Персоны

Лондонский симфонический оркестр

Основан в 1904
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лондонский симфонический оркестр

Биография

Лондонский симфонический оркестр / London Symphony Orchestra – британский оркестр, основанный в 1904 году.

История основания Лондонского симфонического оркестра началась с конфликта: несколько музыкантов оркестра Queen’s Hall Orchestra Генри Вуда, не найдя общего языка с дирижером (он запретил им выписывать вместо себя замену), решили создать собственный независимый коллектив. Впрочем, в то время понятия «штатного оркестра» в Англии не существовало, музыканты могли работать в нескольких коллективах сразу, как симфонических, так и оперных, так что решающее значение имело то, кто будет стоять за пультом нового оркестра. В этом Лондонскому симфоническому повезло с первого дня: приглашение на пост главного дирижера принял музыкант с европейским именем – Ганс Рихтер. За плечами у маэстро стоял внушительный опыт работы в разных жанрах. В юности он был ассистентом самого Вагнера, и именно Гансу Рихтеру композитор доверил дирижировать в Байройте на премьере тетралогии «Кольцо нибелунга». С другой стороны, как «абонементный дирижер» Венского филармонического оркестра, Рихтер давал премьеры симфоний яростного оппонента Вагнера – Брамса. Он первым представлял публике и симфонии Брукнера, и венские премьеры сочинений Дворжака, под его же управлением прошла мировая премьера Скрипичного концерта Чайковского, солировал Адольф Бродский. В Лондоне Рихтера тоже хорошо знали, еще с 1879 года дирижер проводил здесь фестивали симфонической музыки, которые публика так и называла – «рихтеровские». Теперь же 9 июня 1904 года слушатели встречали маэстро как руководителя нового оркестра – Лондонского симфонического.

На этом посту Ганс Рихтер останется до 1911 года. С ним ЛСО уже в 1906-м отправится на гастроли в Париж, оказавшись, таким образом, первым британским оркестром, выступившим за границей. Но уже в этот, первый период, за пультом появляются и другие музыканты. Это Эдвард Элгар – он дирижирует собственными сочинениями с 1905 года, Сергей Кусевицкий – с ним ЛСО представит британскую премьеру «Поэмы экстаза» Скрябина, Артур Никиш – он и возглавит Лондонский симфонический после Рихтера и сделает с коллективом первую запись. С Никишем оркестр отправится и на первые в истории британских симфонических коллективов гастроли в Америку. Правда, поездка чуть не обернется трагедией: по первоначальному плану ЛСО и его руководитель должны были плыть на «Титанике», билеты они поменяли в последний момент, узнав о том, что график их концертов в США изменился! Спустя многие годы, в 1997-м, когда Лондонский симфонический оркестр будет записывать саундтрек к голливудскому фильму «Титаник», музыканты несомненно вспомнят об этой истории!

Никиш проработал с оркестром всего два сезона. Среди последующих руководителей Лондонского симфонического – важнейшие представители дирижерского искусства эпохи, но и их контракты с коллективом не были длительными. Это сэр Томас Бичем (1915–1916), Альберт Коутс (1919–1922), Виллем Менгельберг (1930–1931), Йозеф Крипс (1950–1954), Пьер Монтё (1961–1964)… Оркестр знакомил публику с новыми опусами английских композиторов, давал британские премьеры европейской и русской музыки, с ним исполняли собственные концерты Сергей Прокофьев (Концерт № 3, 1922) и Сергей Рахманинов (Концерт № 4, 1929). За пультом оркестра представляет англичанам свое знаменитое Адажио для струнных Самуэль Барбер, именно с ЛСО дебютирует на лондонской сцене юный гений Иегуди Менухин. Разумеется, неоднократно выступает с ЛСО и Бенджамин Бриттен, дирижируя не только своими сочинениями. Под управлением Бриттена Лондонский симфонический оркестр будет играть и в Большом зале Ленинградской филармонии в 1971 году.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К этому времени коллектив возглавит Андре Превин. На сей раз оркестр обретает руководителя надолго, на 11 лет (1968–1979). И это будут счастливые годы. ЛСО многократно расширяет аудиторию за счет популярного телевизионного шоу “André Previn’s Music Night”, становится первым британским коллективом, приглашенным на престижный Зальцбургский фестиваль и, одновременно, первым оркестром из Лондона, посетившим Голливуд. Не снижая уровня академических программ, ЛСО все больше работает в области киноиндустрии. Саундтреки к фильмам коллектив записывал и раньше, но с выходом первой части эпопеи «Звездные войны» начинается его репутация лучшего оркестра в этой области. Именно под звучание ЛСО будут появляться на экране герои всех частей «Индианы Джонс», «Пиратов Карибского моря», «Гарри Поттера»... Есть и другой список – перечень музыкантов, далеких от академической сцены, с которыми в разные годы сотрудничал Лондонский симфонический оркестр. Это Pink Floyd и Deep Purple, The Beatles и Led Zeppelin – в их альбомах тоже можно услышать музыкантов ЛСО. Со временем симфонические фантазии на темы их композиций, как и фрагменты кинопартитур, станут частыми «гостями» афиш академических залов. Но случится это через много лет после первых советских гастролей Лондонского симфонического оркестра.

В Ленинградскую филармонии ЛСО приезжает на серию концертов в рамках «Дней английского музыкального искусства в СССР» в апреле 1971 года. Тремя концертами дирижирует Андре Превин. Включив в программы Вторую симфонию Рахманинова и фортепианные концерты Моцарта № 24 (его Превин играет сам, дирижируя оркестром из-за рояля) и Прокофьева № 3 (солирует Джон Лилл), руководитель Лондонского симфонического в остальном сосредотачивается на британской музыке. Под его управлением оркестр исполняет Элгара, Типпета, Воан-Уильямса, Уильяма Уолтона – композитор приезжает в СССР вместе с ЛСО и присутствует на концерте.

Четвертый, заключительный вечер восхищает составом исполнителей. За пультом Лондонского симфонического оркестра – Бенджамин Бриттен. Программу он начнет с Чаконы Пёрселла – оммажа родоначальнику английской музыки. За ней будут бриттеновские обработки песен Пёрселла из сборника «Британский Орфей» – поет Питер Пирс, Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит» Густава Холста и два сочинения самого Бриттена: в Фортепианном концерте солирует Святослав Рихтер, в Симфонии для виолончели с оркестром – Мстислав Ростропович (ему же посвящен опус). Неудивительно, что публика в тот вечер «висела на люстрах», а героев программы не отпускали долго… «Лондонский симфонический оркестр – явление выдающееся», – напишет в рецензии Борис Тищенко.

Встретиться в этим «явлением» ленинградским филармоническим слушателям доведется уже через восемь лет, в 1979-м. В тот год Превин передал пост главного дирижера ЛСО Клаудио Аббадо. Но в Ленинград оркестр приедет не с ним, а с Колином Дэвисом, который сотрудничает с коллективом долгие годы, возглавит Лондонский симфонический в 1995-м, а с 2007-го станет его президентом. На сей раз оркестр из Лондона полностью отходит от национального репертуара – ни одного английского сочинения в трех программах Дэвиса не будет! Зато будут Моцарт (симфония № 39 и скрипичный концерт № 2 с Владимиром Спиваковым) и Гайдн (в его концерте солирует трубач ЛСО Морис Мерфи, тот самый, что играл соло во всех эпизодах «Звездных войн»), Брамс, Берлиоз и Сибелиус, Симфония в трех движениях Стравинского и Пятая симфония Шостаковича!

В следующий раз Лондонский симфонический выйдет на сцену Большого зала нескоро…

В 1982 году оркестр обретает новый дом – 3 марта королева Елизавета II торжественно открывает Центр искусств Барбикан, где Лондонский симфонический репетирует и дает большинство концертов и сегодня. С 1987 года президентом коллектива становится Леонард Бернстайн, а пост главного дирижера после ухода Колина Дэвиса с 2006-го занимает Валерий Гергиев. С ним Лондонский симфонический оркестр 22 июня 2006 года исполнит в Большом зале Петербургской филармонии Первую и Четвертую симфонии Дмитрия Шостаковича.

В настоящее время оркестром руководит сэр Саймон Рэттл. Вступив на этот пост в 2017 году, дирижер заявил, что и дальше будет воплощать девиз Лондонского симфонического оркестра: «to bring the greatest music to the greatest number of people»«доносить величайшую музыку наибольшему количеству людей». В сезоне 2020, когда большинство оркестров мира замолчали из-за пандемии коронавируса, именно Рэттл инициировал коллективное письмо британских музыкантов к правительству с просьбой поддержать оркестры страны и позволить им давать концерты, предсказывая в ином случае «армагеддон британской культуры»

О. Р.


Концерты

  • 15 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер и солист – Андре Превин (Великобритания)

    Типпетт. Концерт для двойного струнного оркестра. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Воан-Уильямс. Симфония № 4

  • 16 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Превин (Великобритания)

    Уолтон. Capriccio Burlesco. Бриттен. Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс». Рахманинов. Симфония № 2

  • 17 апреля 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Андре Превин (Великобритания)

    Элгар. Увертюра «Кокни». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Уолтон. Симфония № 1

  • 18 апреля 1971

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бенджамин Бриттен (Великобритания)

    Пёрселл. Чакона соль минор. Пёрселл–Бриттен. Четыре песни. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония для виолончели с оркестром. Холст. Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит»




Другие материалы

Королевский филармонический оркестр

Королевский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1946 году
Матвей Гаврилкин

Матвей Гаврилкин

Тенор 1927–2014

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»