Персоны

Арвид Янсонс

1914–1984
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Арвид Янсонс

Биография

Янсонс Арвид Кришевич – дирижер, в 1952–1984 штатный дирижер Заслуженного коллектива, в 1961–1968 дирижер Симфонического оркестра филармонии.

20 июня 1946 года в Большом зале Ленинградской филармонии начинается Всесоюзный смотр молодых дирижеров. В жюри – Дмитрий Шостакович (председатель), Евгений Мравинский (главный дирижер Заслуженного коллектива), Борис Хайкин (главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова/Мариинского). Смотр проходит в два тура, из 34 участников, представляющих разные регионы СССР, ко второму туру допущены пять. После серии пяти публичных концертов (каждый конкурсант получает возможность дирижировать полную программу из двух отделений) жюри определяет лауреатов, которые выступят на заключительном концерте 23 июля. I премию получает Константин Симеонов (Киев), III премию решили не присуждать, IV делят между собой Израиль Гусман (Черновцы) и Ниязи (Баку), а II премию получают Роман Матсов (Таллин) и Арвид Янсонс (Рига).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

26 июля 1946 года газета «Правда» публикует статью Шостаковича об итогах конкурса. Выражая коллегиальное мнение жюри, председатель дает лаконичные характеристики каждому лауреату. О молодом латвийском дирижере Арвиде Янсонсе Шостакович пишет:

«В искусстве А. Янсонса много свежести, непосредственности. На смотре он проявил себя главным образом как лирик. Он владеет техникой. В его исполнении, однако, ждешь большей глубины. При дальнейшей работе над собой он, конечно, добьется новых значительных успехов».

Лирический дар Арвид Янсонс сохранит навсегда, а серьезность и глубина придут в результате феноменальной трудоспособности музыканта.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К дирижерской профессии он пришел не сразу. Учился по классу скрипки в Народной консерватории Лиепаи (1929–1935), по окончании преподавал там, одновременно играл в оркестре Лиепайской филармонии, а в 1940–1944 – в оркестре Рижского театра оперы и балета. Когда Янсонс пришел в театр, главным дирижером здесь был Лео Блех, недавний руководитель Берлинской государственной оперы, бежавший из нацистской Германии в Ригу. В 1941 году Блеху придется тайно покинуть и Латвию, но в течение года Арвид Янсонс берет у него частные уроки дирижирования, вскоре впервые становится за пульт на балетном спектакле, а в 1944-м получает диплом Рижской консерватории и становится дирижером Латвийского театра оперы и балета.

Годы Второй мировой войны были тяжелыми испытаниями для семьи Янсонсов. Жена дирижера, солистка Рижской оперы Ираида Германовна, была вынуждена прятаться от немецких оккупационных властей, рискуя оказаться в еврейском гетто. Но именно тогда, в 1943-м, у них родился сын Марис, который пойдет по стопам отца и станет всемирно признанным дирижером.

Арвид Янсонс служит в Латвийской опере до 1952 года, одновременно занимая пост главного дирижера Симфонического оркестра Рижской филармонии (1947–1949). На должность его назначают после Всесоюзного смотра 1946 года. С этого времени каждый сезон Янсонса приглашают на концерты с Заслуженным коллективом, а 1 октября 1952-го принимают в штат Ленинградской филармонии, где он прослужит до конца жизни. Только в Большом зале он даст с оркестрами Филармонии – ЗКР и СО – 417 концертов!

Переезд в Ленинград открывает перед музыкантом совсем другие перспективы. Новый опыт обретается не только в работе с первоклассным оркестром, но и в общении с дирижерской элитой. В детских воспоминаниях Мариса Янсонса сохранились домашние обеды, на которые по выходным, раз в неделю, собирались Евгений Мравинский, Карл Элиасберг, Николай Рабинович и Курт Зандерлинг. Место проведения обедов менялось – каждый попеременно выступал в роли хозяина, а состав был постоянным. Приглашали на эти встречи и семью Янсонсов. Застолье переходило в долгие беседы о музыке, дирижерах, трактовках, звучали имена («а помнишь, Клемперер в этом месте…»), которые вызывали трепет. Младший коллега Арвид Янсонс впитывал и новые знания, и атмосферу.

Вся жизнь его проходила в Филармонии, поначалу – в прямом смысле: на хорах справа от сцены есть дверь, которая прежде вела в служебные квартиры, так что до работы было рукой подать. А работал Янсонс много: в первый сезон только с Заслуженным коллективом, а затем и с Симфоническим оркестром – бывшим оркестром Радиокомитета, вошедшим в состав Филармонии в мае 1953 года. В 1961–1968 Арвид Янсонс становится его фактическим руководителем, хотя официальной должности главного дирижера не получает. С Янсонсом Симфонический оркестр выезжает и на первые в своей истории зарубежные гастроли в Финляндию: 2 концерта дает в Хельсинки в марте 1965 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Все чаще Арвид Янсонс появляется за пультом зарубежных оркестров – в странах Европы, в Японии, в Австралии. Приглашают его и как руководителя дирижерских семинаров – в 1958–1971 в Финляндии (в том числе в Академии имени Сибелиуса), в 1965–1975 в Веймарской музыкальной академии имени Листа, в 1973–1975 в Швеции. Свободное владение несколькими европейскими языками позволяет Янсонсу беспрепятственно общаться со слушателями мастер-курсов. В Ленинградской консерватории, где Янсонс преподает с 1972 года (до 1976-го заведует кафедрой), у него тоже много иностранных студентов.
Гастроли оркестра ЗКР в Японии, апрель 1958 г. Арвид Янсонс сидит в кресле в центре кадра.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но, вне зависимости от гастролей и преподавательской работы, основной сценой для Арвида Янсонса остается Большой зал Ленинградской филармонии. Здесь он дает до 18-ти концертов в сезон, распределяются они не равномерно, но иногда за месяц бывает 5-6 концертов. Приведем лишь один пример интенсивности работы дирижера, относящийся к весне 1977 года: март: 25-го – концерт в рамках Всероссийской недели музыки для детей и юношества (СО), 30-го – монография Бетховена (ЗКР); апрель (все с ЗКР): 5-го – Sinfonia Robusta Тищенко, симфония № 12 Шостаковича, скрипичный концерт Хренникова с Игорем Ойстрахом; 14-го и 15-го – концерт Моцарта с Бадурой-Шкода и «Песнь о земле» Малера, 16-го – скрипичные концерты Баха, Бетховена и Чайковского, играл Михаил Вайман. И это все в течение трех недель!

В программах дирижера были симфонии Бетховена (№№ 3–9), Шуберта (№№ и 8), Брамса (№№ 1 и 4), Брукнера (№№ 3 и 4), Дворжака (№№ 7 и 9), Чайковского (№№ 3–6 и «Манфред»), Рахманинова (№ 2), Шостаковича (№№ 1, 4, 5, 7, 9, 10, 12), реквиемы Моцарта и Верди, месса си минор Баха и соль мажор Шуберта, оратория «Времена года» Гайдна. Особой популярностью у публики пользовались вечера симфонических миниатюр и монографические концерты из музыки Иоганна Штрауса. В афише Филармонии они появлялись регулярно и выполняли план посещаемости (а он был высок). Исполнение таких программ фактически было служебной обязанностью Арвида Янсонса, едва ли он относился к ней с энтузиазмом, но выполнял с артистической легкостью.

Другой, более обременительной обязанностью стало исполнение современной советской музыки. Здесь тоже существовал план, формируемый Филармонией совместно с Союзом композиторов СССР и его Ленинградским отделением. Союз композиторов был организацией идеологически мощной, проводил концерты на своих пленумах, съездах, смотрах молодых, устраивал фестивали – детские («Всесоюзная неделя детской музыки») и взрослые («Ленинградская музыкальная весна»), стимулировал создание сочинений на патриотические темы, к юбилейным датам советской истории и ее лидеров. Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что был в такой политике свой плюс – у самых разных авторов появлялась возможность услышать свою симфоническую музыку со сцены Большого зала. Но в композиторской афише Филармонии 1950-х–1970-х даже профессионал встретит немало случайных, справедливо забытых имен. Примета таких программ – наличие в концерте нескольких дирижеров, каждый из которых представлял одно или два сочинения. Но всё же большинство программ проводил один дирижер. Чаще других это был Арвид Янсонс. Под его управлением в Большом зале прошло множество премьер современных композиторов, не только ленинградских, но и финских, немецких, японских. Среди тех, кто остается в истории, – Вадим Салманов (авторский концерт), Андрей Петров (сюита из балета «Сотворение мира»), Борис Тищенко (Sinfonia Robusta), Сергей Слонимский («Песни вольницы»), Борис Арапов (его Концерт для оркестра посвящен дирижеру).

Янсонс слыл чутким дирижером-аккомпаниатором. Вот лишь некоторые фамилии выдающихся солистов, выступавших с ним: Микеланджели, Бадура-Шкода, Огдон, Ростропович, Рихтер, Гилельс, Белла Давидович, Шафран, Соколов, Башкиров, Крайнев, Олег Каган, Плетнев, Щедрин (композитор исполнял свой Второй концерт)...

С конца 1960-х Арвид Янсонс выступал, главным образом, с Заслуженным коллективом, нередко открывал концертные сезоны. За пультом второго оркестра появлялся эпизодически, после июньских концертов 1978 года лишь в октябре 1981-го и в программе, посвященной 50-летию коллектива (30 ноября и 1 декабря 1981). Но именно с этим оркестром, получившим звание Академического, Арвид Кришевич в последний раз выйдет на сцену Большого зала 22 сентября 1984 года. В программе прозвучали Второй концерт Рахманинова (солист Станислав Иголинский) и Шестая симфония Чайковского.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Этой же осенью дирижер уезжает на гастроли в Великобританию. С симфоническим оркестром Галле его связывает давнее, с 1965 года, сотрудничество. 21 ноября 1984 года в Манчестере оркестр под управлением Арвида Янсонса играет Пятую симфонию Малера. Во время концерта сердце дирижера остановилось.
Это была утрата не только для семьи. В Ленинградской филармонии музыканта любили. Он был человеком открытым и светлым. Спустя десятилетия, в 2017-м, артисты Заслуженного коллектива вспоминают:

Сергей Чернядьев, виолончелист:
«Он был очень эмоциональный дирижер. Его ломаный русский язык тоже добавлял ему шарма. Он был как будто западник, как будто не от нас. Но он был очень искренним в музыке. Той музыке, которая была ему близка».
Лев Клычков, концертмейстер ЗКР:
«Музыканты ему симпатизировали. Я помню, что они относились к нему с любовью, с уважением. Чуть-чуть дисциплина гуляла. Может, он сам это позволял, потому что он не был диктатором. Его любил оркестр».

В 1994 году, к 90-летию дирижера, в петербургском издательстве «Композитор» вышла книга «Арвид Янсонс. Воспоминания о человеке и музыканте». А 23 апреля 2015 года Марис Янсонс дал в Большом зале с Заслуженным коллективом концерт, посвященный 100-летию отца.

И. Р.


ВИДЕО

Сергей Слонимский об Арвиде Янсонсе

Сергей Слонимский об Арвиде Янсонсе




Другие материалы

Николай Алексеев

Николай Алексеев

Дирижер Род. в 1956
Александр Дмитриев

Александр Дмитриев

Дирижер Род. в 1935

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»