Персоны

Родион Щедрин

род. 16 декабря 1932
Родион Щедрин в Санкт-Петербургской филармонии, декабрь 1997 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Родион Щедрин

Биография

Щедрин Родион Константинович – композитор, пианист.

Когда газета «Правда» 28 января 1936 года опубликовала статью «Сумбур вместо музыки», направленную не только против оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», но определившую на ближайшие годы всю политику в сфере искусства – без формализма и «мейерхольдовщины», Родиону Щедрину едва исполнилось 3 года. Когда 10 февраля 1948 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере ‘’Великая дружба’’», обвинившее Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Гавриила Попова, Мясковского «и др.» за «формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам», Щедрин отметил 15-летие.

В это время он уже учился в Московском хоровом училище (1944–1950), но консерваторию оканчивал в 1955-м, когда страх постепенно начал уходить из страны, и появилось ощущение свободы.

Свободным человеком вырос и Щедрин. К тому же, как магнит, он притягивал к себе удачу. Уже первый концерт для фортепиано с оркестром, написанный четверокурсником в 22 года, яркий, с лихими обработками частушечных тем, сразу привлек внимание и был исполнен на ближайшем пленуме Союза композиторов СССР. За роялем – автор. В 1955-м он завершает консерваторскую учебу на фортепианном факультете у Якова Флиера и на композиторском у Юрия Шапорина, у которого окончит и аспирантуру (1959). Аспирантура, впрочем, мало что добавляет к биографии Щедрина, разве что дает право преподавать в консерватории. Но композиторский класс он ведет недолго (1965–1969), оставляет работу, не поладив с партийным начальством. Щедрин может позволить себе уйти: музыка молодого композитора обретает прочное место в культурном пространстве СССР, во многом определяя его.

Родион Щедрин в концерте 15 января 1959 года (первое выступление в Филармонии в качестве солиста). Оркестр ЗКР, дирижер Карл Элиасберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Позволяет себе Щедрин и отказаться поставить подпись под письмом, одобряющим ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году, и примкнуть к демократическому крылу политиков времен перестройки. Но диссидентом Щедрин никогда не был, никогда не осуждался, не притеснялся, имел звания, награды, посты в руководстве Союза композиторов (в 1973–1990 был председателем Союза композиторов РСФСР), депутатство в Верховном Совете РСФСР. Он был лицом официальным, но никогда – официозным. Эту функцию выполнял всемогущий руководитель Союза композиторов СССР Тихон Хренников, а Родион Щедрин представлял уже совсем другое поколение и другую культуру, европейскую, хотя начиная с первого фортепианного концерта, русские сюжеты (литература, фольклор) стали основным источником его композиторского вдохновения.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая в Санкт-Петербургской филармонии, декабрь 1997 года (Фестиваль «Родион Щедрин. Музыка и время» к 65-летию композитора).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Другим источником вдохновения была Майя Плисецкая. Они познакомились в доме Лили Брик, 2 октября 1958 года, поженились и прожили вместе 57 лет, до ухода великой балерины (1925–2015). Ей Щедрин посвятил четыре своих балета – «Конек-Горбунок» по сказке Ершова (1960), «Анну Каренину» (1972), чеховские «Чайку» (1980) и «Даму с собачкой» (1985), добавляя к надписи на партитуре «Майе Плисецкой» слова «неизменно», «всегда», «вечно». Без посвящения остался лишь самый успешный балет – «Кармен-сюита» (1967), поскольку сделан он был на основе чужой музыки – Бизе. Но написан был не просто для Плисецкой, но по ее настоятельной просьбе. Популярность «Кармен-сюиты», в том числе и на концертной эстраде, оказалась невероятной. Ее исполняли и продолжают исполнять в разных странах.

Самым часто звучащим сочинением Щедрина стала «Кармен-сюита» и в Ленинградской-Петербургской филармонии. Впервые в Большом зале ее играли артисты Симфонического оркестра (СО) под управлением своего главного дирижера Юрия Темирканова на закрытии сезона 29 июня 1970 года.

Новый художественный руководитель второго оркестра Филармонии поставил в свою программу музыку Щедрина еще в 1969 году, 7 января. Это был концерт для оркестра «Озорные частушки». Блестящий мастер оркестрового письма, Щедрин традиционному жанру симфонии (в нем была написана лишь Симфония № 1 1958 года) предпочитает концерт для оркестра. Этот жанр тоже не нов, но Щедрин создает свой – программный – концерт, обращаясь к образам русской культуры. За «Озорными частушками» (1963), последуют «Звоны» (1968), «Старинная музыка российских провинциальных цирков» и «Хороводы» (оба – 1989), «Четыре русские песни» (1998). К ним примыкает и написанная в 2000 году по заказу оркестра Баварского радио симфония № 3 «Лица русских сказок».

На русских сюжетах основаны и оперы Щедрина (исключение составляет «Лолита», 1992). Первой в этом списке была «Не только любовь». Ее премьера состоялась 5 ноября 1961 года в Новосибирске, а уже 25 декабря – в Большом театре. Соблюдая приметы жанра, Щедрин пишет далекую от традиций оперную партитуру, а Частушки Варвары, главной героини – председателя колхоза, сразу же становятся шлягером на концертной эстраде. В Большом зале они звучали в исполнении Ирины Архиповой (впервые), Тамары Синявской, Ирины Богачевой, Евгении Гороховской, Марианны Тарасовой, Екатерины Семенчук, Олеси Петровой.

Первый авторский концерт Родиона Щедрина 2 июня 1972 года. Симфонический оркестр филармонии, дирижер Юрий Темирканов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Сюита из оперы «Не только любовь» была включена и в программу первого авторского концерта Родиона Щедрина в Большом зале, который прошел 2 июня 1972 года под управлением Юрия Темирканова. «Он играл партитуру с таким изяществом, юмором, но и с серьезностью, печальной тоской, драматизмом, что публика в концертных залах, не имевшая ни малейшего понятия о перипетиях сюжета оперы, о переживаниях героев, увлеченно реагировала на программную музыкальную пьесу», – вспоминает Щедрин в «Автобиографических записях» (М.: АСТ, 2008).

«Не только любовь» будет единственной оперой Щедрина не на собственное либретто (по рассказам Антонова его напишет Василий Катанян – биограф Маяковского и последний муж Лили Брик). Либретто к «Лолите» по Набокову (1992), «Очарованному страннику» (2002, эта концертная опера была создана по заказу Лорина Маазеля и впервые исполнена в Нью-Йорке) и «Левши» (2013) по Лескову, хоровой оперы «Боярыня Морозова» по «Житию протопопа Аввакума» и «Житию боярыни Морозовой», «Рождественской мистерии» (2015) написаны самим композитором.

Но первым опытом стало либретто к «Мертвым душам». Работа над оперой длилась 10 лет. Результат был ошеломительным. Всё в опере оказалось новым – драматургия, «портреты» героев, оркестр без первых скрипок, замененных голосами сопрано. Премьера состоялась в Большом театре 7 июня 1977 года в постановке Бориса Покровского и под управлением Юрия Темирканова, а вскоре и на сцене Кировского (Мариинского) театра, который Темирканов тогда возглавлял. Позднее дирижер рассказывал:

«Полгода, можно сказать, я жил в дороге между Москвой и Ленинградом. Провел 42 репетиции и, приезжая в Москву, останавливался у Щедрина. Помню, мы как-то сидели за обеденным столом, и несколько раз то Родион, то я вскакивали, подбегали к телефону, звонили сами, отвечали на звонки – давали распоряжения, что-то горячо объясняли. Жила у них пожилая деревенская женщина Катя, помогавшая по дому. Она молча наблюдала за нами какое-то время, а потом в сердцах сказала: ‘’Вот так бегамши и помрете!’’. Меня тогда поразило – она была совершенно права. Мы были настолько увлечены работой, что, пожалуй, на тот момент, ничто другое не имело для нас такого же значения, даже жизнь…»

Щедринская музыка той поры Темирканову очень близка, как близок и ее автор. Они чем-то похожи: европейские денди, не скованные условностями в искусстве, при этом обладающие безупречным вкусом, чувством меры и достоинством. Под управлением Темирканова с Симфоническим оркестром в Большом зале проходят авторские концерты Щедрина – 2 июня 1972-го, 20 мая 1974-го, 21 июня 1975-го, 20 июня 1977 года. Темирканов, уже как главный дирижер Заслуженного коллектива, провел два авторских вечера Щедрина в декабре 1992 и в декабре 1997 годов, они были посвящены юбилеям композитора – 60-летию и 65-летию. На концерте к 70-летию Юрия Темирканова под управлением Мариса Янсонса прозвучала мировая премьера симфонической увертюры «Виват!» Щедрина, посвященная юбиляру.

Ленинградская премьера "Поэтории" 21 июня 1975 года. На переднем плане (слева направо): Юрий Темирканов (дирижер), Родион Щедрин, Андрей Вознесенский (поэт), Людмила Зыкина (вокал), Владислав Чернушенко (хормейстер). Симфонический оркестр филармонии, хор Академической капеллы имени Глинки.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В филармонических программах было немало и других премьер, но в основном ленинградских-петербургских: москвич Щедрин, как правило, доверял первые исполнения столице.

В Большом зале филармонии впервые в Ленинграде прозвучали под управлением Светланова «Озорные частушки» (1966), Темирканова – Симфония № 2 («25 прелюдий для оркестра», 1977), «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1992), «Стихира на тысячелетие Крещения Руси» (1997) и «Два танго Альбениса». Под управлением Кондрашина были исполнены сюита из оперы «Не только любовь» (1967) и оркестровая версия Щедрина «Детской» Мусоргского (пела Галина Писаренко, 1977), ленинградской премьерой музыки балета «Анна Каренина» дирижировал Рождественский (1973), балета «Дама с собачкой» – Федор Глущенко, «Автопортретом» – Александр Дмитриев (1985).

Хоровые премьеры представили московские коллективы: «Запечатленный ангел» под управлением Владимира Минина (1988), «Боярыня Морозова» – Бориса Тевлина (2007).

В Большом зале публика впервые услышала и многие инструментальные концерты композитора: в виолончельном ‘’Sotto voce concerto’’ солировал Дмитрий Еремин (дирижер Тимур Мынбаев, 2000), в скрипичном – Сергей Гиршенко (дирижер Николай Алексеев, 2002). Здесь состоялись и премьерные исполнения всех шести фортепианных концертов Щедрина.

С концертами №№ 1, 2 и 3 Ленинград знакомится в авторской интерпретации.

15 января 1959 года Щедрин впервые выходит на сцену Большого зала, исполняя с Заслуженным коллективом под управлением Карла Ильича Элиасберга концерт № 1 (тогда он был единственным, потому значился без номера). Спустя 12 лет, в 1966 году Щедрин пишет Второй фортепианный концерт, почти сразу играет его несколько раз в Большом зале – под управлением Геннадия Рождественского (СО, 11 и 11.02.1967; БСО ВР и ТВ 27.09.1967) и Арвида Янсонса (ЗКР, 5.05.1968). В 1973-м композитор завершит концерт № 3 «Вариации и тема», ленинградская премьера состоится 20 мая 1974 года с Симфоническим оркестром под управлением Юрия Темирканова: в этот вечер Щедрин исполнит также концерты № 1 и № 2, и это будет единственный опыт такого рода. Концерт № 3 музыканты повторят в том же составе в июне 1977 года.

Сольный авторский концерт Родиона Щедрина в Малом зале 2 апреля 1974 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В это же время четыре авторских концерта Щедрина проходят в Малом зале имени Глинки. В 1966-м он играет свою сонату, пьесы, 12 прелюдий и фуг, в 1971-м исполняет уже весь цикл – 24 прелюдии и фуги, в 1972-м дирижирует курортной кантатой «Бюрократиада»: текст инструкции для отдыхающих в крымском пансионате «Курпаты» настолько позабавил Щедрина, что он сделал из него либретто небольшого сатирического опуса. 2 апреля 1973 года Родион Щедрин впервые играет в Малом зале свое новое сочинение – «Полифоническую тетрадь: 25 полифонических прелюдий для фортепиано».

Полифонические жанры входят в творчество Щедрина органичным продолжением его излюбленного вариационного метода развития. И то, и другое дает возможность многообразной работы с начальной темой сочинения. Его поклон Баху – написанные в 1964–1970 фортепианные 24 прелюдии и фуги (распределенные иным способом – на диезные и бемольные), «Музыка для города Кётена» (ее в 1985-м исполнят в Большом зале «Виртуозы Москвы») и «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов, трех тромбонов. Ленинградская премьера состоится 5 апреля 1984 года с автором за органом. «Приношение» длилось два часа 40 минут, что для заполнившей зал публики стало тяжелым испытанием, к концу концерта остались самые стойкие, не более четверти. Кажется, для композитора это было не так уж и важно, в «Приношении» он выяснял какие-то глубоко личные отношения со Временем. Сочинение в Филармонии больше не исполнялось. Но здесь продолжали звучать другие опусы Щедрина. Сам он выйдет на сцену как исполнитель еще лишь однажды – 25 декабря 1997 года в авторском концерте к своему 65-летию под управлением Юрия Темирканова вновь сыграет свой Первый фортепианный концерт.

Родион Щедрин в концерте, посвященном его 65-летию, 25 декабря 1997 года. Оркестр ЗКР, дирижер Ю. Х. Темирканов.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Авторским вечером к 75-летию композитора 24 декабря 2007 года дирижировал Николай Алексеев. В этой программе впервые в Петербурге Олли Мустонен исполнил Пятый фортепианный концерт Щедрина. А через два дня хор Московской консерватории и дирижер Борис Тевлин представили петербургскую премьеру хоровой оперы «Боярыня Морозова». После концертов Родион Щедрин и Майя Плисецкая оставили запись в «Золотой книге»:

«Воистину счастлив быть в этом святом для каждого музыканта зале-легенде

Родион Щедрин

26.12.2007

Счастлива подписаться

Майя Плисецкая».

Основные торжества, связанные с 85-м днем рождения композитора, состоялись в Мариинском театре, в репертуаре которого собраны все оперы и балеты Щедрина. Юбилейный вечер в Большом зале филармонии прошел 24 декабря 2017 года. Заслуженным коллективом дирижировали по отделению Николай Алексеев и Юрий Темирканов.

И. Р.


Концерты

  • 15 января 1959

    3-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Карл Элиасберг, Николай Пейко

    Пейко. Симфония № 3. Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром. Салманов. «Двенадцать»

  • 10 февраля 1967

    4-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Четыре фрагмента из цикла «Искусство фуги». Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Пуччини. Опера «Плащ»

  • 11 февраля 1967

    (повтор программы 10 февраля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Бах. Четыре фрагмента из цикла «Искусство фуги». Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Пуччини. Опера «Плащ»

  • 5 мая 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 20 мая 1974

    5-й концерт 1-го абонемента

    Авторский концерт Родиона Щедрина
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Вариации и тема»

  • 21 июня 1975

    4-й концерт 1-го абонемента

    Фестиваль искусств «Белые ночи»
    Авторский концерт Родиона Щедрина
    Дирижер – Юрий Темирканов

    В программе: Щедрин




Другие материалы

Валентина Скворцова и Николай Сырай

Валентина Скворцова и Николай Сырай

Акробатический дуэт 1951–?
Ирина Архипова

Ирина Архипова

Меццо-сопрано 1925–2010

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»