Персоны

Эрнест Ансерме

1883–1969
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Эрнест Ансерме

Биография

Ансерме Эрнест (Ernest Ansermet) – швейцарский дирижер.

В 1905–1909 Эрнест Ансерме преподавал математику в Лозаннском университете, который и сам окончил в 1903 году. Тогда же увлекся музыкой, брал частные уроки по композиции у Эрнста Блоха, а затем, в Берлине, по дирижированию у Артура Никиша и Феликса Вейнгартнера.

Дирижерский дебют Ансерме состоялся в 1910 году, а уже в 1915-м он возглавил Женевский симфонический оркестр. В те же 1910-е годы завязались его творческие контакты с Дебюсси, Равелем, Стравинским. Именно по рекомендации Стравинского Ансерме в 1915 году становится главным дирижером «Русских балетов» Дягилева: под его управлением пройдут премьеры «Парада» Сати, «Треуголки» де Фальи, «Сказа про шута…» Прокофьева, «Истории солдата», «Пульчинеллы», «Байки про лису…» и других сочинений Стравинского.

В 1918-м дирижер основал свой оркестр – Оркестр Романдской Швейцарии, ставший одним из лучших симфонических коллективов Европы. Ансерме бессменно руководил им на протяжении полувека, до 1968 года. Со своим оркестром он никогда не приезжал на гастроли в Ленинград – коллектив даст свой единственный концерт на сцене Большого зала лишь 1 февраля 2012 года под управлением Марека Яновского. Но в 1920–1930-е годы Ансерме тесно сотрудничал с оркестром Ленинградской филармонии.

Это было время, когда в Ленинград приезжали лучшие европейские дирижеры, что подтверждало репутацию Филармонического оркестра. Но у Ансерме, несомненно, имелся и личный интерес к стране, ведь с русскими был связан взлет его карьеры. В Ленинград он приезжает четырежды: с Филармоническим оркестром дает три концерта в 1928, шесть в 1929, пять концертов в 1933 и три в 1936 годах. В его программах есть Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Шуберт, Шуман и Чайковский, но больше всего французов – Бизе, Берлиоз, Шабрие, Дюка, Дебюсси, Равель, Мийо. С современниками Ансерме лично знаком, со многими дружен. Он исполняет посвященный ему «Пасифик-231» Онеггера и премьеру его Первой (на тот момент единственной) симфонии, «Дафниса и Хлою» Равеля – именно Ансерме дирижировал премьерой балета в антрепризе Дягилева.

Балетная музыка – важный сюжет ленинградских гастролей Ансерме: на сцене Большого зала он исполняет сюиты из музыки к балетам, премьеры которых когда-то представлял в Париже – «Барабо» итальянца Риети, «Любовь-волшебницу» испанца де Фальи, «Сказ про шута» Прокофьева. В его программах, конечно, много Стравинского: «Весна священная», «Пульчинелла», «Царь Эдип», «История солдата», Фортепианный концерт (солировал Александр Каменский), а также впервые исполненные в СССР на последнем концерте 1928 года Симфонии духовых и фрагменты из оперы «Мавра». После этого вечера Эрнест Ансерме пишет в «Золотой книге»:

Ленинградской филармонии в знак большой признательности и с сердечными воспоминаниями о моих трех концертах в марте 1928-го, с выражением полного восхищения исполнением «Весны священной», Иберии, «Дафниса и Хлои», «Симфоний» Стравинского и «Барабо» Риети, со всей моей симпатией за дух, который вдохновляет и с благодарностью за старание и желание, которое артисты оркестра выказали на моих концертах

Ленинград, 31 марта 1928
Эрнест Ансерме

Тогда же, в 1928-м, музыкант оставляет фото на память "блестящему оркестру Ленинградской филармонии". © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В мае 1929 года Ансерме дирижирует не только в абонементных циклах, но и принимает участие в сборном концерте для Союза печати – под его управлением в III отделении оркестр играет Пятую симфонию Бетховена (в I отделении дирижирует Александр Гаук, а концерт открывается исполнением «Интернационала»). В сборном закрытом концерте Ансерме выступает с Пятой симфонией Чайковского и во время своей апрельской серии 1933 года. В этот же приезд он дает премьеру Симфонии Онеггера, в перерыве между своими концертами приходит как слушатель на авторский камерный вечер Сергея Прокофьева, а в завершение гастролей представляет концерт «Вечер танца в музыке». Эта программа отличалась от других большей легкостью и популярностью, в русле новых филармонических тенденций, однако, составленная из сочинений Шабрие, Бизе, Шуберта и Иоганна Штрауса, она сохраняла изысканность, столь свойственную Ансерме.

Но изменившаяся к 1933 году программная политика Филармонии, очевидно, не насторожила Ансерме, и в декабре 1936 года он вновь, в последний раз, приезжает в Большой зал. В его концертах участвуют русские пианисты Александр Гольденвейзер и Павел Серебряков, сопрано Александра Висленева («Шехерезада» Равеля), а наряду со Стравинским и французами звучит Бетховен и Глазунов – его Симфонию № 6 Ансерме исполняет в память о русском композиторе, скончавшемся в марте того же года во Франции, в своем последнем концерте 27 декабря 1936 года.

Секретами профессии и размышлениями о музыке и музыкантах мастер поделился в книге «Основы музыки в человеческом сознании» (1961) и в «Беседах о музыке», переведенных на русский язык и изданных впервые в 1976 году в Ленинграде.



Эрнест Ансерме

Эрнест Ансерме

Дирижер 31 марта 1928



Другие материалы

Герман Абендрот

Герман Абендрот

Дирижер 1883–1956
Сергей Кусевицкий

Сергей Кусевицкий

Дирижер 1874–1951

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»