим сверстникам».
Интервью было опубликовано в юбилейном номере журнала «Советская музыка» в рубрике «Воспитанники Октября». Судьба Серебрякова идеально соответствовала ее названию.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Родившись в Царицыне (Волгоград) в семье музыкантов (отец – выпускник Московской консерватории, певец и пианист, мать – певица), Павел Серебряков в 5 лет начал учиться дома игре на фортепиано, а к 11-ти уже аккомпанировал отцу в публичных концертах. Ранняя смерть отца (в 1920-м) и разруха Гражданской войны заставили юного музыканта зарабатывать на жизнь, играя в агитбригаде фронтового поезда и в госпиталях. Здесь формировалось мировоззрение «сына полка», здесь приобретались уникальные навыки в исполнении музыки самой разнообразной – от народных песен до вальсов Шопена.
К моменту поступления в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Леонида Николаева Серебряков уже вкусил радость публичных выступлений. Теперь набирался репертуар и культурный багаж – в классах замечательной профессуры и на филармонических концертах, где выступали блестящие европейские музыканты. Окончив консерваторию (1930) и аспирантуру (1932), он сразу же получил класс специального фортепиано, а в неполные 30 лет стал директором консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Серебряков принадлежал к руководителям «нового призыва». Запрос на них был сформулирован на специальном совещании Отдела агитационной пропаганды ЦК в июне 1929 года:
«Здесь особенно следует обратить внимание на ту молодежь, которая сейчас начинает свою творческую жизнь, и которая при умелом отношении к ней может дать нам те кадры новых левых попутчиков, какие мы имеем в литературе, где левые попутчики — это преимущественно та молодежь, которая сложилась в советский период…» [1]
Павел Серебряков как раз и был молодым кадром, сформированным советской властью. Она же в 1951-м и сняла его с ректорства за ошибки в кадровой политике, вернув на должность через 10 лет.
Но успех карьеры Серебрякова-пианиста определился прежде всего его ярким природным дарованием и артистизмом. Первые выступления Серебрякова в Филармонии состоялись зимой 1930 года: 18 января он дебютировал в Большом зале с оркестром под управлением Даниила Похитонова в Тройном концерте Бетховена в ансамбле с музыкантами оркестра Владимиром Лазаревым и Борисом Шафраном, а 24 февраля сыграл сольную программу в Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ). Его первый клавирабенд в Большом зале – из сочинений Бетховена, Брамса, Шопена и фортепианных транскрипций – состоится 29 января 1934 года. Всего пианист сыграет в Филармонии 86 сольных концертов – 57 на сцене Большого зала и 29 в Малом зале. Здесь он часто играет и в камерных программах – с Квартетами имени Глазунова, Бетховена, Комитаса, Большого театра и Ленинградской филармонии (будущим Квартетом имени Танеева) – трио, квартеты, квинтеты Глинки, Брамса, Франка. Здесь, на авторском вечере Шостаковича (22.04.1963) выступает в ансамбле с Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем и Михаилом Вайманом.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фортепианный концерт № 1 Шостаковича Серебряков играет с Заслуженным коллективом под управлением Альберта Коутса в Большом зале 15 декабря 1934 года – пианист был первым после автора исполнителем концерта. С оркестрами Филармонии (до 1953 с Заслуженным коллективом, позже и с Симфоническим оркестром) Серебряков даст 103 концерта. Один из них состоится с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга 30 августа 1943 года в блокадном Ленинграде – сюда пианист прилетит из Ташкента, где будет с консерваторией в эвакуации.
Д. Д. Шостакович и П. А. Серебряков.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Среди дирижеров, с которыми выступает Серебряков, – Гаук, Штидри, Мравинский, Курт Зандерлинг, Рабинович, Хайкин, Арвид Янсонс, Кондрашин, гастролеры Коутс, Талих, Гердличка, Гуи, Маркевич. С 1967-го он нередко играет с оркестром под управлением своего сына – дирижера Юрия Серебрякова.
В репертуаре пианиста оба концерта и «Пляска смерти» Листа, Симфонические вариации Франка, концерты № 2 и № 3 Рахманинова, он играет также в концертах Баха для 3-х и 4-х клавиров. Но чаще всего это Первый концерт Чайковского – Серебряков исполняет его 46 раз, не считая двух переложений – для оркестра народных инструментов и для духового оркестра.Пианист представляет и премьеры фортепианных концертов ленинградских авторов – Ивана Дзержинского (1934, дирижирует Коутс), Георгия Свиридова (1937, дирижер Мравинский), Надежды Симонян (№ 1 – 1954, А. Янсонс, № 2 – 1973, Бубельников), Галины Уствольской (1964, А. Янсонс). Концерт ленинградского композитора Валериана Богданова-Березовского (1903–1971) Павел Серебряков исполнит в рамках фестиваля «Ленинградская музыкальная весна» на своем последнем в Большом зале выступлении с оркестром (ЗКР, дирижер Арвид Янсонс) 5 мая 1974 года.
Последний сольный концерт пианиста состоится тоже в Большом зале: 26 марта 1977 года, за несколько месяцев до смерти, он сыграет монографическую программу из сонат Бетховена.
И. Р.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Концерты
-
18 января 1930
7-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Даниил ПохитоновБетховен. Симфония № 4. Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Немецкие танцы
-
10 февраля 1930
Вокальный концерт
Николай Печковский
В программе: Лист, По, Лондон, Томе, Чайковский, Шуэкер, Мейербер, Р. Штраус, Перголези, Чехов, Прокофьев, Рахманинов, Александров, Василенко
-
24 февраля 1930
(анонс)
Klavierabend
Павел Серебряков(программа не указана)
-
25 марта 1930
Концерт пианистов школы Леонида Николаева
В программе: Лист, Лист-Бузони, Лист, Стравинский-Каменский, Шопен, Штраус-Годовский, Моцарт-Лист, Стравинский-Санто, Шостакович, Шопен
-
18 мая 1930
III концерт артиста Госоперы Владимира Сливинского
В программе: Мусоргский, Бородин, Чайковский, Бородин, Чайковский
-
27 октября 1930
Бетховенское фойе (анонс в газете с портретом, рукописная книга)
Концерт (Klavierabend)
Павел Серебряков
Шопен. Баллада № 4. Соната № 2. Мусоргский. Картинки с выставки
-
31 января 1931
(рукописная книга)
Балетный вечер
(программа не указана)
-
28 апреля 1931
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Фриц ШтидриБрукнер. Симфония № 7. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром
-
26 мая 1931
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Мусоргский, Тургенев, Шимановский, Григ, Брамс, Массне, Шуберт, Тома, Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский
-
10 октября 1931
(машинописная программа)
Вокальный вечер
Солист Московского Большого театра СССР
Александр Пирогов
В программе: Василенко, Пушкин, Римский-Корсаков, Сахновский, Василенко, Юрасовский, Римский-Корсаков, Лист, Бородин
-
28 января 1932
(машинопись)
Вокальный вечер
В программе: Шопен, Даргомыжский, Кюи, Делиб, Штраус, Глинка-Ауэр, Паганини, Чайковский (без подробностей)
-
29 января 1932
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Гертруда Грдличка (Вена)
Вебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок». Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»
-
23 мая 1932
(анонс)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Лев Штейнберг
Вагнер. Вступление к муз. драме «Тристан и Изольда». Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Увертюра к опере «Тангейзер». Арии из опер. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Прелюды». Венгерская рапсодия № 1
-
7 октября 1932
(анонс)
Вокальный вечер
Итальянская певица Минна да Леонэ (Милан)В программе: Верачини, Паганини, Верди, Перголези, Беллини, Скарлатти, Доницетти, Шуберт–Лист, Гоголь, Пуччини
-
5 декабря 1932
(анонс)
Вокальный вечер
Солистка Большого театра
Валерия БарсоваВ программе: Лист, Россини, Аренский, Доницетти, Бенедикт, Беллини, Беттинелли
-
30 января 1933
Зал Глазунова, Консерватория
Концерт Ленинградской филармонии
Klavierabend
Павел СеребряковВ программе: Лист, Шуберт–Лист, Вагнер–Лист, Скрябин
-
20 февраля 1933
(анонс)
Вокальный вечер
Солист Большого театра Дмитрий ГоловинВ программе: Бах, Фрескобальди, Рахманинов, Ионген, Равель, Кассадо, Чайковский
-
21 февраля 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Половинкин. Романтическая симфония. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»
-
11 марта 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Чайковский
Дирижер – Вацлав Талих (Прага)Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 6 «Патетическая»
-
20 марта 1933
(анонс)
Вокальный вечер
Солист Большого театра
Дмитрий ГоловинВ программе: Шопен, Шуман, Дебюсси, Чайковский, Направник, Леонкавалло, Сарасате