Персоны

Николай Алексеев

род. в 1956
Фото С. Левшина © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Николай Алексеев

Биография

Алексеев Николай Геннадиевич – дирижер, с 2000 года – дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, с 2013-го – заместитель художественного руководителя Филармонии.

Филармонический дебют Николая Алексеева состоялся 11 апреля 1971 года – в тот день в Малом зале имени Глинки на концерте-встрече с воспитанниками Хорового училища при Ленинградской капелле он, ученик 8-го класса, исполнил соль-минорную прелюдию Рахманинова. Своего педагога по фортепиано Сергея Николаева Алексеев будет вспоминать с благодарностью в интервью, которое дает уже дирижером Заслуженного коллектива.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но сначала была долгая учеба. В 1978 году Алексеев окончил Ленинградскую консерваторию как хоровой дирижер у Авенира Михайлова, в 1983-м – факультет оперно-симфонического дирижирования, где учился у Арвида Янсонса и Мариса Янсонса. Он и готовил пятикурсника Николая Алексеева на международный конкурс Герберта фон Караяна (1982). Из Западного Берлина 26-летний конкурсант вернулся со званием лауреата. На это событие откликнулась заметкой всесоюзная газета «Советская культура» (18.01.1983), а  Юрий Темирканов предложил молодому музыканту стажировку в Кировском (Мариинском) театре, который на тот момент возглавлял.

Следующие конкурсные победы – в Праге (Конкурс им. Вацлава Талиха, 1985) и в Токио (1985) – Николай Алексеев встречает уже как дирижер Ульяновского государственного симфонического оркестра. Здесь он проработает более 15-ти лет, до 2001 года. Свой оркестр музыкант привозит и в Ленинград (две программы в Большом зале в 1988-м). Но еще раньше он появится здесь за пультом ленинградских филармонических коллективов: в мае 1986 года – в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров» – Академического симфонического оркестра, в 1987-м – оркестра ЗКР, с которым впоследствии свяжет свою карьеру.

С этого времени Николай Алексеев становится постоянным персонажем афиши Большого зала. С Заслуженным коллективом он уже в 1990-м выезжает на гастроли (Хабаровск), в 1998-м дирижирует концертом к 60-летию Юрия Темирканова, в 1999-м дает здесь программу памяти Арвида Янсонса. Всего до 2000 года, когда Николай Алексеев станет штатным дирижером Петербургской филармонии, в Большом зале пройдет более 30-ти его концертов.      

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С первых лет Алексеев дирижирует здесь очень разной музыкой. В его интерпретациях звучат венские классики – Моцарт, Бетховен, реже Гайдн, романтики – зарубежные (Мендельсон, Шуман, Шуберт, Брамс, Рихард Штраус) и русские – симфонии Чайковского, Рахманинова. В марте 1998-го Алексеев впервые включает в свою филармоническую программу Густава Малера («Песни об умерших детях»), позднее он будет дирижировать здесь симфониями №№ 4, 5, 7, 9 и, в марте 2009-го, так называемой «Симфонией тысячи участников» – Восьмой Малера.

Музыка ХХ века станет сквозным сюжетом филармонического хронографа музыканта. Это и Прокофьев (все симфонии, кроме № 2, а также кантата «К 20-летию Октября», концерт-симфония для виолончели с оркестром, фортепианные и скрипичные концерты, в том числе и в финальных турах Прокофьевского конкурса 1992-го года), и Шостакович (симфонии №№ 1, 3–12, 15). В репертуаре дирижера много Стравинского: от балетных сюит («Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка», «Игра в карты») до «Заупокойных песнопений» и «Симфонии псалмов». В декабре 2005 года в программе «Музыка ‘’Русских сезонов’’ Сергея Дягилева» Николай Алексеев представляет в Большом зале концертное исполнение одноактной оперы Стравинского «Мавра». Целиком опера в Филармонии до этого никогда не звучала, а ее фрагментами здесь единственный раз дирижировал еще в 1928-м соратник Дягилева Эрнест Ансерме.   

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Николай Алексеев вернул в афишу Большого зала, спустя три четверти века, грандиозный опус Шёнберга «Песни Гурре» (23.02.2003) – первый и последний к тому времени раз он звучал в Филармонии на премьере, состоявшейся 30 ноября и 7 декабря 1927 года под управлением Николая Малько. В программах Алексеева и Заслуженного коллектива появляются Фортепианный концерт Шёнберга с Алексеем Любимовым, Скрипичный концерт Берга (с разными солистами) и его «Семь песен разных лет». В 2010-м, в Год Франции в России (и России во Франции), дирижер исполняет в Большом зале сложнейшую симфонию Оливье Мессиана «Турангалила». Всего три из десяти частей симфонии в 1978 году здесь представлял француз Шарль Брюк, так что для Петербургской филармонии это тоже была своеобразная премьера.

Другим крупным событием станет исполнение «Прометея» Скрябина на открытии XVII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в декабре 2016 года. «Поэма огня» впервые звучала на этой сцене, тогда еще в зале Дворянского собрания, в марте 1911 года, дирижировал Сергей Кусевицкий, а за роялем был сам автор. Воплотить полностью свой замысел Скрябин не мог: задуманная им световая партия была опущена. С тех пор «Прометей», разумеется, не раз исполнялся в Ленинградской/Петербургской филармонии. Но именно в 2016-м под управлением Николая Алексеева поэма была представлена в соответствии с партитурой Скрябина – с помощью специального оборудования Большой зал окрашивался в разные цвета, следуя выписанной композитором партии luce.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Из современников Николай Алексеев включает в свои программы сочинения Сергея Слонимского, Гии Канчели, Андрея Петрова, дирижирует опусами Свиридова и Щедрина. Особые отношения связывали его с Борисом Тищенко: именно под управлением Алексеева публика услышала премьеры его цикла «Данте-симфоний».

В разные годы с филармоническими оркестрами под управлением Алексеева выступали Борис Пергаменщиков и Давид Герингас, Лиана Исакадзе и Вадим Репин, Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Алексеев и Борис Березовский, Николай Луганский и Денис Мацуев, Шломо Минц и Барри Дуглас...

Инструментальные концерты в программах часто играли и солисты Заслуженного коллектива. Эту традицию сольных выступлений концертмейстеров групп оркестр сохраняет на протяжении всей своей истории. С оркестром ЗКР дирижер выступал на лучших площадках мира, гастролировал по Европе и Азии (Япония, Китай, Тайвань), выступал перед публикой стран Южной (Аргентина, Уругвай) и Северной Америки. В последние годы гастролирует он и с Академическим симфоническим оркестром, оставшимся после ухода Александра Дмитриева без главного дирижера.  

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Параллельно с работой в Петербурге, Николай Алексеев в 1990-е годы возглавлял Загребский филармонический оркестр, в 2001–2010 – Эстонский национальный симфонический оркестр, за работу с которым был удостоен Ордена Белой звезды 3-й степени и Государственной премии Эстонии, с 2018-го стал главным дирижером Ulsan Philharmonic Orchestra (Южная Корея).

Но своим домом музыкант, безусловно, считает петербургский Большой зал филармонии, где с детства бывал как слушатель, где уже 35 лет выступает за дирижерским пультом.

О. Р.




Другие материалы

Михаил Курбатов

Михаил Курбатов

Контрабас 1905–1990
Арвид Янсонс

Арвид Янсонс

Дирижер 1914–1984

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»