Персоны

Сэр Джон Барбиролли

1899–1970
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Сэр Джон Барбиролли

Биография

Барбиролли Джон, Сэр / Sir John Barbirolli – английский дирижер.

Джон Барбиролли, он же Джованни Баттиста Барбиролли (Giovanni Battista Barbirolli), родился в Лондоне в семье итальянских музыкантов. До переезда в Англию его отец и дед были скрипачами оркестра миланского Театра Ла Скала. Игре на скрипке начали обучать и Барбиролли-младшего. Но, как вспоминал потом сэр Джон, деду надоело, что мальчик, занимаясь, расхаживает по комнате, и он усадил его за виолончель. По стипендии Джон Барбиролли окончил Тринити-колледж (1912), затем Королевскую музыкальную академию (1916) и начал играть в оркестрах.

Первый дирижерский опыт молодого музыканта пришелся на годы армейской службы. В Вооруженные силы Британской империи капрал Барбиролли был призван в последний год Первой мировой войны, играл в полковом оркестре и однажды заменил заболевшего капельмейстера. Тогда же для удобства он взял имя Джон – Джованни оказалось излишне сложным для армейских командиров. Демобилизовавшись, он возвращается к игре в оркестрах, выступает в составе струнных квартетов, а в 1924 году создает собственный камерный оркестр.

Этот коллектив быстро приобретает известность, и в 1926 году директор Британской национальной оперной компании приглашает Барбиролли дирижировать спектаклями. С оперным репертуаром начинающий дирижер был знаком из оркестровой ямы, за пультом большой труппы никогда не стоял, но дал согласие. Его авантюрное решение обернулось успехом – одна за другой под управлением Джона Барбиролли идут постановки «Фауста» Гуно, «Аиды» Верди, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, а в 1929 году «Дон Жуаном» Моцарта он открывает с труппой сезон в Королевском театре «Ковент-Гарден». В этом же году Британская национальная оперная компания прекращает существование из-за финансовых проблем, а Ковент-Гарден учреждает свою гастрольную труппу, музыкальным директором которой и становится Джон Барбиролли.

Работу в опере он совмещает с выступлениями в симфонических концертах, появляясь за пультом лондонских и других британских оркестров, и в 1933-м становится главным дирижером Королевского шотландского национального оркестра. Англию и свои коллективы Барбиролли покидает в 1936-м, получив неожиданное предложение от Нью-Йоркского филармонического оркестра. Пост его главного дирижера только что оставил Артуро Тосканини, и дирекция пробует новых кандидатов для руководства выдающимся коллективом. Среди них были Стравинский, Энеску, Родзинский, но контракт на пост руководителя в 1937 году заключают с не известным никому прежде за пределами Британии Джоном Барбиролли: считалось, что рекомендация Фрица Крейслера и Артура Рубинштейна, игравших на английских гастролях с оркестрами под управлением Барбиролли, – достаточно веский аргумент для назначения.

Контракт продлится до 1942 года, предложения о дальнейшей работе в Штатах дирижер отклоняет и на торговом корабле возвращается в Великобританию. В 1943-м он возглавит один из старейших английских оркестров – манчестерский оркестр Халле, переживавший тяжелейший кризис: в войну в нем осталось 30 музыкантов. Первая встреча с оркестром состоялась еще в 1932 году. Заново собирая коллектив, Барбиролли за короткий срок восстанавливает его былую репутацию и на долгие годы остается его наставником. За выдающиеся заслуги уже в 1949-м маэстро получит рыцарский орден и титул «сэр». Репертуар оркестра пополняется сочинениями английских композиторов, но дирижер сохраняет верность и любимым романтикам, особенно – Малеру. Иногда его упрекали за слишком длительный репетиционный период (к исполнению 9-й симфонии Малера он провел 50 часов репетиций), но безупречный результат под сомнения не ставили. Пост главного дирижера оркестра Халле Джон Барбиролли покинет лишь в 1968-м, но до конца жизни продолжит работу с коллективом, оставаясь его почетным дирижером.

Барбиролли не раз пытались переманить в другие оркестры. Параллельно он был музыкальным директором Хьюстонского симфонического оркестра (1961–1967), с 1961 года руководил студенческим оркестром Королевской академии музыки, дирижировал в Театре «Ковент-Гарден» и Венской опере, тесно сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром.

Концерты Оркестра Би-Би-Си под управлением Джона Барбиролли 12 и 15 января 1967 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Среди коллективов, мечтавших видеть сэра Джона Барбиролли своим главным дирижером, был и Симфонический оркестр Би-Би-Си, с которым он зимой 1967 года приехал на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии. Оркестр в тот период был без главного дирижера, и в советском туре выступал под управлением Пьера Булеза и Джона Барбиролли: он открывал и завершал гастрольную серию из четырех концертов. Первая программа 12 января была вполне академичной – Берлиоз (увертюра «Корсар»), Бетховен (симфония № 3), несколько песен Малера из «Волшебного рога мальчика» в исполнении британской сопрано Хизер Харпер, но также “Sinfonia da Requiem” Бенджамина Бриттена. В последний вечер, 15 января, звучал Концерт № 1 Чайковского, солировал лауреат I премии Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1962) Джон Огдон. А для симфонической части дирижер выбрал сочинения английских композиторов – увертюру «Тэм О’Шентер» Малькольма Арнольда по поэме Роберта Бёрнса (1955) и Симфонию № 2 Эдварда Элгара (1911), с которым Джона Барбиролли связывали давние отношения. В 1919-м он играл в оркестре в премьере Виолончельного концерта Элгара, в 1921-м исполнял его как солист, а Симфонией № 2 впервые дирижировал в 1927 году в присутствии автора, заменив заболевшего Томаса Бичема за пультом м  Лондонского симфонического оркестра.

Джон Барбиролли умер от сердечного приступа 29 июля 1970 года. В этот день он репетировал с Лондонским оркестром «Филармония» (в 1964–1977 – «Новая Филармония») перед гастролями в Японию.

И. Р.


Концерты

  • 12 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джон Барбиролли

    Берлиоз. Увертюра «Корсар». Малер. Три песни из цикла «Волшебный рог мальчика». Песня «Души моей ничто не чарует» на сл. Рюккерта. Бриттен. Траурная симфония. Бетховен. Симфония № 3 «Героическая».

  • 15 января 1967

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джон Барбиролли

    Арнольд. Увертюра «Tam O' Shanter». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Элгар. Симфония № 2




Другие материалы

Важа Чачава

Важа Чачава

Фортепиано 1933–2011
Пьер Булез

Пьер Булез

Композитор 1925–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»