Персоны

Дариюс Мийо

1892–1974
© Wikimedia Commons
Дариюс Мийо

Биография

Мийо Дариюс / Darius Milhaud [в программках – Дариус Мило] – французский композитор, дирижер, педагог.

Мийо учился в Парижской консерватории у блестящих музыкантов: по композиции у Андре Жедальжа и Шарля Видора, по дирижированию у Поля Дюка. Царящая тогда во французском искусстве атмосфера экспериментов во многом сформировала молодого музыканта.

Вместе со своими друзьями он входит в группу «шести», названную «французской шестеркой» с легкой руки композитора и критика Анри Колле, опубликовавшего в январе 1920 года статью под названием «Пятеро русских, шесть французов и мсье Сати» («пятеро русских» – это «Могучая кучка»). Участников группы – Луи Дюррея, Артюра Онеггера, Жоржа Орика, Жермену Тайефер, Франсиса Пуленка и Дариюса Мийо – объединяет идеология отрицания: они борются против культа Вагнера и романтизма, против влияния Дебюсси и импрессионизма. Этим общность интересов композиторов ограничивается, и вскоре после объединения каждый пойдет своим путем. Но на первых порах протестные настроения, увлечение конструктивизмом, урбанизмом, сюрреализмом поглощает каждого из них. Молодым покровительствуют два мэтра – композитор Эрик Сати и писатель, режиссер Жан Кокто.

Мийо – в центре движения. Он особенно близок к Сати: подхватывает его идею так называемой «меблировочной музыки», снимается в скандальном фильме Рене Клера «Антракт» (1924) с музыкой Эрика Сати (среди других участников проекта – концептуалист Марсель Дюшан). Вместе с друзьями по «шестерке» пишет балет «Новобрачные на Эйфелевой башне».

Сочиняет Мийо много. В списке изданного – 443 наименования. Это оперы, балеты (самый известный в России – «Бык на крыше»), двенадцать симфоний для большого оркестра и шесть для камерного, многочисленные концерты для солистов с оркестром, ансамблевые, хоровые сочинения, музыка к кино.

В 1954-м Мийо пишет кантату «Огненный замок», памяти евреев, погибших в концлагерях, среди них были и родственники композитора. Сам он в 1939 году покидает Францию, живет в США, преподает в Миллс-колледже (здесь среди его учеников – Дэйв Брубек), в Париж приезжает лишь в 1950-е на мастер-классы, а последние годы жизни проводит в Женеве, где завершает автобиографическую книгу «Моя счастливая жизнь» (в русском переводе выйдет в издательстве «Композитор», М., 1999).

В 1926 году молодой Мийо, уже вкусивший славу и полный дерзких планов, приезжает на гастроли в Москву и Ленинград и выступает, вместе с другом и сокурсником по Парижской консерватории Жаном Винером, в трех концертах в Большом зале Филармонии.

В двух камерных программах он исполняет только свои сочинения: как пианист играет с солистами оркестра ансамблевые сонаты и сюиту из балета «Сотворение мира» (1922–1923) для фортепиано и двойного струнного квартета; как дирижер руководит исполнением камерной Симфонии № 3 «Серенада» – она написана для семи инструментов и длится менее 4-х минут (все шесть так называемых «маленьких симфоний» Мийо отличались не только камерностью состава, но и крайней непродолжительностью). Мийо играет и сольную фортепианную музыку. Это пьесы из цикла «Весна» (в программке ошибочно указаны три тетради, но у Мийо есть лишь две тетради фортепианных пьес с названием «Весна»: 1-я ор. 25, 1915–1917, 2-я ор. 66, 1919–1920), а также три пьесы из сюиты «Тоска по Бразилии» (1917–1918). Сюиту Мийо сочинил после пребывания в Латинской Америке в качестве секретаря Поля Клоделя, поэта, драматурга и религиозного философа, а в то время французского посла.

Борис Асафьев (писал под псевдонимом Игорь Глебов) в рецензии, опубликованной в вечернем выпуске «Красной газеты» (27.03.1926), с интересом отнесся к музыке Мийо и Винера, замечая:

«Непривычность звучаний обычно приводит к заблуждению: будто бы композитор нарочно ломается и измышляет пугающие ухо сочетания. Пройдет несколько лет, и даже те, кто были упорно напуганы своими же предрассудками, начинают понимать, что перед ними было простое явление, искренняя и непосредственная музыка, несложная по формам» («Красная газета», 27.03.1926).

Другие обозреватели мнение Асафьева не разделяют. Так, в отзыве на два первых концерта Мийо и Винера в «Ленинградской правде» от 27 марта (№ 76) рецензент, сетуя на плохую организацию концертов, резко критикует и самих композиторов. Особенно достается Мийо:

«… музыка Мийо анархична, автор, видимо, намеренно дезорганизует звуковой материал; мы же менее всего склонны рассматривать анархию, как путь к чему-то в какой бы то ни было области. Можно бы говорить даже о несомненно вредном влиянии таких экспериментов, будь исполненные увражи [здесь - сочинения] значительнее, сильнее, но они на грани занимательного, любопытного, местами остроумного и не более…».

Вероятно, и публика приняла французских гостей прохладно, не оценив их новаций. «Крупнейшей ошибкой, – продолжает рецензент, – также следует считать устройство концерта в Большом Зале Филармонии – помещении, рассчитанном на широкие массы слушателей, тогда как музыкальная продукция Мийо и Винера интересна, скорее, как опыт, как лабораторное изыскание, рассчитанное на спецов, и еще далеко не решенный вопрос, следует ли широко пропагандировать подобные музыкальные искательства».

В другой, крайне язвительной статье под названием «С Парижем во вкусах мы явно не сойдемся» («Жизнь искусства» № 14, 1926) автор утверждает: «Третье выступление Мийо-Винера грозило бы Филармонии крупным дефицитом».

Не вполне понятно, идет ли речь о третьем камерном концерте (которого не было), или о симфоническом вечере, который состоялся 10 апреля (во всяком случае, никаких следов его отмены в архивах не существует). Его программа была более демократичной. Здесь прозвучала основанная на ритмах танго и румбы оркестровая версия сюиты Мийо «Тоска по Бразилии» (увертюра и 12 пьес), а также пронизанные джазовыми ритмами «Франко-американский концерт» Винера и «Пять этюдов» для фортепиано с оркестром Мийо [1]. Кроме того, под управлением Дариюса Мийо оркестр сыграл его Симфоническую сюиту (по музыке к драме Клоделя «Протей»), «Гимнопедии» Эрика Сати (в оркестровой версии Дебюсси), увертюру Пуленка, сочиненную в 1918 году к публичному концерту будущей «группы шести» и Ноктюрн другого участника «шестерки» Жоржа Орика.

Все сочинения исполнялись в СССР впервые.

И. Р.


Концерты

  • 21 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Мийо, Сати, Пуленк, Винер

  • 26 марта 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    В программе: Сати, Винер, Мийо, Орик, Пуленк

  • 10 апреля 1926

    Концерт Дариюса Мийо и Жана Винера

    Сати. Две гимнопедии. Пуленк. Увертюра. Орик. Ноктюрн из балета «Facheux». Винер. Франко-американский концерт. Мийо. Симфоническая сюита № 2 «Протей». Пять этюдов для фортепиано с оркестром. Танцевальная сюита «Тоска по Бразилии»



«Рабочий и театр»‎ № 14

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 27 марта 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 26 марта 1926 в БЗФ 27 марта 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 14

О концертах Мийо и Винера весной 1926 Апрель 1926



Другие материалы

Пьер Монтё

Пьер Монтё

Дирижер 1875–1964
Артюр Онеггер

Артюр Онеггер

Композитор 1892–1955

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»