Пресса

29 декабря 1936

«Красная газета»

О концерте 22 декабря 1936, БЗФ

Эрнест Ансерме

(На концертах в Филармонии)

Советский слушатель знает и любит Эрнеста Ансерме. Симпатии эти — вполне заслуженные. Ансерме — один из лучших дирижеров Европы.

Каждое его выступление производит сильное впечатление. Никто так, как Ансерме, не умеет отобрать наиболее значительное и ценное из современной западной музыкальной литературы. Никто с такой отчетливостью не толкует произведения дискуссионные, «оборачивая» их к слушателю наиболее ясной и привлекательной стороной.

На этот раз оркестр не играл новинок. Мы услышали Моцарта и Грига, а также излюбленные Ансерме произведения его основного — «романского» — репертуара: «Жар-птица» Игоря Стравинского и «Ученик чародея» Поля Дюка.

Исполнение симфонии Моцарта убедило, что даже наиболее сильные художники-исполнители должны считаться с «рамками» своего индивидуального художественного кругозора. Несмотря на ряд замечательных по музыкальности деталей (особенно в средней части симфонии), Моцарт предстал перед слушателями словно не живым — воспроизведенным по копии, а не по оригиналу. Не было ни силы и энергии, ни легкости, ни непосредственности и оптимизма автора «Дон-Жуана» и симфонии «Юпитер».

Григ значительно ближе к индивидуальности Ансерме. В «интермедийной» игре оркестра в фортепианном концерте Грига (исполненном народным артистом РСФСР профессором А. Б. Гольденвейзером) Ансерме удалось достигнуть большой выразительности и свежести.

И конечно, наиболее убедительно прозвучали под палочкой Ансерме Стравинский и Дюка. Здесь, в стихии утонченных оркестровых красок — его подлинная сфера. Вторая редакция сюиты «Жар-птица» еще пышнее и ярче по звучностям, чем первая. Жаль только, что в нее не входит «Колыбельная» — самое сильное по лиризму место всего балета.

Замечательный своим ансамблем, наличием крупных мастеров — исполнителей сольных оркестровых партий, симфонический оркестр Филармонии несколько потерял в выразительности исполнения. Несколько огрубела общая звучность струнных инструментов, и подчас в самой манере извлечения звука сквозит равнодушное отношение к исполняемому. Как ни мало проявлены эти симптомы, о них надо говорить, так как безразличие, вялость — это самый опасный недуг, который может поразить исполнительское мастерство.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

20 октября 1936

«Ленинградская правда»

О задачах и планах сезона 1936–1937
11 ноября 1936

«Литературный Ленинград»

О камерных концертах филармонии в зале Капеллы. В архивах обнаружен лишь вокальный вечер Анатолия Доливо – 11 октября1936

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»