Персоны
Эрнест Ансерме
Биография
Ансерме Эрнест (Ernest Ansermet) – швейцарский дирижер.
В 1905–1909 Эрнест Ансерме преподавал математику в Лозаннском университете, который и сам окончил в 1903 году. Тогда же увлекся музыкой, брал частные уроки по композиции у Эрнста Блоха, а затем, в Берлине, по дирижированию у Артура Никиша и Феликса Вейнгартнера.
Дирижерский дебют Ансерме состоялся в 1910 году, а уже в 1915-м он возглавил Женевский симфонический оркестр. В те же 1910-е годы завязались его творческие контакты с Дебюсси, Равелем, Стравинским. Именно по рекомендации Стравинского Ансерме в 1915 году становится главным дирижером «Русских балетов» Дягилева: под его управлением пройдут премьеры «Парада» Сати, «Треуголки» де Фальи, «Сказа про шута…» Прокофьева, «Истории солдата», «Пульчинеллы», «Байки про лису…» и других сочинений Стравинского.
В 1918-м дирижер основал свой оркестр – Оркестр Романдской Швейцарии, ставший одним из лучших симфонических коллективов Европы. Ансерме бессменно руководил им на протяжении полувека, до 1968 года. Со своим оркестром он никогда не приезжал на гастроли в Ленинград – коллектив даст свой единственный концерт на сцене Большого зала лишь 1 февраля 2012 года под управлением Марека Яновского. Но в 1920–1930-е годы Ансерме тесно сотрудничал с оркестром Ленинградской филармонии.
Это было время, когда в Ленинград приезжали лучшие европейские дирижеры, что подтверждало репутацию Филармонического оркестра. Но у Ансерме, несомненно, имелся и личный интерес к стране, ведь с русскими был связан взлет его карьеры. В Ленинград он приезжает четырежды: с Филармоническим оркестром дает три концерта в 1928, шесть в 1929, пять концертов в 1933 и три в 1936 годах. В его программах есть Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Шуберт, Шуман и Чайковский, но больше всего французов – Бизе, Берлиоз, Шабрие, Дюка, Дебюсси, Равель, Мийо. С современниками Ансерме лично знаком, со многими дружен. Он исполняет посвященный ему «Пасифик-231» Онеггера и премьеру его Первой (на тот момент единственной) симфонии, «Дафниса и Хлою» Равеля – именно Ансерме дирижировал премьерой балета в антрепризе Дягилева.
Балетная музыка – важный сюжет ленинградских гастролей Ансерме: на сцене Большого зала он исполняет сюиты из музыки к балетам, премьеры которых когда-то представлял в Париже – «Барабо» итальянца Риети, «Любовь-волшебницу» испанца де Фальи, «Сказ про шута» Прокофьева. В его программах, конечно, много Стравинского: «Весна священная», «Пульчинелла», «Царь Эдип», «История солдата», Фортепианный концерт (солировал Александр Каменский), а также впервые исполненные в СССР на последнем концерте 1928 года Симфонии духовых и фрагменты из оперы «Мавра». После этого вечера Эрнест Ансерме пишет в «Золотой книге»:
Ленинградской филармонии в знак большой признательности и с сердечными воспоминаниями о моих трех концертах в марте 1928-го, с выражением полного восхищения исполнением «Весны священной», Иберии, «Дафниса и Хлои», «Симфоний» Стравинского и «Барабо» Риети, со всей моей симпатией за дух, который вдохновляет и с благодарностью за старание и желание, которое артисты оркестра выказали на моих концертах
Ленинград, 31 марта 1928
Эрнест Ансерме
Тогда же, в 1928-м, музыкант оставляет фото на память "блестящему оркестру Ленинградской филармонии". © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В мае 1929 года Ансерме дирижирует не только в абонементных циклах, но и принимает участие в сборном концерте для Союза печати – под его управлением в III отделении оркестр играет Пятую симфонию Бетховена (в I отделении дирижирует Александр Гаук, а концерт открывается исполнением «Интернационала»). В сборном закрытом концерте Ансерме выступает с Пятой симфонией Чайковского и во время своей апрельской серии 1933 года. В этот же приезд он дает премьеру Симфонии Онеггера, в перерыве между своими концертами приходит как слушатель на авторский камерный вечер Сергея Прокофьева, а в завершение гастролей представляет концерт «Вечер танца в музыке». Эта программа отличалась от других большей легкостью и популярностью, в русле новых филармонических тенденций, однако, составленная из сочинений Шабрие, Бизе, Шуберта и Иоганна Штрауса, она сохраняла изысканность, столь свойственную Ансерме.
Но изменившаяся к 1933 году программная политика Филармонии, очевидно, не насторожила Ансерме, и в декабре 1936 года он вновь, в последний раз, приезжает в Большой зал. В его концертах участвуют русские пианисты Александр Гольденвейзер и Павел Серебряков, сопрано Александра Висленева («Шехерезада» Равеля), а наряду со Стравинским и французами звучит Бетховен и Глазунов – его Симфонию № 6 Ансерме исполняет в память о русском композиторе, скончавшемся в марте того же года во Франции, в своем последнем концерте 27 декабря 1936 года.
Секретами профессии и размышлениями о музыке и музыкантах мастер поделился в книге «Основы музыки в человеческом сознании» (1961) и в «Беседах о музыке», переведенных на русский язык и изданных впервые в 1976 году в Ленинграде.
Концерты
-
24 марта 1928
7-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеШуман. Симфония № 2. Дебюсси. Симфоническая сюита «Иберия». Риети. Сюита из балета «Барабау». Онеггер. «Pacific 231»
-
28 марта 1928
6-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеМоцарт. Симфония № 36. Стравинский. Симфонии духовых памяти Клода Дебюсси. Мийо. Танцевальная сюита «Тоска по Бразилии». Риети. Сюита из балета «Барабау». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2
-
31 марта 1928
8-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеБетховен. Симфония № 4. Стравинский. Увертюра и ария Параши из оперы «Мавра». «Весна священная». Глинка. Рыцарский романс
-
8 мая 1929
12-й концерт 4-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Эрнест АнсермеГайдн. Симфония № 102. Стравинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Риети. Сюита из балета «Барабау». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Море»
-
11 мая 1929
12-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Эрнест АнсермеПерселл–Блисс. Сюита песен и танцев для струнного оркестра. Фалья. Балет «Любовь-волшебница». Онеггер. «Рэгби». Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Прокофьев. Сюита из балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
-
13 мая 1929
(рукопись)
Концерт для Совпечати
Филармонический оркестр
Дирижеры – Александр Гаук и Эрнест АнсермеВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Вагнер, Бетховен
-
15 мая 1929
12-й концерт 2-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Эрнест АнсермеБах. Бранденбургский концерт № 1. Стравинский. «История солдата». Равель. Балет «Петрушка». Хореографическая поэма «Вальс»
-
18 мая 1929
12-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Стравинский
Дирижер – Эрнест АнсермеСтравинский. «Царь Эдип». «Весна священная»
-
19 мая 1929
12-й концерт 7-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Эрнест АнсермеФалья. Балет «Любовь-волшебница». Онеггер. «Рэгби». Дебюсси. «Море». Равель. «Вальс»
-
13 апреля 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест Ансерме (Женева)Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла». Дебюсси. Два ноктюрна. «Море»
-
15 апреля 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеБерлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Дебюсси. Два ноктюрна. «Шесть античных эпиграфов». «Иберия»
-
23 апреля 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Чайковский. Симфония № 5. Сборный концерт
-
26 апреля 1933
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеБетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Онеггер. Симфония № 1. «Pacific 231»
-
28 апреля 1933
(анонс)
Последний симфонический концерт Эрнеста Ансерме
Вечер танца в музыкеШабрие. «Радостный марш». «Испания». Бизе. Две сюиты из музыки к драме «Арлезианка». Шуберт. Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Штраус. Вальсы «Венская кровь», «Сказки венского леса»
-
22 декабря 1936
(репетиционный план оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеМоцарт. Симфония ре мажор. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Дюка. «Ученик чародея»
-
24 декабря 1936
(репетиционный план оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеБетховен. Симфония № 7. Берлиоз. «Римский карнавал». Равель. «Шехеразада». Дюка. «Ученик чародея»
-
27 декабря 1936
3-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Эрнест АнсермеГлазунов. Симфония № 6. Франк. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром. Дебюсси. «Море»