Персоны

Симфонический оркестр Би-Би-Си

основан в 1930 году
Концерт Оркестра Би-Би-Си под управлением Пьера Булеза 13 января 1967 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Симфонический оркестр Би-Би-Си

Биография

Симфонический оркестр Би-Би-Си / BBC Symphony Orchestra – коллектив британской радиовещательной корпорации Би-Би-Си, созданный в 1930 году.

Британская радиовещательная корпорация Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation) почти с самого момента своего основания в 1920 году создавала небольшие ансамбли для музыкальных трансляций. Но собственного большого оркестра у Би-Би-Си не было, и когда в 1927 году Генри Вуд начал серию «Променад-концертов» (ныне знаменитых BBC Proms) c трансляцией на всю страну, для выступлений приглашали другие английские и зарубежные коллективы. Необходимость создания своего симфонического оркестра стала очевидной. В его формирование включился неутомимый сэр Томас Бичем. Но в списке основанных им коллективов ( Лондонский филармонический и Королевский филармонический) оркестра Би-Би-Си не будет: не найдя общего языка с руководством корпорации, Бичем устраняется, а Симфонический оркестр Би-Би-Си дает свой первый концерт 22 октября 1930 года под управлением Адриана Боулта. Музыкантов в оркестр собирают по всей стране, и за короткий срок Боулт делает новый оркестр конкурентноспособным на британском музыкальном рынке. Для выступлений он приглашает выдающихся дирижеров – Бруно Вальтера, Артуро Тосканини, Сергея Кусевицкого, уже в 1936 году вывозит оркестр Би-Би-Си на первые гастроли по Европе, переживает с ним тяжелые годы Второй мировой войны. Но в 1950 году Адриана Боулта отправляют в отставку, и на свой единственный концерт в Большой зал Ленинградской филармонии дирижер приедет в 1956-м с Лондонским филармоническим оркестром, одним из основателей которого был Малкольм Сарджент.

Именно Сарджент, после краткого периода безвременья, станет следующим главным дирижером оркестра Би-Би-Си (1950–1957). Его сменит эмигрировавший из Австрии Рудольф Шварц (1957–1962), но к репутации оркестра славы это не добавляет. Планомерная работа с коллективом не складывается и у его следующего руководителя – Антала Дорати (1962–1966). И лишь с приходом на этот пост Колина Дэвиса (1967–1971, в ноябре 1979-го он даст в Большом зале три концерта с Лондонским симфоническим оркестром) коллектив возвращает себе былые позиции.

К моменту запланированного заранее тура в СССР оркестр Би-Би-Си остается без главного дирижера. На январских гастролях 1967 года за пультом оркестра стоят приглашенные музыканты – увенчанный лаврами сэр Джон Барбиролли (первый и последний концерты) и Пьер Булез (тоже два концерта): пик его дирижерской славы еще впереди, но авторитет лидера композиторского авангарда уже бесспорен.

Концерт 15 января 1967 года, дирижер Джон Барбиролли, солист – Джон Огдон.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программах Джона Барбиролли представлена проверенная классика – увертюра «Корсар» Берлиоза, симфония № 3 Бетховена, песни Малера из «Волшебного рога» в исполнении британской сопрано Хизер Харпер (на открытии гастролей), не обошлось и без Концерта № 1 Чайковского (в заключительной программе) – солировал Джон Огдон, недавний лауреат Международного конкурса имени П. И. Чайковского, разделивший в 1962 году I премию с Владимиром Ашкенази. Играет оркестр под управлением Барбиролли и английскую музыку ХХ века – “Sinfonia da Requiem” Б енджамина Бриттена (12.01), увертюру Малкольма Арнольда по поэме Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер» и симфонию № 2 Эдуарда Элгара (15.01).

Концерт 13 января 1967 года, дирижер Пьер Булез, солистка – Хизер Харпер.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Пьер Булез выбирает для гастролей исключительно ХХ век – от его начала до сегодняшнего дня. Это «Море» и «Образы» Дебюсси, Второй фортепианный концерт Бартока (Джон Огдон), музыка нововенцев – Шенберга (Пять пьес для оркестра, ор. 16), Антона Веберна (Шесть пьес, ор.6), Альбана Берга: его "Altenberg Lieder" и фрагменты из «Воццека» исполняет Хизер Хитер. В концерте 14 января есть и 10-минутная пьеса 1965 года самого Булеза – «Взрыв» ("Éclat", один из обиходных вариантов перевода – «Осколок»).

В 1971–1975 Булез работает с оркестром Би-Би-Си как главный дирижер, в 1976-м этот пост недолго занимает Рудольф Кемпе (в октябре 1974-го он приедет на три концерта с Мюнхенским филармоническим), в 1978–1981 – Геннадий Рождественский.

Следующие семь сезонов (1982–1989) оркестром руководит Джон Притчард. С ним Симфонический оркестр Би-Би-Си спустя 20 лет вновь приезжает на гастроли в СССР. Под управлением Джона Притчарда коллектив играет 26 марта 1987 года Симфонии № 3 Скрябина и англичанина Оливера Кнуссена (в 2009-м он будет композитором-резидентом оркестра), в Виолончельном концерте Элгара солирует Наталия Гутман. 27 и 28 марта за пультом стоит Юрий Темирканов. В то время главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова, он давно сотрудничает с английскими оркестрами, а в 1979–1998 занимает позицию главного приглашенного, а потом и главного дирижера Лондонского Королевского филармонического оркестра. В Лондоне Темирканов выступал и с оркестром Би-Би-Си, с которым в 1987 году представил в Большом зале Ленинградской филармонии англо-русскую программу – Бриттена, Холста и Прокофьева – его концерт № 3 играл пианист Барри Дуглас.

После Джона Притчарда Симфонический оркестр Би-Би-Си возглавляли Эндрю Дэвис (1989–2000), Леонард Слаткин (2000–2004), Иржи Белоглавек (2006–2012). В 2012 году главным дирижером коллектива был назначен финский музыкант Сакари Орамо (род. в 1965), контракт с ним продлен до 2022 года.

После открытия Барбикан-центра (1982) его зал, вмещающий почти 2000 человек, стал главной концертной площадкой Симфонического оркестра Би-Би-Си. Здесь проходят абонементные циклы оркестра, специальные образовательные проекты, премьеры сочинений современных композиторов, с которыми оркестр тесно сотрудничает со дня своего основания. Традиционным остается и участие коллектива в летних «Променад-концертах» – BBC Proms: оркестр Би-Би-Си – главный симфонический коллектив этого престижного фестиваля. Его концерты в королевском Альберт-холле, в том числе «Последняя ночь» – ‘’Last Night of the Proms’’ – телерадиовещательная корпорация BBC транслирует сегодня и в Интернете. Честь встать за пульт оркестра на закрытии поначалу предоставлялась лишь руководителям фестиваля, затем и приглашенным, но обязательно британским дирижерам. В 1980 году финальной программой впервые дирижировал иностранец, на «Последней ночи» в 2014, 2016, 2017 и 2019 годах Симфонический оркестр Би-Би-Си играл под управлением своего главного дирижера Сакари Орамо. А в 1989 году на закрытии дирижировал сэр Джон Притчард, с которым оркестр приезжал на свои вторые и пока последние гастроли в Большой зал филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 12 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джон Барбиролли

    Берлиоз. Увертюра «Корсар». Малер. Три песни из цикла «Волшебный рог мальчика». Песня «Души моей ничто не чарует» на сл. Рюккерта. Бриттен. Траурная симфония. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая».

  • 13 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пьер Булез

    Стравинский. Симфоническая поэма «Песнь соловья». Берг. Три фрагмента для сопрано и оркестра из оперы «Воццек». Пять песен для голоса и оркестра по открыткам Альтенберга. Веберн. Шесть пьес для большого оркестра. Дебюсси. «Море».

  • 14 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Пьер Булез

    Шёнберг. Пять пьес. Барток. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Булез. "Éclat". Веберн. Вариации для оркестра. Дебюсси. «Образы» для оркестра

  • 15 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джон Барбиролли

    Арнольд. Увертюра «Tam O' Shanter». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Элгар. Симфония № 2




Другие материалы

Ли Дэ-Лунь

Ли Дэ-Лунь

Дирижер 1917–2001
Нью-Йоркский филармонический оркестр

Нью-Йоркский филармонический оркестр

Симфонический оркестр Основан в 1842 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»