Персоны

Пьер Монтё

1875–1964
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Пьер Монтё

Биография

Монтё Пьер / Pierre Monteux – французский дирижер.

Впервые Пьер Монтё встал за дирижерский пульт в 12 лет: студент младшего отделения Парижской национальной консерватории собрал оркестр для того, чтобы аккомпанировать своему соученику и другу, пианисту Альфреду Корто. Его взрослый дирижерский дебют также состоится еще в студенческие годы: в 1895 году 20-летний альтист оркестра Монтё проведет премьеру оратории «Арфа и лира» Камиля Сен-Санса, заменив за пультом самого композитора – в последний момент Сен-Санс решил не дирижировать, а исполнить сложную партию органа в своем сочинении.

С заменой дирижера связан и другой чрезвычайно важный момент в карьере Монтё: в 1911-м он проводит подготовительные репетиции балета «Петрушка» Стравинского – премьерой балета на «Русских сезонах» должен был дирижировать Николай Черепнин. Но Стравинскому настолько нравятся репетиции Монтё, что он уговаривает Дягилева доверить премьерный спектакль ему. Так Монтё становится главным дирижером «Дягилевских сезонов», проведя едва ли не все их громкие премьеры – «Послеполуденный отдых фавна» и «Игры» Дебюсси, «Весну священную» и «Соловья» Стравинского, «Дафниса и Хлою» Равеля.

В 1917–1919 Монтё дирижирует французским репертуаром в Метрополитен-опере, куда вернется приглашенным дирижером в 1953–1956, с 1919-го до 1924 года возглавляет Бостонский симфонический оркестр. В последующие годы Монтё работает вторым дирижером у Виллема Менгельберга в амстердамском Консертгебау, одновременно с 1929-го руководит Парижским оркестром, а с 1935-го до 1952 года – Симфоническим оркестром Сан-Франциско. В 1961-м он займет пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, с которым будет исполнять французскую и английскую музыку, любимых австрийцев и русских композиторов – Скрябина, Шостаковича, Стравинского: в 1963-м, к 50-летию премьеры, он дирижирует «Весну священную».

Русская музыка постоянно присутствует в репертуаре Монтё. Так, в 1929-м с Симфоническим оркестром Парижа он представил премьеру Третьей симфонии Прокофьева. Сюита из балета Прокофьева «Сказ о шуте, семерых шутов перешутившего» вошла и в последнюю программу ленинградских гастролей дирижера в феврале 1926 года. Исполнение Прокофьева вызвало такой ажиотаж у музыкальной общественности Ленинграда, что критики в прессе взахлеб писали только о композиторе. Прокофьев, живший тогда в Париже, вполне вписывался в программную концепцию гастролей Монтё: с Филармоническим оркестром он исполнил французов Берлиоза и Франка, Д’Энди и Шоссона, Дебюсси и Дюка, Мийо и Онеггера, в том числе премьеру в СССР его «Пасифика», ставшего на ближайшие годы популярнейшей пьесой в филармонической афише. Интерпретацию дирижером французской музыки рецензенты оценили высоко, с особой благодарностью отмечая количество новинок в концертах.

Гастроли 1926 года состоялись вскоре после того, как Пьер Монтё оставил пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра. Именно с этим коллективом 81-летний маэстро, уже как главный приглашенный дирижер, выступит на сцене Большого зала спустя тридцать лет – 7 сентября 1956 года. В программе Монтё было три симфонии – Гайдна, Шуберта и Пола Крестона, как раз в 1956 году ставшего президентом Национальной ассоциации американских композиторов и дирижеров.

Позднее в Большом зале будут выступать знаменитые ученики Пьера Монтё, воспитанники основанной им во Франции и продолжившей свою работу в США школы – Игорь Маркевич, Лорин Маазель, Сейджи Озава.


Концерты

  • 13 февраля 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё

    Шоссон. Симфония № 1. Дебюсси. Два ноктюрна. Дюка. Хореографическая поэма «Пери». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2

  • 14 февраля 1926

    Для Губпрофсовета (повторение программы 13 февраля)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё

    Шоссон. Симфония № 1. Дебюсси. Два ноктюрна. Дюка. Хореографическая поэма «Пери». Равель. Сюита «Дафнис и Хлоя» № 2

  • 17 февраля 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё

    Мийо. Симфоническая сюита № 2 «Протей». Франк. Симфоническая поэма «Психея». Онеггер. «Pacific 231». Дебюсси. Симфоническая сюита «Иберия». Дюка. «Ученик чародея»

  • 3 марта 1926

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё
    Солистка – Ивонна Астрюк

    Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Онеггер. «Pacific 231». д'Энди. Симфонические вариации «Истар». Прокофьев. Сюита из балета «Шут»

  • 6 марта 1926

    Для Губпрофсовета (повторение программы 3 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё
    Солистка – Ивонна Астрюк

    Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром. Онеггер. «Pacific 231». д'Энди. Симфонические вариации «Истар». Прокофьев. Сюита из балета «Шут»

  • 7 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Бостонский Симфонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё

    Гайдн. Симфония № 94 «Сюрприз». Крестон. Симфония № 2. Шуберт. Симфония № 7



«‎Новая Вечерняя газета»‎

О концертах 13 и 14 февраля 1926 в БЗФ 16 февраля 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 3 и 6 марта 1926 в БЗФ 4 марта 1926

«Рабочий и театр»‎ № 9

О концертах 13, 14 и 17 февраля 1926 в БЗФ 1926

«‎Ленинградская правда»‎

О концертах Монтё в феврале–марте 1926 6 марта 1926

«Вечерний Ленинград»

О концерте 7 сентября 1956 в БЗФ 8 сентября 1956



Другие материалы

Готфрид Гальстон

Готфрид Гальстон

Фортепиано 1879–1950
Дариюс Мийо

Дариюс Мийо

Фортепиано 1892–1974

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»