Персоны

Адриан Боулт

1889–1993
Адриан Боулт в концерте 30 сентября 1956 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Адриан Боулт

Биография

Сэр Адриан Боулт / Sir Adrian Cedrik Boult – британский дирижер.

Приобщаться к классической музыке в интерпретации лучших музыкантов Адриан Боулт начал рано. Об этом позаботились его родители, которые с двух лет брали мальчика с собой на концерты под управлением Ганса Рихтера и Генри Вуда, бывал он на концертах Клода Дебюсси и Рихарда Штрауса, в детстве впервые попал и на программы Артура Никиша. Позднее, уже после окончания привилегированного колледжа Крайст-черч в Оксфорде, он будет учиться в Лейпцигской консерватории, и хотя формально Никиш не являлся его педагогом по дирижированию, именно его Боулт назовет своим главным учителем. На протяжении нескольких лет он посещал все репетиции и концерты Никиша с оркестром Гевандхауза, перенимая технику и манеру знаменитого маэстро.

Впервые перед публикой за пультом оркестра Боулт появляется в Ливерпуле в 1914 году – не лучшее время для дебютов. В военные годы он служит переводчиком, пытается выступать с небольшими коллективами, пропагандируя британскую музыку. Однако главная премьера того периода случится уже после войны: в 1919-м Адриан Боулт дирижирует «Планетами» Густава Холста. Современные английские композиторы останутся в центре внимания дирижера навсегда. И особенно ярко это проявится в длительный период его сотрудничества с Симфоническим оркестром ВВС. В штате оркестра Боулт появляется с момента его основания: 22 октября 1930 года коллектив под его управлением дает первый концерт в лондонском Куинс-холле. Однако формально Боулт занимает должность лишь в художественном руководстве оркестра. Как вспоминал позднее сам Маэстро:

«Меня пригласили на ВВС чиновником, бюрократом, с правом на несколько выступлений в сезон, однако вскоре, простите за нескромность, выяснилось, что со мной оркестр играет лучше, чем с кем-либо другим, так я стал главным дирижером».

Этот пост Боулт занимает на протяжении двух десятилетий. С оркестром он исполняет и записывает множество английской музыки – Пёрселла, Элгара, Холста, Воан-Уильямса, Блисса, дает британские премьеры музыки ХХ века – Малера, Шенберга, Берга, Хиндемита, Бартока, играет, разумеется, и классику, в том числе и редко звучащие в Великобритании сочинения. За двадцать лет руководства он проведет более полутора тысяч радиотрансляций, которые слушают по всей стране. По приглашению Боулта за пультом оркестра появляются Бруно Вальтер, Феликс Вейнгартнер, Артуро Тосканини, Сергей Кусевицкий. Все они оставляют блестящие отзывы о коллективе, фактически созданном и воспитанном Адрианом Боултом.

В 1936 году Симфонический оркестр ВВС под управлением Боулта играет на коронации Георга VI, в этом же сезоне маэстро везет свой коллектив в первое европейское турне: музыкантов принимают в Брюсселе, Цюрихе, Будапеште, Париже и Вене. В 1937-м за заслуги перед британской культурой дирижера возводят в рыцари. Во время войны он сделает всё, чтобы сохранить оркестр, будет выступать и записывать новые сочинения. Но ни приставка «сэр» к фамилии дирижера, ни восторженные отзывы критиков, ни любовь публики и самих оркестрантов не спасет его от интриг. В 1950 году на должность музыкального директора ВВС приходит бывший муж супруги Боулта певец Стюарт Уилсон, который убеждает администрацию в том, что шестидесятилетнему Боулту пора уйти на покой.

Адриан Боулт и Лондонский филармонический оркестр в концерте 30 сентября 1956 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

К счастью, дирижер сразу же получает новое приглашение: с 1950-го он стоит во главе Лондонского филармонического оркестра. Коллектив в этот момент переживал не лучший период своей истории. Именно под руководством Боулта оркестр завоюет международную репутацию. Маэстро обновит состав музыкантов (первоначально оплачивая дополнительные ставки из собственных средств!), добьется новых контрактов со студиями. С Лондонским филармоническим оркестром сэр Адриан Боулт осенью 1956 года приедет и в СССР. Есть сведения, что сам главный дирижер не был в восторге от этой идеи – он плохо переносил длительные перелеты. Однако советская сторона отказалась принимать коллектив без знаменитого маэстро. Вместе с Боултом приезжает еще два дирижера – Анатоль Фистулари и Джордж Хёрст.

В Москве Лондонский филармонический оркестр дает восемь концертов, из них четыре под управлением сэра Боулта. В Ленинградской филармонии концертов в два раза меньше – всего четыре, а главный дирижер выходит на сцену Большого зала только один раз. В его программе – Брамс и Шуберт, а также Скрипичный концерт англичанина Уолтона, солирует Альфредо Камполи.

Вскоре после возвращения с гастролей, в том же 1957 году, сэр Адриан Боулт покидает пост руководителя ЛФО. Когда через пару лет оркестр оказался на грани финансового краха, выжить коллективу помог некий «анонимный благотворитель». Некоторые биографы считают, что это был Адриан Боулт. С Лондонским филармоническим он продолжал выступать до конца 1970-х и до конца долгой жизни (93 года) оставался его почетным президентом. На гастроли сэр Боулт больше не выезжал, преподавал в Королевском колледже музыки, дирижировал в Ковент-Гардене, много работал с другими британскими оркестрами.

В разные годы Боулт брался и за перо. Его эссе о музыке, композиторах, дирижерах, исполнителях собраны в книгу ‘’Boult on music: words from a lifetime's communication’’ (London: Toccata Press, 1983). Есть здесь и размышления об интерпретации, в которых сэр Адриан Боулт делится секретами своей специфической, предельно скупой манеры дирижирования, дававшей такие выдающиеся плоды.

О. Р.


Концерты

  • 30 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский Филармонический оркестр
    Дирижер – сэр Адриан Боулт

    Брамс. «Трагическая увертюра». Уолтон. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 9 «Большая»




Другие материалы

Сергиуш Надгризовский

Сергиуш Надгризовский

Фортепиано 1898–1970
Михаил Павлов

Михаил Павлов

Актер 1934–1984

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»