Персоны

Ирина Архипова

1925–2010
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ирина Архипова

Биография

Архипова Ирина Константиновна – певица, меццо-сопрано, солистка Большого театра (1956–1988).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В фортепианный класс музыкальной школы сестер Гнесиных (сейчас Академия имени Гнесиных) Ирину Архипову (тогда – Ветошкину, это ее девичья фамилия) отдают лишь в 9 лет. Учебу прерывает война. Аттестат зрелости Архипова получит уже в эвакуации, в Ташкенте. Здесь же поступит в Московский архитектурный институт, разместившийся в войну в узбекской столице, а в 1947-м, в Москве, начнет работать как дипломированный архитектор. Одновременно занимается в вокальном кружке.

Любовь к пению и талант приводят Архипову на вечернее отделение Московской консерватории, окончив которую в 1953 году она поступает в труппу Свердловского театра оперы и балета. Два сезона (1954–1956) начинающая артистка работает здесь, от Свердловска едет в 1955-м на   Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Варшаву, где на конкурсе вокалистов получает I премию. Архипову замечают, и 1 апреля 1956 года она дебютирует в Большом театре СССР в партии Кармен. В 1959 году она будет петь Кармен на этой сцене вместе с Марио дель Монако, пораженного талантом советской певицы. Вскоре они споют в опере «Кармен» в Италии, безоговорочно принявшей Архипову. Солисткой Большого театра она остается до 1988 года, но и позднее еще несколько лет будет участвовать в спектаклях, восхищая поклонников свежестью своего голоса.

Удивительную вокальную форму, которую Архипова сохранила до преклонных лет, часто связывали с ее первым – архитектурным – образованием. Действительно, такое сравнение выглядит заманчивым, ибо дает хоть какое-то объяснение феномену Архиповой, чье вокальное искусство было «выстроено» по классическим канонам бельканто, «усмиренным» русской певческой традицией. Она в совершенстве владела голосом, никогда не переигрывая. В ее манере держаться на сцене была строгость, сдержанность, даже скупость. Но интонацией голоса Архипова создавала образы сильные, яркие, актерски достоверные. Ее Кармен, Марфа в «Хованщине», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Азучена в «Трубадуре» были с восторгом приняты публикой по всему миру.


Сольный концерт Ирины Архиповой 22 февраля 1960 года. Партия фортепиано – Семён Стучевский (исполнитель партии скрипки не указан).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Архипова гастролировала и с концертными программами – в Европе и в США, где впервые выступила в 1964 году. Концертные туры певицы устраивал имевший «абсолютный нюх» на таланты импресарио Сол Юрок. Именно он был организатором со стороны США гастролей в СССР Леопольда Стоковского летом 1958 года. Под его управлением Ирина Архипова впервые выступила с Заслуженным коллективом в Большом зале Ленинградской филармонии 29 и 30 июня 1958 года, исполнив соло за сценой в сюите из музыки балета де Фальи «Любовь-волшебница».

Концерт 14 июня 1960 года. Верди, Реквием. На переднем плане солисты (слева направо): Иван Тятов (бас), Владимир Ивановский (тенор), Ирина Архипова (меццо-сопрано), Галина Вишневская (сопрано). Оркестр ЗКР, дирижер Александр Мелик-Пашаев.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но филармонический дебют Ирины Архиповой состоялся 1 февраля 1956 года в Малом зале имени Глинки. Здесь пройдут около сорока концертов певицы, здесь 9 июня 1995 года она отметит 40-летие своей творческой деятельности. Почти 60 концертов с участием Архиповой состоятся в Большом зале. Она солирует в Реквиеме Верди, в кантате Прокофьева «Александр Невский», поет Лауру в концертном исполнении оперы «Каменный гость» Даргомыжского, Марфу в сценах из «Хованщины», арии из опер, частушки Варвары на ленинградской премьере сюиты из оперы Щедрина «Не только любовь». Певица приезжает сюда с Ансамблем скрипачей Большого театра и с Оркестром русских народных инструментов имени Осипова. В сольных программах Архиповой в основном русские романсы – Римский-Корсаков, Балакирев, Чайковский, Рахманинов, Танеев, Метнер, Прокофьев, но есть и Брамс, Шуман, Григ, Равель. Событиями в концертной жизни становятся вокально-органные концерты Ирины Архиповой и Олега Янченко, а подготовленная ими программа ‘’Ave Maria’’ вызывает ажиотаж у публики.

Георгий Свиридов и Ирина Архипова. Авторский вечер композитора в Большом зале 6 мая 1980 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

14 июня 1969 года Ирина Архипова выходит на сцену Большого зала, представляя, как член жюри, лауреатов Международного конкурса вокалистов в Бельгии (Вервье, май 1969-го) Тамару Синявскую и Владислава Пьявко. В дуэте с Владиславом Пьявко, вторым мужем, Архипова даст в Филармонии несколько концертов. А лауреатов и начинающих певцов будет опекать и выводить на престижные концертные площадки, поддерживая своим авторитетом до конца жизни. Архипову приглашают в жюри крупнейших международных состязаний – имени Марио дель Монако, имени Марии Каллас, «Вердиевские голоса» и Конкурса королевы Елизаветы, с 1974-го она возглавляет вокальное жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского, в этом же году начинает преподавать в Московской консерватории.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Важнейшим делом жизни Архиповой становится Всесоюзный конкурс имени Глинки: председателем его жюри певица будет более 40 лет – с 1968-го по 2009 год. Из ее рук I премию получают Мария Гулегина (1984), Ольга Бородина и Дмитрий Хворостовский (1987), Анна Нетребко (1993), Ильдар Абдразаков (1997), Альбина Шагимуратова (2005). До 1991 года конкурс проходил в столицах союзных республиках, с 1993-го стал международным и обосновался в России, но Фонд Ирины Архиповой (создан в 1993 году) сохранил творческие связи с лауреатами прежних лет из Москвы и Санкт-Петербурга, Кишинева и Минска, Киева и Тбилиси. Именно так был выстроен гала-концерт «Ирина Архипова представляет …» 17 апреля 1996 года. В этот вечер великая певица последний раз пела на сцене Большого зала Петербургской филармонии, открывая и завершая программу.

О музыке, учителях, коллегах Ирина Архипова рассказала в мемуарных книгах «Музы мои» (М.: Молодая гвардия, 1992), и «Музыка жизни» (М.: Вагриус, 1997).

И. Р.


Концерты

  • 29 июня 1958

    6-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Брамс. Симфония № 1. Хованесс. Симфоническая сюита «Таинственная гора». Де Фалья. Музыка из балета «Колдовская любовь» («Любовь-волшебница»)

  • 30 июня 1958

    (повторение программы 29 июня)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Леопольд Стоковский (США)

    Брамс. Симфония № 1. Хованесс. Симфоническая сюита «Таинственная гора». Де Фалья. Музыка из балета «Колдовская любовь» («Любовь-волшебница»)

  • 22 февраля 1960

    Вокальный вечер
    Ирина Архипова

    В программе: Аракишвили, Животов, З. Левина, Рахманинов, Чайковский, Гендель, Бах–Гуно, Тома, Сен-Санс, Дебюсси, Бизе, Шуман, Сарасате, Римский-Корсаков, Мейербер

  • 12 июня 1960

    8-й концерт 5-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Верди. Реквием

  • 14 июня 1960

    8-й концерт 1-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Верди. Реквием

  • 21 мая 1962

    Вокальный вечер
    Ирина Архипова

    В программе: Балакирев, Мусоргский, Чайковский, Шапорин, Керубини, Джордани, Верди, Фалья, Дебюсси, Равель, Бизе, Рахманинов, Сарасате, Римский-Корсаков

  • 20 января 1963

    4-й концерт 6-го абонемента

    Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Борис Хайкин

    Даргомыжский. «Каменный гость»

  • 21 января 1963

    (повтор исполнения 20 января)

    Даргомыжский. "Каменный гость". Опера в концертном исполнении
    Дирижер – Борис Хайкин

    Дргомыжский. «Каменный гость»

  • 11 марта 1963

    Вокальный вечер
    Ирина Архипова (меццо-сопрано)

    В программе: Римский-Корсаков, Мусоргский, Прокофьев, Бетховен, Шуман, Шуберт, Брамс, Лист, Григ, Бизе, Сарасате

  • 7 октября 1963

    1-й концерт 6-го абонемента

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Верди. Реквием

  • 8 октября 1963

    (повтор исполнения 7 октября)

    Верди. Реквием
    Дирижер – Александр Мелик-Пашаев

    Верди. Реквием.

  • 14 ноября 1963

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Мясковский. Симфония № 21. Новиков. Песня матери из оратории «Нам нужен мир». Прокофьев. Колыбельная из оратории «На страже мира». Кантата «Александр Невский»

  • 28 февраля 1965

    Вокальный вечер
    Ирина Архипова (меццо-сопрано)

    В программе: Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов

  • 6 декабря 1965

    Вокальный вечер
    Ирина Архипова

    Чайковский. Романсы

  • 29 мая 1966

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Паганини, Бенда, Хачатурян, Уоткинс, Альбенис, Сен-Санс, Бизе, Лист, Рахманинов, Чулаки, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 24 февраля 1967

    4-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Щедрин. Сюита из оперы «Не только любовь». Раков. Танцевальная сюита. Свиридов. Кантата «Курские песни». Щедрин. Концерт «Озорные частушки»

  • 26 февраля 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Щедрин. Сюита из оперы «Не только любовь». Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Верди. Ария Азучены из оперы «Трубадур». Ария Эболи из оперы «Дон Карлос». Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»

  • 26 июня 1967

    (программка с составом участников ансамбля)

    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР

    В программе: Тартини, Гендель, Шуберт, Лист, Рахманинов, Рубинштейн, Глазунов, Прокофьев, Караев, Сарасате

  • 27 сентября 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Коллективное авторство. Вариации на темы Мясковского. Шнитке. Концерт для скрипки № 1 с оркестром. Щедрин. Сюита из оперы «Не только любовь». Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 9 октября 1967

    1-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический оркестр
    Дирижер – Абрам Стасевич

    Шапорин. Оратория «Доколе коршуну кружить». Романсы. Сюита «Блоха»




Другие материалы

Родион Щедрин

Родион Щедрин

Композитор род. 16 декабря 1932
Григорий Соколов

Григорий Соколов

Фортепиано Род. в 1950

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»