Персоны

Лондонский филармонический оркестр

Основан в 1932 году
Лондонский филармонический оркестр в дневном концерте 30 сентября 1956 года. Дирижер Анатоль Фистулари. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Лондонский филармонический оркестр

Биография

Лондонский филармонический оркестр / London Philharmonic Orchestra, LPO – британский коллектив, созданный в 1932 году.

Начало 1930-х годов было важным временем в истории британского симфонического исполнительства. Именно в это время, один за другим, начинают работу сразу два оркестра – Симфонический оркестр Би-Би-Си и Лондонский филармонический оркестр. Казалось бы, недостатка в коллективах для исполнения симфонической музыки к этому моменту публика не испытывала: в одном только Лондоне параллельно работали оркестр Королевского филармонического общества, Куинс-оркестр Генри Вуда и Оркестр Альберт-холла. Однако в конце 1920-х годов в столицу Великобритании приезжают сразу несколько зарубежных коллективов «высшей лиги» – Берлинский филармонический оркестр с Вильгельмом Фургвенглером, оркестр Консертгебау из Амстердама под управлением Виллема Менгельберга, с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Лондоне выступает Артуро Тосканини. Череда знаменитых гастролеров приводит британских музыкантов к неутешительным выводам – их коллективы не выдерживают конкуренции, не обладая подобным уровнем. Влиятельный маэстро сэр Томас Бичем начинает переговоры с компанией ВВС об организации нового оркестра.

Симфонический оркестр ВВС даст первый концерт уже в октябре 1930 года, однако за его пультом будет стоять Адриан Боулт – с Бичемом руководство не найдет общего языка. Тогда Томас Бичем решает основать еще один коллектив. Так в Англии начинается настоящая борьба за хороших оркестрантов – два дирижера пытаются набрать постоянный штат, переманивая музыкантов из уже имеющихся оркестров, из провинции, друг у друга. На последние пульты Бичем берет студентов старших курсов музыкальных колледжей. 7 октября 1932 года Лондонский филармонический оркестр в составе 106 человек дает свой первый концерт и получает блестящие отзывы критиков и публики.

Лондонский филармонический оркестр в концерте 30 сентября 1956 года. Дирижер – сэр Адриан Боулт.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В истории оркестра были разные времена, взлеты и падения. Уже в предвоенные годы коллектив теряет финансирование: невероятное количество концертов, о котором упоминают все музыкальные справочники, теперь продиктовано необходимостью самостоятельно зарабатывать на свое существование. В 1941-м под руинами разрушенного в результате бомбардировки здания Куинс-холла останется большинство инструментов оркестрантов ЛФО. После объявления по радио о случившейся беде жители Лондона принесут и безвозмездно отдадут скрипки, альты, гобои… Оркестр продолжит ездить по стране, давая концерты там, где прежде никогда не слышали симфонической музыки. При этом долгие годы ЛФО существует без главного дирижера – Бичем покидает этот пост в 1939-м, пытается вернуться после войны, однако коллектив, уже привыкший самостоятельно решать технические и творческие вопросы, его не устраивает. Маэстро вскоре станет основателем еще одного оркестра – Королевского филармонического, а ЛФО на короткое время, с 1947-го по 1950-й, возглавит голландец Эдуард ван Бейнум. Однако сотрудничество это к успеху не приведет: критики пишут о падении уровня, лучшие музыканты покидают свои места за пультами в поисках более выигрышной в творческом и финансовом смыслах работы.

Спасет ЛФО неожиданное увольнение с поста руководителя Симфонического оркестра ВВС сэра Адриана Боулта – в 1950 году знаменитого маэстро в результате интриг вынуждают уйти «на пенсию». Отыграв последний концерт с оркестром ВВС, Боулт тут же приступает к репетициям с Лондонским филармоническим оркестром в качестве нового главного дирижера. Так начинается новый расцвет ЛФО. Боулт останется президентом оркестра до конца своей жизни, но должность главного дирижера он покинет уже в 1957 году, успев значительно обновить и состав музыкантов, и репертуар.

Успеет сэр Боулт и вывезти оркестр на гастроли в СССР: осенью 1956 года Лондонский филармонический дает восемь концертов в Москве и четыре в Ленинграде. Сам Адриан Боулт выходит на сцену Большого зала Ленинградской филармонии всего один раз, остальными программами дирижируют Анатоль Фистулари и Джордж Хёрст. Вместе с оркестром на гастроли приезжает пианистка Мура Лимпани и скрипач Альфредо Камполи. В программах – классика: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, русская и советская музыка: Мусоргский, Шостакович, Хачатурян. И, конечно, в каждом концерте звучат сочинения британских композиторов: Уолтона, Роусторна, Бриттена. В Москве под управлением Боулта дважды играют «Планеты» Холста, однако в ленинградские программы сочинение не включено.

Лондонский филармонический оркестр в концерте 29 сентября 1956 года. Дирижер – Джордж Хёрст.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Советские премьеры английской музыки прозвучат и в концертах оркестра во время его следующего визита в Ленинград. Он состоится почти через двадцать лет, в 1975 году. За это время за пультом ЛФО сменятся несколько руководителей. До 1962 года оркестр возглавляет Уильям Стайнберг. Затем до 1967-го – Джон Притчард, именно при нем ЛФО становится основным коллективом известного Глайндборнского оперного фестиваля, а в его составе появятся женщины – с момента основания и до 1963 года, за исключением арфисток, оркестр был исключительно мужским коллективом.

В Ленинград Лондонский филармонический оркестр приезжает с новым главным дирижером – Бернардом Хайтинком, который совмещает этот пост с руководством амстердамским Консертгебау. Исполнение музыки британцев-современников для Хайтинка скорее дань традиции, обязанность представлять национальный репертуар. Есть он, с пометкой «1-е исполнение в Ленинграде», и в каждой из четырех гастрольных программ – сочинения Александра Гёра (автор был в зале), Майкла Типпета, Уильяма Уолтона и Ральфа Воана-Уильямса. Но основные интересы Хайтинка лежат в другой плоскости. С Лондонским оркестром он исполняет и записывает много Бетховена, Брамса, Малера. Есть они и в программах Большого зала. Первая из них выстроена как исключительно симфоническая, в третьей и четвертой солирует победитель конкурса Чайковского (1970) Джон Лилл, во второй программе, 27 октября, Хайтинк представляет в Sinfonia-concertante Моцарта четырех солистов духовой группы оркестра. Это гобоист Роджер Унфилд, кларнетист Роберт Хилл, служивший в ЛФО в 1972–2016, фаготист Нейл Ливесли и самый известный среди них валторнист Николас Буш (Nicholas Busch, 1939–2013) – солист Оркестра ВВС (1963–1972), а потом и Лондонского филармонического (1972–2003). Завершаются гастроли исполнением Десятой симфонии Шостаковича: Бернард Хайтинк – страстный поклонник его творчества, и, вероятно, он был рад посетить страну, где жил и работал композитор.

Лондонский филармонический оркестр в дневном концерте 30 сентября 1956 года. Дирижер – Анатоль Фистулари.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Среди следующих руководителей Лондонского филармонического оркестра были знаменитые дирижеры, выступавшие также и в Ленинградской-Петербургской филармонии с личными гастролями: сэр Георг Шолти (1979–1983), Курт Мазур (2000–2007), Владимир Юровский, который руководил ЛФО в 2007–2021. С Юровским Лондонский филармонический оркестр в 2012 году приезжал в Москву, однако в афишах Петербургской филармонии название оркестра с 1975 года пока не встречалось.

В 2019 году Лондонский филармонический оркестр анонсировал имя нового главного дирижера – Эдварда Гарднера, его пятилетний контракт начался в сентябре 2021 года.

О. Р.


Концерты

  • 29 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский филармонический оркестр
    Дирижер – Джордж Хёрст

    Бах. Сюита для оркестра № 3. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Уолтон. Симфония № 1

  • 30 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский Филармонический оркестр
    Дирижер – сэр Адриан Боулт

    Брамс. «Трагическая увертюра». Уолтон. Концерт для скрипки с оркестром. Шуберт. Симфония № 9 «Большая»

  • 30 сентября 1956

    8-й концерт 8-го абонемента сезона 1955–1956 гг.

    Симфонический концерт
    Лондонский Филармонический оркестр
    Дирижер – Анатоль Фистулари

    Бакс. Увертюра к «Плутовской комедии». Роусторн. Симфонические этюды. Моцарт. Симфония № 40. Шостакович. Симфония № 1

  • 1 октября 1956

    Симфонический концерт
    Лондонский Филармонический оркестр
    Дирижер – Анатоль Фистулари

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Хачатурян. Концерт для фортепиано с оркестром. Бриттен. Интерлюдия из оперы «Питер Граймс». Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)

  • 26 октября 1975

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк

    Типпет. Концертная фантазия на тему Корелли. Гайдн. Симфония № 95. Малер. Симфония № 1

  • 27 октября 1975

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк

    Гёр. «Метаморфозы». Моцарт. Sinfonia-concertante для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»

  • 28 октября 1975

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк

    Уолтон. Партита для оркестра. Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Дворжак. Симфония № 8

  • 29 октября 1975

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бернард Хайтинк

    Воан-Уильямс. Увертюра «Осы». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шостакович. Симфония № 10




Другие материалы

Оркестр Гевандхауза

Оркестр Гевандхауза

Симфонический оркестр основан в 1743 году
Анатоль Фистулари

Анатоль Фистулари

Дирижер 1907–1995

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»