Персоны
Григорий Соколов

Биография
Соколов Григорий Липманович – пианист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Для изложения фактов биографии иных музыкантов едва хватает одной страницы. Биография Григория Соколова скупа на внешние события. Начиналась она типично. В пять лет впервые сел за рояль, в семь поступил в Ленинградскую специальную музыкальную школу в класс Лии Ильиничны Зелихман, с 1961-го четвероклассником принимал участие в отчетных концертах школы в залах Филармонии, в 1965-м играл в Малом зале как лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, а в Большом зале исполнил концерт № 1 Чайковского. В этих обстоятельствах нет ничего удивительного – десятилетка славилась талантливыми детьми, в залы Филармонии выпускала и первоклассников, а лауреаты разных премий каждый день расхаживали по школе не только с нотными папками и инструментами, но и с учебниками физики, математики, химии в портфелях.
Сенсацией стала в 1966 году победа 16-летнего Григория Соколова (он только окончил 9-й класс) на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Он окажется самым молодым лауреатом в истории конкурса. Золотую медаль победитель получил из рук великого Эмиля Гилельса, навсегда ставшего для Соколова одним из самых важных людей в жизни.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После конкурса продолжилась учеба в школе, затем в консерватории, которую он окончил в 1973 году у профессора Моисея Яковлевича Хальфина, мужа Лии Зелихман. Связь с учителями не терял никогда, и сейчас, в редкие приезды в Петербург, Соколов обязательно посещает их могилы. Он вообще человек верный. Живя в Вероне, каждый год приезжает для того, чтобы сыграть концерт в Большом зале филармонии, и Петербург в последнее 20-летие остается единственным городом России, где выступает пианист. На его концерты сюда съезжаются почитатели со всей страны.
Но больше всего Соколов предан роялю – как инструменту, способному воплотить не только его исполнительские идеи, но и его самого. Человек немногословный, не любящий говорить о себе, он может долго рассуждать о рояле, в деталях рассказывать о его технических характеристиках, специфике, звуковых возможностях. Рояль для него (речь идет только о гамбургских Стейнвеях) – как близкий человек, которого узнаешь постепенно, о котором хочешь знать все, который понимает тебя, с которым ты говоришь на одном языке. «Мы играем вместе, – повторяет Григорий Соколов в одном из интервью. – Мы должны друг друга понять».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Интервью он дает крайне редко и неохотно. Неслучайно, снятый в 2016 году фильм Надежды Ждановой (большая удача автора), называется «Разговор, которого не было»: о Соколове рассказывают ученики и коллеги. Неслучайно и запись в «Золотой книге» Петербургской филармонии, сделанная после исполнения Пятого концерта Бетховена с Санкт-Петербургским государственным оркестром под управлением Равиля Мартынова, самая лаконичная из всех:
«в память о концертах в филармонии
Г. Соколов
5.7.96».
Конкурсов в жизни пианиста больше не будет, он вообще их убежденный противник. Не сложится у него с преподаванием: в 1975–1990 он ведет класс в Ленинградской консерватории, но этот опыт не приносит радости, и погрузиться в педагогическую работу нет ни желания, ни возможности. Никогда Соколов не преподает на мастер-курсах, считая это делом бесполезным для студентов. В своих суждениях он всегда бескомпромиссен. Бескомпромиссен в жизни: букет цветов, врученный ему после I отделения концерта в артистической комнате женой тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, он принял без малейших признаков любезности, показав тем самым полную неуместность вторжения в ритуал концерта. Но более всего Соколов бескомпромиссен в игре. Она безупречна, совершенна. Критики всего мира выбирают для Соколова слова «непостижимый», «космический», «величайший из живущих ныне», «гений»...
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Многочасовые занятия – повседневная норма жизни, которая не меняется с годами. Сейчас Соколов дает в год 70 концертов: в одну программу погружается на целый сезон. Выбирает ее, как сам признается, трудно, но в каждой есть свой внутренний сюжет. Скарлатти, Бах, Гайдн, Шуберт, Шопен, Стравинский, Скрябин, Прокофьев, Шенберг, Уильям Бёрд, Рамо, Фробергер, а потом неожиданно Комитас... Играет только сольные концерты, с оркестрами с начала 2000-х не выступает, выбирает полную свободу власти в ритуальном действе–концерте.
Меру «рацио» и «эмоцио» в его искусстве определить трудно. Сам Соколов считает, что «интуиция и есть высшее проявление мышления». Его концерты – это своего рода гессевская «игра в бисер», завораживающая публику Лондона, Парижа, Вены, Зальцбурга, Берлина, Мюнхена, Рима, Мадрида, Нью-Йорка, Петербурга. Может показаться, что публика для него не важна. И все же он играет для нее. А на концерте каждый раз устанавливается редкая атмосфера взаимодействия Мастера и зала.
Дирижер Юрий Симонов и Григорий Соколов, Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Петербург любит Григория Соколова особенно. На свой ежегодный (теперь не чаще) концерт он резервирует не меньше ста мест для «своей» публики, той, которая по-прежнему называет его «Гришей» и которая предана ему с первых выступлений в филармонических залах.
И. Р.
Концерты
-
14 мая 1961
Отчетный концерт учащихся Средней специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории
В программе: Боккерини, Госсек, Шуман, Шопен, Шредер, Глюк, Шостакович, Соловьев-Седой, Прокофьев, Дебюсси, Лист, Сарасате, Рахманинов, Гендель, Венявский, Мендельсон, Цабель, Шопен, Глазунов, Сен-Санс, Рахманинов, Матвеев, Даргомыжский, Дунаевский, Шостакович
-
17 мая 1964
Отчетный концерт учащихся средней специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
В программе: Гайдн, Прокофьев, Алябьев, Мчеделов, Дебюсси, Бетховен, Изаи, Прицкер, Даргомыжский, Леонтович, Сен-Санс, Россини, Шостакович, Лядов, Сенайе, Гранадос, Римский-Корсаков, Лист, Венявский, Дворжак
-
12 мая 1965
Отчетный концерт учащихся Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова
В программе: Бах, Шостакович, Рахманинов, Де Фалья, Гайдн, Прокофьев, Паганини, Попов, Глинка, Шуберт, Брамс, Шопен, Успенский, Барток, Моцарт, Чайковский
-
28 декабря 1965
Симфонический концерт
Дирижер – Ежи Семков (ПНР)Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
12 мая 1966
Отчетный концерт учащихся Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
В программе: Вагнер, Чайковский, Шуберт, Соловьев-Седой, Майкапар, Кабалевский, Бах, Хандошкин, Брамс, Рахманинов, Фучик, Лист, Вивальди, Боккерини, Шостакович, Бетховен, Лядов
-
4 октября 1966
Вечер фортепианных концертов
Солист – Григорий Соколов
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
-
5 марта 1967
Фортепианный вечер
Григорий СоколовВ программе: Скарлатти, Гайдн, Шопен, Шуман, Стравинский
-
9 мая 1967 (днем)
Отчетный концерт учащихся Специальной музыкальной школы Ленинградской консерватории
В программе: Шостакович, Кабалевский, Моцарт, Беркович, Гольтерман, Вольфензон, Дакен, Цытович, Перминов, Брамс, Рахманинов, Чайковский, Венявский, Шопен, Дунаевский, Мревлов, Маскерони, Лассо, Вивальди, Лист, Корчмарев, Стравинский, народные песни
-
21 июня 1967
6-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсПрокофьев. Сюита № 2 из балета «Ромео и Джульетта». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Итальянское каприччио
-
18 ноября 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано № 1. Итальянское каприччио
-
19 ноября 1967 (днем)
2-й концерт 10-го абонемента, повтор программы 18 ноября
Симфонический концерт
Дирижер – Фуат МансуровЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано № 1. Итальянское каприччио
-
10 декабря 1967
Симфонический концерт
Дирижер – Кирилл КондрашинВебер. Увертюра к опере «Оберон». Мендельсон. Симфония № 4 «Итальянская». Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. Болеро
-
2 марта 1968
Фортепианный вечер
Григорий СоколовВ программе: Шуберт, Шуман, Скрябин, Равель
-
1 октября 1968
1-й концерт 7-го абонемента. Программка с составом Симфонического оркестра
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
3 октября 1968
(повтор программы 1 октября). Программка с составом Симфонического оркестра
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ТемиркановЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония № 5
-
9 января 1969
Фортепианный вечер
Григорий СоколовШуберт. Соната № 14. Шопен. Соната № 3. Скрябин. Семь прелюдий. Шесть этюдов. Прокофьев. Соната № 7
-
26 апреля 1969
Симфонический концерт
Дирижер – Константин СимеоновЧайковский. Симфония № 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Торжественная увертюра «1812 год»
-
21 июня 1969
Симфонический концерт
Дирижер – Арвид ЯнсонсЧайковский. Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Петров. 1-я и 2-я сюиты из балета «Сотворение мира»
-
6 декабря 1969
(программка с составом оркестра)
Ленинградский камерный оркестр
Руководитель – Лазарь ГозманМоцарт. «Маленькая ночная серенада». Дивертисмент № 11. Концерт для фортепиано с оркестром № 21. «Деревенская симфония»
-
18 января 1970
Фортепианный вечер
Григорий СоколовВ программе: Бах, Шопен, Рахманинов, Равель
Cсылки
Читать
- Официальный сайт
- О музыканте на belcanto.ru
- «Григорий Соколов и его аура» на classicalmusicnews.ru
- Интервью 2006 года
- Интервью 2010 года
- Интервью 2016 года
Слушать
- Рахманинов. 10 прелюдий, соч. 23, Москва, 1981
- Рахманинов. Концерт № 2, Монреальский оркестр, дирижер Шарль Дютуа (1997)
- Рамо. Сюита ре мажор, Цюрих, 2012
- Шуберт. Экспромты, соч. 90, Три пьесы, D 946, БЗФ, 2013
- Моцарт, Бетховен, сонаты, Рим, 2017