Персоны
Арвид Янсонс

Биография
Янсонс Арвид Кришевич – дирижер, в 1952–1984 штатный дирижер Заслуженного коллектива, в 1961–1968 дирижер Симфонического оркестра филармонии.
20 июня 1946 года в Большом зале Ленинградской филармонии начинается Всесоюзный смотр молодых дирижеров. В жюри –
Дмитрий Шостакович (председатель),
Евгений Мравинский (главный дирижер Заслуженного коллектива),
Борис Хайкин (главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова/Мариинского). Смотр проходит в два тура, из 34 участников, представляющих разные регионы СССР, ко второму туру допущены пять. После серии пяти публичных концертов (каждый конкурсант получает возможность дирижировать полную программу из двух отделений) жюри определяет лауреатов, которые выступят на заключительном концерте 23 июля. I премию получает
Константин Симеонов (Киев), III премию решили не присуждать, IV делят между собой
Израиль Гусман (Черновцы) и
Ниязи (Баку), а II премию получают
Роман Матсов (Таллин) и Арвид Янсонс (Рига).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
26 июля 1946 года газета «Правда» публикует статью Шостаковича об итогах конкурса. Выражая коллегиальное мнение жюри, председатель дает лаконичные характеристики каждому лауреату. О молодом латвийском дирижере Арвиде Янсонсе Шостакович пишет:
«В искусстве А. Янсонса много свежести, непосредственности. На смотре он проявил себя главным образом как лирик. Он владеет техникой. В его исполнении, однако, ждешь большей глубины. При дальнейшей работе над собой он, конечно, добьется новых значительных успехов».
Лирический дар Арвид Янсонс сохранит навсегда, а серьезность и глубина придут в результате феноменальной трудоспособности музыканта.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
К дирижерской профессии он пришел не сразу. Учился по классу скрипки в Народной консерватории Лиепаи (1929–1935), по окончании преподавал там, одновременно играл в оркестре Лиепайской филармонии, а в 1940–1944 – в оркестре Рижского театра оперы и балета. Когда Янсонс пришел в театр, главным дирижером здесь был Лео Блех, недавний руководитель Берлинской государственной оперы, бежавший из нацистской Германии в Ригу. В 1941 году Блеху придется тайно покинуть и Латвию, но в течение года Арвид Янсонс берет у него частные уроки дирижирования, вскоре впервые становится за пульт на балетном спектакле, а в 1944-м получает диплом Рижской консерватории и становится дирижером Латвийского театра оперы и балета.
Годы Второй мировой войны были тяжелыми испытаниями для семьи Янсонсов. Жена дирижера, солистка Рижской оперы Ираида Германовна, была вынуждена прятаться от немецких оккупационных властей, рискуя оказаться в еврейском гетто. Но именно тогда, в 1943-м, у них родился сын Марис, который пойдет по стопам отца и станет всемирно признанным дирижером.
Арвид Янсонс служит в Латвийской опере до 1952 года, одновременно занимая пост главного дирижера Симфонического оркестра Рижской филармонии (1947–1949). На должность его назначают после Всесоюзного смотра 1946 года. С этого времени каждый сезон Янсонса приглашают на концерты с Заслуженным коллективом, а 1 октября 1952-го принимают в штат Ленинградской филармонии, где он прослужит до конца жизни. Только в Большом зале он даст с оркестрами Филармонии – ЗКР и СО – 417 концертов!
Переезд в Ленинград открывает перед музыкантом совсем другие перспективы. Новый опыт обретается не только в работе с первоклассным оркестром, но и в общении с дирижерской элитой. В детских воспоминаниях Мариса Янсонса сохранились домашние обеды, на которые по выходным, раз в неделю, собирались Евгений Мравинский, Карл Элиасберг, Николай Рабинович и Курт Зандерлинг. Место проведения обедов менялось – каждый попеременно выступал в роли хозяина, а состав был постоянным. Приглашали на эти встречи и семью Янсонсов. Застолье переходило в долгие беседы о музыке, дирижерах, трактовках, звучали имена («а помнишь, Клемперер в этом месте…»), которые вызывали трепет. Младший коллега Арвид Янсонс впитывал и новые знания, и атмосферу.
Вся жизнь его проходила в Филармонии, поначалу – в прямом смысле: на хорах справа от сцены есть дверь, которая прежде вела в служебные квартиры, так что до работы было рукой подать. А работал Янсонс много: в первый сезон только с Заслуженным коллективом, а затем и с Симфоническим оркестром – бывшим оркестром Радиокомитета, вошедшим в состав Филармонии в мае 1953 года. В 1961–1968 Арвид Янсонс становится его фактическим руководителем, хотя официальной должности главного дирижера не получает. С Янсонсом Симфонический оркестр выезжает и на первые в своей истории зарубежные гастроли в Финляндию: 2 концерта дает в Хельсинки в марте 1965 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Все чаще Арвид Янсонс появляется за пультом зарубежных оркестров – в странах Европы, в Японии, в Австралии. Приглашают его и как руководителя дирижерских семинаров – в 1958–1971 в Финляндии (в том числе в Академии имени Сибелиуса), в 1965–1975 в Веймарской музыкальной академии имени Листа, в 1973–1975 в Швеции. Свободное владение несколькими европейскими языками позволяет Янсонсу беспрепятственно общаться со слушателями мастер-курсов. В Ленинградской консерватории, где Янсонс преподает с 1972 года (до 1976-го заведует кафедрой), у него тоже много иностранных студентов.
Гастроли оркестра ЗКР в Японии, апрель 1958 года. Арвид Янсонс сидит в кресле в центре кадра.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но, вне зависимости от гастролей и преподавательской работы, основной сценой для Арвида Янсонса остается Большой зал Ленинградской филармонии. Здесь он дает до 18-ти концертов в сезон, распределяются они не равномерно, но иногда за месяц бывает 5-6 концертов. Приведем лишь один пример интенсивности работы дирижера, относящийся к весне 1977 года: март: 25-го – концерт в рамках Всероссийской недели музыки для детей и юношества (СО), 30-го – монография Бетховена (ЗКР); апрель (все с ЗКР): 5-го – Sinfonia Robusta Тищенко, симфония № 12 Шостаковича, скрипичный концерт Хренникова с Игорем Ойстрахом; 14-го и 15-го – концерт Моцарта с Бадурой-Шкода и «Песнь о земле» Малера, 16-го – скрипичные концерты Баха, Бетховена и Чайковского, играл Михаил Вайман. И это все в течение трех недель!
В программах дирижера были симфонии Бетховена (№№ 3–9), Шуберта (№№ и 8), Брамса (№№ 1 и 4), Брукнера (№№ 3 и 4), Дворжака (№№ 7 и 9), Чайковского (№№ 3–6 и «Манфред»), Рахманинова (№ 2), Шостаковича (№№ 1, 4, 5, 7, 9, 10, 12), реквиемы Моцарта и Верди, месса си минор Баха и соль мажор Шуберта, оратория «Времена года» Гайдна. Особой популярностью у публики пользовались вечера симфонических миниатюр и монографические концерты из музыки Иоганна Штрауса. В афише Филармонии они появлялись регулярно и выполняли план посещаемости (а он был высок). Исполнение таких программ фактически было служебной обязанностью Арвида Янсонса, едва ли он относился к ней с энтузиазмом, но выполнял с артистической легкостью.
Другой, более обременительной обязанностью стало исполнение современной советской музыки. Здесь тоже существовал план, формируемый Филармонией совместно с Союзом композиторов СССР и его Ленинградским отделением. Союз композиторов был организацией идеологически мощной, проводил концерты на своих пленумах, съездах, смотрах молодых, устраивал фестивали – детские («Всесоюзная неделя детской музыки») и взрослые («Ленинградская музыкальная весна»), стимулировал создание сочинений на патриотические темы, к юбилейным датам советской истории и ее лидеров. Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что был в такой политике свой плюс – у самых разных авторов появлялась возможность услышать свою симфоническую музыку со сцены Большого зала. Но в композиторской афише Филармонии 1950-х–1970-х даже профессионал встретит немало случайных, справедливо забытых имен. Примета таких программ – наличие в концерте нескольких дирижеров, каждый из которых представлял одно или два сочинения. Но всё же большинство программ проводил один дирижер. Чаще других это был Арвид Янсонс. Под его управлением в Большом зале прошло множество премьер современных композиторов, не только ленинградских, но и финских, немецких, японских. Среди тех, кто остается в истории, – Вадим Салманов (авторский концерт), Андрей Петров (сюита из балета «Сотворение мира»), Борис Тищенко (Sinfonia Robusta), Сергей Слонимский («Песни вольницы»), Борис Арапов (его Концерт для оркестра посвящен дирижеру).
Янсонс слыл чутким дирижером-аккомпаниатором. Вот лишь некоторые фамилии выдающихся солистов, выступавших с ним: Микеланджели, Бадура-Шкода, Огдон, Ростропович, Рихтер, Гилельс, Белла Давидович, Шафран, Соколов, Башкиров, Крайнев, Олег Каган, Плетнев, Щедрин (композитор исполнял свой Второй концерт)...
С конца 1960-х Арвид Янсонс выступал, главным образом, с Заслуженным коллективом, нередко открывал концертные сезоны. За пультом второго оркестра появлялся эпизодически, после июньских концертов 1978 года лишь в октябре 1981-го и в программе, посвященной 50-летию коллектива (30 ноября и 1 декабря 1981). Но именно с этим оркестром, получившим звание Академического, Арвид Кришевич в последний раз выйдет на сцену Большого зала 22 сентября 1984 года. В программе прозвучали Второй концерт Рахманинова (солист Станислав Иголинский) и Шестая симфония Чайковского.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Этой же осенью дирижер уезжает на гастроли в Великобританию. С симфоническим оркестром Галле его связывает давнее, с 1965 года, сотрудничество. 21 ноября 1984 года в Манчестере оркестр под управлением Арвида Янсонса играет Пятую симфонию Малера. Во время концерта сердце дирижера остановилось.
Это была утрата не только для семьи. В Ленинградской филармонии музыканта любили. Он был человеком открытым и светлым. Спустя десятилетия, в 2017-м, артисты Заслуженного коллектива вспоминают:
Сергей Чернядьев, виолончелист:
«Он был очень эмоциональный дирижер. Его ломаный русский язык тоже добавлял ему шарма. Он был как будто западник, как будто не от нас. Но он был очень искренним в музыке. Той музыке, которая была ему близка».
Лев Клычков, концертмейстер ЗКР:
«Музыканты ему симпатизировали. Я помню, что они относились к нему с любовью, с уважением. Чуть-чуть дисциплина гуляла. Может, он сам это позволял, потому что он не был диктатором. Его любил оркестр».
В 1994 году, к 90-летию дирижера, в петербургском издательстве «Композитор» вышла книга «Арвид Янсонс. Воспоминания о человеке и музыканте». А 23 апреля 2015 года Марис Янсонс дал в Большом зале с Заслуженным коллективом концерт, посвященный 100-летию отца.
И. Р.
Концерты
-
11 июля 1946
Второй тур смотра молодых дирижеров
I концерт
Дирижер – Арвид Янсонс (Рига)Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) «Из Нового Света». Я. Иванов. «Радуга». Чайковский. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Лист. «Прелюды»
-
23 июля 1946
(машинопись)
Заключительный концерт смотра молодых дирижеров
Дирижеры – Арвид Янсонс, Ниязи, Константин Симеонов, Израиль ГусманВебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Чайковский. I часть симфонии «Манфред». «Итальянское каприччио»
-
29 июля 1946
(рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Сюита из балета «Щелкунчик». Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Римский-Корсаков. Песня Левко из оперы «Майская ночь». Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь». И. Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальс «Сказки Венского леса». Полька-пиццикато. «Персидский марш»
-
30 октября 1946
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСметана. «Влтава» («Молдава») из цикла «Моя Родина». Моцарт. Две арии из оперы «Волшебная флейта». Медыньш. «Латышская земля». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
23 февраля 1947
4-й концерт 4-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид Янсонс (Рига)Чайковский. Симфония № 5. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»
-
14 марта 1948
7-й концерт 6-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсРоссини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Мендельсон. Увертюра и Скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Вагнер. Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»
-
29 ноября 1948
(машинопись и пригласительный билет)
Конференция слушателей симфонических концертов и концерт
Доклад Вайнкопа «Проблемы программного симфонизма». Римский-Корсаков. «Шехеразада». Чайковский. «Ромео и Джульетта». Лист. «Прелюды»
-
22 мая 1949
Иоганн Штраус
(к 50-летию со дня смерти)
Дирижер – Арвид Янсонс
И. Штраус-сын. Увертюра к оперетте «Летучая мышь». Вальсы «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса», «Сказки Венского леса», «Венская кровь». Галопы «Легкая кровь», «Гром и молния». Увертюра к оперетте «Цыганский барон». «Вечное движение». «Персидский марш»
-
19 июня 1949
Иоганн Штраус
Дирижер – Арвид ЯнсонсИ. Штраус (сын). Увертюры к опереттам «Летучая мышь», «Цыганский барон». Вальсы «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса». Полька-пиццикато. Галопы «Легкая кровь», «Гром и молния». «Вечное движение». «Персидский марш»
-
31 января 1950
Вечер фортепианных концертов
Солисты – Виктор Мержанов и Юрий Муравлев
Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Произведения для фортепиано
-
1 февраля 1950
Иоганн Штраус
И. Штраус. Увертюры к опереттам. Вальсы. Два галопа. «Персидский марш»
-
8 апреля 1950
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсДворжак. Серенада для струнного оркестра. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Чайковский. Симфония № 5
-
9 апреля 1950
7-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вагнер. Увертюра к опере «Риенци»
-
28 февраля 1951
5-й концерт 5-го абонемента
Симфонические миниатюры
Дирижер – Арвид ЯнсонсЛядов. Полонез памяти А. Пушкина. Даргомыжский. «Казачок». Бородин. Хор из оперы «Князь Игорь». Римский-Корсаков. «Полет шмеля». Чайковский. «Баркарола». Глазунов. Концертный вальс. Римский-Корсаков. «Дубинушка». Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик». Скулте. Адажио из балета «Сакта свободы». Дарзиньш. «Лирический вальс». Чулаки. Фрагменты из балета «Мнимый жених». А. Хачатурян. Фрагменты из балета «Гаянэ»
-
15 октября 1952
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро». Глазунов. Сюита из балета «Раймонда». Скулте. Адажио из балета «Сакта свободы». Хачатурян. Фрагменты из балета «Гаянэ»
-
2 ноября 1952
(пригласительный билет)
Да здравствует XXXV годовщина октябрьской социалистической революции!
Симфонический концерт
Дирижеры – Курт Зандерлинг, Арвид ЯнсонсГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама». Ария Роберта из оперы «Иоланта». Хачатурян. Фрагменты из балета «Гаянэ»
-
13 декабря 1952
3-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Сюита из балета «Спящая красавица». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 4
-
24 января 1953
Симфонический концерт для студентов г. Ленинграда
II концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Калинников. Симфония № 1
-
10 февраля 1953
3-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижеры – Эдуард Грикуров, Арвид Янсонс, Курт ЗандерлингЧистяков. Кантата «Песнь труда и борьбы». Гордели. Концерт для фортепиано с оркестром. Ходжа-Эйнатов. Танцы для симфонического оркестра (тетрадь III)
-
14 марта 1953
4-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсГлазунов. Фрагменты из балета «Раймонда». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
17 октября 1953
1-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Симфония № 5. Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
15 ноября 1953
2-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт для школьников 7–10 классов
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Музыка к трагедии Гете «Эгмонт». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная симфония». Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
-
22 ноября 1953
2-й концерт 1-го абонемента
Смотр творчества ленинградских композиторов
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений Мравинский
Дирижер – Арвид Янсонс
Дирижер – Курт ЗандерлингСалманов. Симфония № 1. Дзержинский. Три оды для баритона и симфонического оркестра. Балкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Ходжа-Эйнатов. Поэма-кантата для солистов, хора и симфонического оркестра
-
24 ноября 1953
Симфонический концерт
Дирижер – Курт Зандерлинг
Дирижер – Арвид Янсонс
Дирижер – Николай РабиновичКлюзнер. Увертюра. Евлахов. Сюита из балета «Ивовая веточка». Дешевов. Симфоническая картина «Ленинград». Пергамент. Венская рапсодия. Синисало. Сюита для оркестра. Маневич. Симфонические миниатюры
-
30 декабря 1953
2-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБалкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Глиэр. Концерт для голоса с оркестром. Чайковский. Симфония № 5
-
3 января 1954
Концерт для учащихся средних школ
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Глинка, Чайковский, Глазунов, Бетховен, Боккерини, Брамс, Григ, Берлиоз
-
9 января 1954
3-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсГриг. Лирическая сюита. Концерт для фортепиано с оркестром. Две песни Сольвейг из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Норвежские танцы
-
10 января 1954
Концерт для учащихся средних школ
Дирижер – Арвид ЯнсонсГриг. Лирическая сюита. Концерт для фортепиано с оркестром. Сюита № 1 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Норвежские танцы
-
20 января 1954
3-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЕвлахов. Четыре фрагмента из балета «Ивовая веточка». Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром. Я. Иванов. Симфония № 6 «Латгальская»
-
1 февраля 1954
4-й концерт 10-го абонемента
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
2 февраля 1954
(повторение программы 1 февраля)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
17 апреля 1954
5-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. Скерцо «Ученик чародея»
-
18 апреля 1954
(повторение программы 17 апреля)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсМендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Дюка. Скерцо «Ученик чародея»
-
6 мая 1954
7-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»
-
6 ноября 1954
7-й концерт 8-го абонемента сезона 1953–1954 гг.
Симфонический концерт
Произведения молодых композиторов Ленинграда
Дирижер – Арвид ЯнсонсБалкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Симонян. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шварц. Симфония
-
20 ноября 1954
1-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром. Тома. Увертюра к опере «Миньон». Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Массне. «Неаполитанские сцены»
-
21 ноября 1954
(повторение программы 20 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВерди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня». Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром. Тома. Увертюра к опере «Миньон». Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Массне. «Неаполитанские сцены»
-
20 октября 1955
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШварц. Симфония. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Вступление и Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин»
-
1 ноября 1955
8-й концерт 4-го абонемента сезона 1954–1955 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсТактакишвили. Симфония № 2. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. «Итальянское каприччио»
-
9 ноября 1955
Симфонический концерт
И. Штраус (к 130-летию со дня рождения)
Дирижер – Арвид ЯнсонсИ. Штраус (сын). Увертюра к опереттам «Летучая мышь», «Цыганский барон». Вальсы «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». «Королевский вальс». «Вечное движение». Полька-пиццикато. Галоп «Легкая кровь». Полька «Трик-трак». «Персидский марш»
-
25 ноября 1955
2-й концерт 10-го абонемента
Смотр творчества ленинградских композиторов
Дирижер – Арвид ЯнсонсАгафонников. Увертюра. Клюзнер. Концерт для скрипки с оркестром. Шварц. Симфония
-
26 ноября 1955
Торжественное заседание и концерт в ознаменование 100-летия со дня смерти Адама Мицкевича
Симфонический концертВ программе: Мицкевич, Римский-Корсаков, Чайковский, Венявский, Пушкин, Желеньский, Шопен
-
27 ноября 1955
И. Штраус (к 130-летию со дня рождения)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсИ. Штраус (сын). Увертюра к опереттам «Летучая мышь», «Цыганский барон». Вальс «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». «Королевский вальс». «Вечное движение». Галопы «Легкая кровь», Полька «Трик-трак». Полька-пиццикато. «Персидский марш»
-
6 декабря 1955
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсТанеев. Симфония № 1. Чайковский. Дуэт «Ромео и Джульетта». Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»
-
5 января 1956
Вечер французской музыки
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Массне, Сен-Санс, Гуно, Бизе, Равель, Дебюсси, Берлиоз
-
21 января 1956
4-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсРимский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»
-
22 января 1956
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсРимский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер» Вступление и Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин». Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»
-
10 марта 1956
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Римский-Корсаков, Лядов, Чайковский, Глиэр, Хачатурян, Глазунов, Верди, Григ, Сибелиус, Брамс, Берлиоз
-
18 марта 1956
Вечер оперной и балетной музыки
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Вебер, Чайковский, Глазунов, Массне, Леонкавалло, Россини, Вагнер
-
23 марта 1956
6-й концерт 7-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсХоджа-Эйнатов. «Элегическая поэма». Тактакишвили. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Я. Иванов. Симфония № 6 «Латгальская»
-
8 апреля 1956
4-й концерт 12-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсДешевов. Симфоническая поэма «Русская сказка». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». Глазунов. Фантазия для симфонического оркестра «Море». Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»
-
17 апреля 1956
6-й концерт 9-го абонемента
Навстречу второму съезду Советских композиторов
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБалкашин. Симфоническая поэма «Павлик Морозов». Пригожин. Симфониетта. Бабаджанян. «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром. Вайнберг. Рапсодия на молдавские темы
-
23 мая 1956
7-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Вечер французской и русской музыки
Дирижер – Арвид ЯнсонсБерлиоз. Характеристическая увертюра «Римский карнавал». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Чайковский. Симфония № 4
-
17 июня 1956
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Николаи, Леонкавалло, Масканьи, Оффенбах, Григ, Брамс, Массне, И.Штраус (сын)
-
15 декабря 1956
3-й концерт 7-го абонемента для трудящихся Кировского завода
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Лист. Венгерская рапсодия № 12
-
16 декабря 1956
2-й концерт 11-го абонемента (рукописная книга)
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсБетховен. Музыка к трагедии И. Гёте «Эгмонт». Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Лист. Венгерская рапсодия № 2
-
30 декабря 1956
3-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсКабалевский. Увертюра и три антракта из оперы «Кола Брюньон». Петров. Симфоническая поэма «Рада и Лойко». Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды»
-
31 декабря 1956
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Вебер, Шуберт, Глюк, Чайковский, Прокофьев, Глазунов, Лист, Зуппе, Оффенбах, Леонкавалло, Масканьи, Брамс, Сибелиус, Массне
-
29 января 1957
(закрытый концерт)
Открытие Всесоюзной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В. М. Бехтерева
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Элегия и Вальс из Серенады для струнного оркестра. «Франческа да Римини»
-
31 января 1957
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Вебер, Глюк, Бетховен, Чайковский, Григ, Лист, Зуппе, Оффенбах, Глазунов, Леонкавалло, Масканьи, Брамс, Сибелиус, Массне
-
11 февраля 1957
4-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЩербачев. Сюита № 2. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 5
-
8 марта 1957
Концерт, посвященный Международному женскому дню
В программе: Лядов, Глиэр, Чайковский, Глазунов, Римский-Корсаков
-
18 апреля 1957
5-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЯ. Иванов. Симфония № 7. Лист. «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром. Симфоническая поэма «Тассо. Скорбь и торжество»
-
2 июня 1957
6-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижерs – Натан Рахлин, Арвид ЯнсонсГлазунов. Симфония № 4. Чайковский. «Франческа да Римини»
-
4 июня 1957
8-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсКалинников. Симфония № 1. Аренский. Фантазия на тему Рябинина для фортепиано с оркестром. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
14 июня 1957
8-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсПригожин. Симфония № 1. Глиэр. Концерт для колоратурного сопрано с оркестром. Чайковский. «Франческа да Римини»
-
29 октября 1957
Вечер вальсов
Дирижер – Арвид ЯнсонсВ программе: Чайковский, Глинка, Глазунов, Глиэр, Гуно, Делиб, Сибелиус, И. Штраус (сын)
-
11 ноября 1957
1-й концерт 10-го абонемента
Композиторы Прибалтики
В ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
Дирижер – Арвид ЯнсонсЭ. Капп. Сюита «Картинки Таллина». Вайнюнас. Концерт для фортепиано с оркестром. Я. Иванов. Симфония № 8
-
19 января 1958
3-й концерт 12-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШостакович. Симфония № 1. Венявский. Концерт для скрипки с оркестром № 2. Дюка. «Ученик чародея»
-
21 января 1958
3-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсШостакович. Симфония № 1. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вагнер. Вступление и антракт к III акту оперы «Лоэнгрин»
-
31 января 1958
4-й концерт 5-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСибелиус. Симфония № 1. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»
-
1 февраля 1958
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСибелиус. Симфония № 1. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
15 февраля 1958
4-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсКабалевский. Увертюра к опере «Кола Брюньон». Прокофьев. Симфония № 7. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Чайковский. «Итальянское каприччио»
-
5 марта 1958
4-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсВебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Дворжак. Симфония № 5 (№ 9) ми минор «Из Нового Света»
-
10 марта 1958
4-й концерт 6-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсСук. Серенада для струнного оркестра. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Равель. «Цыганская рапсодия» для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 5
ВИДЕО
