Персоны

Бенджамин Бриттен

1913–1976
Бенджамин Бриттен в Ленинградской филармонии в день концерта 19 марта 1963 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бенджамин Бриттен

Биография

Бриттен Бенджамин / Britten Benjamin – английский композитор, дирижер, пианист.

В семье Бенджамина Бриттена не было профессиональных музыкантов, но первые уроки игры на фортепиано ему давала мать –  любительница музыки, секретарь Музыкального общества небольшого городка Лоустофт в графстве Саффолк. Бенджамин сразу же начнет сочинять, потом будет брать уроки альта, со своей учительницей окажется на первых в жизни симфонических концертах, проходивших в соседнем графстве Норфолк в городе Норидже. Здесь 11-летний Бриттен услышит поэму Фрэнка Бриджа «Море» под управлением автора, с которым познакомится после концерта, а потом и покажет ему свои собственные сочинения. Темы из детских опусов Бриттен использует в «Простой симфонии», ор. 4 (1934), в 1937-м напишет одно из самых своих популярных сочинений – «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Но пока, с 1924 года, он будет ездить в Лондон к Бриджу на уроки композиции. В 1930–1933 Бриттен продолжит музыкальное образование в Королевском колледже у Джона Айрленда, здесь получит первые награды и первое признание публики – за Симфониетту, ор. 1, квартет «Фантазия» для гобоя, скрипки, альта и виолончели, ор. 2, посвященный Леону Гуссенсу, вариации для хора «Младенец родился», ор. 3, которые в 1934 году исполнит вокальный ансамбль ‘’BBC Singers’’.

На Би-Би-Си в 1935 году Бриттену предложат писать музыку к документальным фильмам. Среди участников съемочной группы окажется Уистен Хью Оден, их сотрудничество не ограничится работой в кино: на стихи Одена Бриттен напишет вокальные циклы «Наши предки – охотники» для сопрано и тенора с оркестром (1935), «На этом острове» для сопрано, тенора и фортепиано (1937), «Рыба в тихих озерах» (1937–1947), «Песни кабаре» (1940), «Гимн Святой Цецилии» для хора (1942). С именем Одена связан и первый сценический опыт Бриттена – на его либретто композитор сочинит оперетту «Пол Баньян». Это случится в 1941 году в США, куда оба переедут в 1939-м – Оден навсегда, Бриттен – до 1942 года. В Нью-Йорк он отправится с певцом Питером Пирсом, с которым познакомился в 1936 году. Пирс станет спутником жизни Бриттена, исполнителем его вокальных опусов, титульных партий в его операх, Бриттен– прекрасный пианист – будет аккомпанировать Пирсу на рояле в камерных концертах по всему миру. В США Бриттен сочиняет Симфонию-реквием, сразу же исполненную под управлением Джона Барбиролли, а потом и Сергея Кусевицкого, Скрипичный концерт, «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано. В Нью-Йорке рождается идея первой оперы – «Питер Граймс», премьеру которой представят в 1945-м уже в Лондоне, в театре «Сэдлерс-Уэллс».


Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в концерте в Большом зале 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«Питер Граймс» сразу же приносит Бриттену известность и славу. Его назовут первой значимой английской оперой после Пёрселла. За ним последуют камерная опера «Поругание Лукреции», которую покажут на первом послевоенном Глайндборнском фестивале (1946) и «Альберт Херринг»: эту комическую оперу поставит «Английская оперная группа», созданная Бриттеном вместе со своими единомышленниками в 1947 году. Тогда же Бриттен и Пирс поселяются в Олдборо, где в июне 1948 года проводят первый, существующий и поныне, музыкальный фестиваль. На каждом фестивале Бриттен представляет премьеры, в том числе и оперы. Они появляются одна за другой – «Билли Бад» (1951), «Глориана» в честь коронации Елизаветы II (1953), «Поворот винта» (1954), «Сон в летнюю ночь» (1960), церковные притчи «Река Кэрлью» (1964), «Пещное действо» (1966) и «Блудный сын» (1968), «Оуэн Уингрейв» (1970; как и «Поворот винта», написана по Генри Джеймсу), наконец, последняя опера по новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» (1973). А между ними – детские оперы «Давайте ставить оперу», «Ноев ковчег», поэма для хора, солистов, двух фортепиано, ударных и органа «Крестовый поход детей», балет «Принц пагод», знаменитые Вариации и фуга на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру», записанные впервые Лондонским симфоническим оркестром под управлением Малкольма Сарджента для документального учебного фильма «Инструменты оркестра» (1946; в октябре 1962-го он исполнит «Путеводитель» в Большом зале Ленинградской филармонии с СО), «Опера нищих» Гея и Пепуша (1723), редакцию которой Бриттен сделал в 1948 году. А еще кантаты, «Военный реквием», вокальные циклы и обработки старинной английской музыки, исполнителем которых был Питер Пирс, опусы для сольных инструментов, в том числе три сюиты для виолончели соло, посвященные Мстиславу Ростроповичу (1964, 1967, 1972): ленинградскую премьеру сюиты №1 Ростропович сыграл в своем концерте в Малом зале филармонии в феврале 1966 года.

Но первым сочинением, которое Бриттен написал для Ростроповича, была Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65, премьеру музыканты исполнили в июле 1961 года на фестивале в Олдборо.

Сочинению сонаты предшествовала встреча, ставшая знаменательной для трех великих музыкантов ХХ столетия – Бриттена, Шостаковича и Ростроповича. «Виновником» этой встречи был Заслуженный коллектив академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Осенью 1960 года оркестр отправился на длительные гастроли по Европе с Евгением Мравинским и Геннадием Рождественским. Гастроли начались в Великобритании – четыре концерта в Эдинбурге, затем четыре в Лондонском Королевском фестивальном зале. Здесь 21 сентября, после обязательной церемонии исполнения национальных гимнов двух государств, оркестр под управлением Рождественского сыграл «Путеводитель по оркестру» Бриттена и лондонскую премьеру концерта № 1 для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича, солировал Мстислав Ростропович (в программе также была симфония № 3 Рахманинова).

Бенджамин Бриттен на репетиции к концерту 19 марта 1963 года с Симфоническим оркестром филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Оба композитора присутствовали на концерте, оба были знакомы с творчеством друг друга, высоко его ценили. Их дружба – личная и заочная – продлится до конца жизни, вечным знаком ее станут посвящения: Шостаковичу – опера Бриттена «Блудный сын» (1968), Бриттену – симфония № 14 Шостаковича (1969). В этих посвящениях неслучайны сюжеты, не случайны и жанры: музыкальными дарами обменялись великий оперный композитор ХХ века и великий симфонист столетия. Вскоре после этого, 11 апреля 1971 года, в Малом зале филармонии Ленинградский камерный оркестр Лазаря Гозмана представил программу из сочинений Бриттена (Сюита из оперы «Дидона и Эней» и «Простая симфония») и Шостаковича (в симфонии № 14 солировали Зара Долуханова и Евгений Нестеренко). Программы, объединяющие имена Бриттена и Шостаковича, будут появляться и впредь на камерной филармонической площадке.

Валторнист Барри Таквелл, Бенджамин Бриттен и Питер Пирс. Ленинградская филармония, в день концерта 19 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но та первая встреча в Лондоне в 1960 году запомнилась Шостаковичу экзальтацией Бриттена, пораженного игрой Ростроповича. Именно после этого концерта Бриттен посвящает Ростроповичу Сонату для виолончели и фортепиано, которая прозвучит в их исполнении 13 марта 1963 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Это был первый визит Бриттена в СССР.

С музыкой английского композитора Ленинград уже был знаком. В афише филармонических залов имя Бриттена появляется с 1956 года – в программах ЗКР и СО, на гастролях Лондонского филармонического оркестра, коллективов из Кракова, Штуттгарта, Роттердама, в программах Королевского хора «Гаагские певцы» и Болгарской хоровой капеллы Светослава Обретенова, на вокальных вечерах Луиз Маршалл, Дженнифер Вивиан и Морин Форрестер, Михаила Александровича и Зары Долухановой, Киры Изотовой и Александра Ведерникова, Карлиса Зариньша и Лаймы Андерсон.

Бриттен в концерте 19 марта 1963 года. Большой зал, Симфонический оркестр филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первым сочинением Бриттена, которое услышала ленинградская публика, были Четыре интерлюдии из оперы «Питер Граймс», исполненные в Большом зале Заслуженным коллективом под управлением Николая Аносова в вечере английской музыки 17 марта 1956 года. Прозвучат они и 13 марта 1963 года под управлением Нормана дель Мара на фестивале английского музыкального искусства, куда приезжает и сам Бенджамин Бриттен. Он участвует в трех из четырех фестивальных программах: 13 марта исполняет собственные сочинения и Шуберта в ансамблях с Мстиславом Ростроповичем и Питером Пирсом; из Пёрселла, Шуберта и Бриттена составлена программа Liederabend’а Пирса 17 марта, Бриттен за роялем; 19 марта на закрытии фестиваля Симфонический оркестр филармонии исполняет Симфонию-Реквием Бриттена под управлением Дель Мара, в этот же вечер Бриттен дирижирует Чаконой Пёрселла и своей Серенадой для тенора, валторны и струнных, солируют Питер Пирс и Барри Таквелл (на ленинградской премьере сочинения, состоявшейся в Малом зале 4 февраля 1960, солировали Михаил Довенман и Виталий Буяновский, Камерным оркестром ЗКР дирижировал Курт Зандерлинг).

После концерта композитор оставляет запись в «Золотой книге»:

«Оркестру Ленинградской филармонии со счастливыми воспоминаниями о нашем визите в марте 1963 – о каждом хорошем визите.
Бенджамин Бриттен
1963»
.

Эти и другие сочинения Бриттена прочно войдут в филармонический репертуар и будут звучать в программах Рождественского, Светланова, Кондрашина, Блажкова, Темирканова – «Путеводитель по оркестру» он возьмет для своего дебюта в Большом зале в дневном концерте 15 января 1967 года, а на фестивале «Площадь Искусств» в декабре 2014-го исполнит с Ольгой Перетятько цикл на стихи Рембо «Озарения».

Большой зал филармонии стал площадкой для советской премьеры «Военного реквиема» Бриттена, представленного 25 декабря 1964 года силами оркестра и хора консерватории под управлением Николая Семеновича Рабиновича. Здесь же впервые в стране прозвучат Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром “Diversions” (1979, Виктория Постникова и Рождественский), кантата «Федра» (1980, Игорь Блажков), сюита «Давным-давно…» на английские народные темы (1993, Андрей Аниханов), пройдут ленинградские премьеры Фортепианного концерта со Святославом Рихтером и Евгением Светлановым (1968), Скрипичного концерта с Марком Лубоцким и Геннадием Рождественским (1969). В залах Филармонии в честь Бриттена проводятся юбилейные серии – к 75-летию, 80-летию, 90-летию со дня его рождения. 100-летие Бриттена отмечали с особым пиететом по всей стране: в Москве в Большом зале консерватории в концертном исполнении представили последнюю оперу композитора «Смерть в Венеции» с Иэном Бостриджем в партии Густава фон Ашенбаха (на премьере на сцене Метрополитен-оперы в 1974 году эту партию пел Питер Пирс). В Петербурге в лютеранской церкви Святой Екатерины британская труппа “Mahogany opera” исполнила триптих церковных опер-притч, в Мариинском театре давали «Сон в летнюю ночь» и «Поворот винта», в Михайловском показали премьеру оперы «Билли Бадд».

Но знакомство с операми Бриттена началось когда-то в Большом зале Ленинградской филармонии. Здесь 20 и 22 марта 1964 года под управлением Джемала Далгата состоялось первое в СССР исполнение оперы «Питер Граймс» (ЗКР, Хор радио и телевидения, солисты).

Концерт в Большом зале 18 апреля 1971 года. Дирижер Бенджамин Бриттен, солист Питер Пирс, Лондонский симфонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Бенджамин Бриттен на премьере не присутствовал, хотя буквально накануне покинул Ленинград: 16 марта 1964 года в Большом зале Заслуженный коллектив играл под его управлением Симфонию для виолончели и оркестра. Солировал Мстислав Ростропович, ему сочинение и посвящено. Это было не просто первое исполнение, а мировая премьера, и тот факт, что прошла она в СССР – в Москве (12 марта) и Ленинграде, означал и признание Бриттена в нашей стране, и его связь с русской культурой, которая определялась, прежде всего, тесными отношениями британского композитора с великими русскими музыкантами. Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу Бриттен посвящает вокальный цикл «Эхо поэта» на стихи Пушкина: ленинградскую премьеру они исполнят в Малом зале 17 февраля 1966 года. Еще одним важным для Бриттена русским музыкантом станет Святослав Рихтер. Они познакомятся летом 1961-го на гастролях Рихтера в Англии, в 1964 году Рихтер впервые выступит на фестивале Бриттена в Олдборо, где сыграет сольный концерт, вечер с Ростроповичем и программу для фортепиано в 4 руки в ансамбле с Бриттеном.

Бриттен дирижирует в концерте 18 апреля 1971 года. Лондонский симфонический оркестр, солист – Мстислав Ростропович. Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фортепианный концерт Святослав Рихтер исполняет под управлением автора на последнем выступлении Бриттена в Большом зале. В апреле 1971 года на «Дни английского музыкального искусства в СССР» приезжает Лондонский симфонический оркестр. Три концерта проходят под управлением Андре Превина (в одном из них – Интерлюдии из «Питера Граймса»), заключительной гастрольной программой 18 апреля дирижирует Бенджамин Бриттен: звучит музыка Пёрселла – Чакона для струнных и песни из сборника «Британский Орфей» в исполнении Питера Пирса, Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит» Густава Холста, два сочинения Бриттена – Фортепианный концерт с Рихтером и Симфония для виолончели с оркестром с Мстиславом Ростроповичем.

Бенджамин Бриттен и Святослав Рихтер в концерте 18 апреля 1971 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И Рихтер, и Ростропович до конца дней останутся преданы музыке Бриттена, в их исполнении она будет звучать и в залах Петербургской филармонии. Услышат здесь и Cantus памяти Бенджамина Бриттена Арво Пярта, впервые – 9 февраля 1978 года в программе Эстонского филармонического оркестра под управлением Неэме Ярви.

За несколько дней до смерти Бриттена Мстислав Ростропович навестил его в Олдборо, где композитора и похоронят. На поминальной службе, состоявшейся в Вестминстерском аббатстве, присутствовала королева Елизавета-мать. Британия, которая не всегда была благосклонна к Бриттену, успела воздать ему почести при жизни, чтит его и сейчас, как великого композитора ХХ века, вернувшего английскую музыку на мировую арену после 300-летнего молчания.

В 2019 году в Лондоне представили Молодежный фестивальный оркестр имени Бриттена–Шостаковича. Одним из почетных президентов оркестра стал, наряду с принцем Майклом Кентским и Ириной Антоновной Шостакович, художественный руководитель Петербургской филармонии Юрий Темирканов. Масштабный тур коллектива по городам обеих стран, приуроченный к Году культуры Великобритании в России, завершился 15 сентября 2019 года в Большом зале филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 13 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Камерный концерт

    Шуберт. Соната Арпеджионе. Lieder. Бриттен. Фрагменты на тексты Хельдерлина. Соната для виолончели и фортепиано.

  • 17 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Вокальный вечер. Питер Пирс, тенор (Великобритания)

    В программе: Перселл, Шуберт, Бриттен, народные песни в обработке Бриттена

  • 19 марта 1963

    Фестиваль английского музыкального искусства
    Симфонический концерт
    Дирижеры – Бенджамин Бриттен и Норман Дель Мар (Великобритания)

    Бриттен. Симфония-реквием. Перселл. Чакона для струнных. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Холст. «Планеты», симфоническая сюита.

  • 16 марта 1964

    6-й концерт цикла

    Симфонический концерт
    Дирижер – Игорь Блажков
    Дирижер – Бенджамин Бриттен

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Бриттен. Симфония для виолончели с оркестром

  • 18 апреля 1971

    5-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Бенджамин Бриттен (Великобритания)

    Пёрселл. Чакона соль минор. Пёрселл–Бриттен. Четыре песни. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония для виолончели с оркестром. Холст. Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит»



Бенджамин Бриттен

Бенджамин Бриттен

Композитор, дирижер, пианист 19 марта 1963



Другие материалы

Ирина Бочкова

Ирина Бочкова

Скрипка 1938–2020
Вассо Деветци

Вассо Деветци

Фортепиано 1927–1987

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»