Персоны

Королевский филармонический оркестр

Основан в 1946 году
Источник изображения: classic-musik.com
Королевский филармонический оркестр

Биография

Королевский филармонический оркестр / Royal Philharmonic Orchestra (RPO) – лондонский симфонический оркестр, который основал в 1946 году сэр Томас Бичем.

С именем Томаса Бичема (Thomas Beecham, 1879–1961) – выдающейся фигуры английской музыкальной культуры – связана деятельность нескольких лондонских оркестров, рождавшихся в первой половине ХХ века один за другим. Честь основания трех статусных коллективов принадлежит лично Томасу Бичему. В 1930 году он стал инициатором создания Лондонского оркестра Би-Би-Си, в котором, впрочем, место первого главного дирижера занял Адриан Боулт. Не получив желаемого, Бичем в 1932 году собирает другой оркестр – Лондонский филармонический, и возглавляет его до 1939 года. Последнее детище Томаса Бичема – Королевский филармонический оркестр, учрежденный в 1946 году, его дирижер возглавляет до конца жизни.

Название «Королевский» оркестр получает по личному распоряжению короля Георга VI и сразу же занимает лидирующие позиции в музыкальной жизни послевоенной британской столицы. Он заменяет Лондонский филармонический в программах Королевского филармонического общества (так Бичем компенсировал и личные обиды на свой предыдущий коллектив), становится оркестром-резидентом Глайндборнского оперного фестиваля, заключает перспективные контракты со звукозаписывающими фирмами (только за первых два года сделано более 100 записей), а в 1950 году совершает первый зарубежный тур по городам США: за 64 дня оркестр дает 52 концерта в 45-ти городах, получая восторженную критику. С 1954 года Томас Бичем выступает со своим оркестром на Променад-концертах, в 1957-м вывозит коллектив на гастроли в Европу, которые начинаются в Парижском зале Плейель, а завершаются в венском «Музикферайне».

С 1960 года по приглашению Бичема с оркестром работает немецкий дирижер Рудольф Кемпе, который и займет пост руководителя Королевского филармонического оркестра в 1961 году после смерти основателя коллектива.

Оркестр переживает не лучшие времена. Вдова Томаса Бичема, управляющая коллективом, вызывает недовольство музыкантов, и они принимают решение об отказе от государственной поддержки, приняв статус независимой самостоятельной организации. Но терпят лишь неудачи: оркестр исключают из расписания концертов Королевского филармонического общества (их вновь отдают Лондонскому филармоническому оркестру), ему отказывают в выступлениях в Royal Festival Hall, лучшие музыканты из коллектива уходят, а в 1963-м его покидает Рудольф Кемпе (он еще сюда вернется). Спасти ситуацию берется давний соратник Бичема – они связаны еще со времен создания Лондонского филармонического оркестра в 1932-м – сэр Малкольм Сарджент. Он устраивает серию концертов коллектива на северо-западе Лондона, в кинотеатре района «Швейцарский коттедж», постепенно возвращает оркестр в главные лондонские залы и даже предпринимает зарубежные гастроли.

В феврале 1963 года Королевский филармонический оркестр под управлением Малкольма Сарджента дает три концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижер уже бывал здесь – за пультом ЗКР и СО (1957, 1962). В программы гастролей с Королевским оркестром он включает симфонии Бетховена (№№ 3 и 8), Чайковского (№ 6) и, конечно, сочинения британских композиторов – Воан-Уильямса, Элгара, Бриттена.

В Британии Королевский филармонический оркестр с 1965 года вновь начинает получать государственную поддержку, на пост руководителя возвращается Рудольф Кемпе, занимая его до 1975 года.

Начало 1960-х было не единственным трудным периодом в биографии коллектива, но он переживет и другие кризисы, обретя в 2004-м постоянный зал Cadogan Hall в Челси. Оркестр выступает в Фестивальном зале и Альберт-холле, участвует в Променад-концертах, гастролирует по стране и за рубежом, завоевав репутации одного из лучших в Европе.

В разные годы за пультом главного дирижера Королевского филармонического оркестра стояли Антон Дорати (1975–1978), Вальтер Веллер (1980–1985), Андре Превин (1985–1992) Владимир Ашкенази (1987–1994, главный приглашенный дирижер), Даниэль Гатти (1996–2009), Шарль Дютуа (2009–2018).

Юрий Темирканов за пультом Королевского Филармонического оркестра.
Источник изображения: rpo.co.uk

В 2009 году главным приглашенным дирижером оркестра стал Пинхас Цукерман. Именно под его управлением после 50-летнего перерыва Королевский филармонический оркестр прилетел из Лондона на единственный концерт в Большой зал Петербургской филармонии 16 декабря 2013 года. Музыканты выступили на фестивале «Площадь Искусств» в честь юбилея художественного руководителя Филармонии и главного дирижера Заслуженного коллектива Юрия Темирканова. Приезд британских оркестрантов не был случайным сюжетом фестиваля: Темирканов дебютировал за пультом лондонского Королевского филармонического в 1977 году, уже в 1979-м стал здесь главным приглашенным дирижером, а в 1992–1998 – главным дирижером. Историю двух коллективов свяжет имя и другого музыканта: с 2019-го позицию главного приглашенного дирижера ЗКР занимает Шарль Дютуа.

Королевский филармонический оркестр не ограничивается классическим репертуаром – записывает саундтреки к фильмам, играет популярную музыку. Причем эта сфера деятельности оказалась столь востребованной, что внутри коллектива в 1987 году был создан еще один симфонический ансамбль – Королевский филармонический концертный оркестр / Royal Philharmonic Concert Orchestra (RPCO), который специализируется на популярной музыке, исполняя обработки классических шлягеров, кавер-версии композиций Pink Floyd, Queen, ABВА. С программой ‘’Symphonic Rock’’ этот коллектив выступил 18 марта 2014 года в Большом зале Петербургской филармонии.

Источник изображения: classic-musik.com

В 2018-м Королевский филармонический оркестр объявил о грядущем назначении своего нового главного дирижера – Василия Петренко. Он приступил к обязанностям в сезоне 2021/2022.

И. Р.


Концерты

  • 8 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Воан-Уильямс. Фантазия на тему Таллиса для струнного оркестра. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла. Бетховен. Симфония № 3.

  • 9 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – сэр Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Брамс. Торжественная академическая увертюра. Бетховен. Симфония № 8. Россини–Респиги. «Лавка чудес», концертная сюита (ред. М. Сарджента). Воан-Уильямс. Симфония № 2 (Лондонская).

  • 10 февраля 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Малкольм Сарджент (Великобритания)

    Дворжак. Увертюра «Карнавал». Элгар. «Энигма», вариации. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая».




Другие материалы

Нью-Йоркский филармонический оркестр

Нью-Йоркский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1842 году
Лондонский симфонический оркестр

Лондонский симфонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1904

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»