Персоны
Бенджамин Бриттен
Биография
Бриттен Бенджамин / Britten Benjamin – английский композитор, дирижер, пианист.
В семье Бенджамина Бриттена не было профессиональных музыкантов, но первые уроки игры на фортепиано ему давала мать – любительница музыки, секретарь Музыкального общества небольшого городка Лоустофт в графстве Саффолк. Бенджамин сразу же начнет сочинять, потом будет брать уроки альта, со своей учительницей окажется на первых в жизни симфонических концертах, проходивших в соседнем графстве Норфолк в городе Норидже. Здесь 11-летний Бриттен услышит поэму Фрэнка Бриджа «Море» под управлением автора, с которым познакомится после концерта, а потом и покажет ему свои собственные сочинения. Темы из детских опусов Бриттен использует в «Простой симфонии», ор. 4 (1934), в 1937-м напишет одно из самых своих популярных сочинений – «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Но пока, с 1924 года, он будет ездить в Лондон к Бриджу на уроки композиции. В 1930–1933 Бриттен продолжит музыкальное образование в Королевском колледже у Джона Айрленда, здесь получит первые награды и первое признание публики – за Симфониетту, ор. 1, квартет «Фантазия» для гобоя, скрипки, альта и виолончели, ор. 2, посвященный Леону Гуссенсу, вариации для хора «Младенец родился», ор. 3, которые в 1934 году исполнит вокальный ансамбль ‘’BBC Singers’’.
На Би-Би-Си в 1935 году Бриттену предложат писать музыку к документальным фильмам. Среди участников съемочной группы окажется Уистен Хью Оден, их сотрудничество не ограничится работой в кино: на стихи Одена Бриттен напишет вокальные циклы «Наши предки – охотники» для сопрано и тенора с оркестром (1935), «На этом острове» для сопрано, тенора и фортепиано (1937), «Рыба в тихих озерах» (1937–1947), «Песни кабаре» (1940), «Гимн Святой Цецилии» для хора (1942). С именем Одена связан и первый сценический опыт Бриттена – на его либретто композитор сочинит оперетту «Пол Баньян». Это случится в 1941 году в США, куда оба переедут в 1939-м – Оден навсегда, Бриттен – до 1942 года. В Нью-Йорк он отправится с певцом Питером Пирсом, с которым познакомился в 1936 году. Пирс станет спутником жизни Бриттена, исполнителем его вокальных опусов, титульных партий в его операх, Бриттен– прекрасный пианист – будет аккомпанировать Пирсу на рояле в камерных концертах по всему миру. В США Бриттен сочиняет Симфонию-реквием, сразу же исполненную под управлением Джона Барбиролли, а потом и Сергея Кусевицкого, Скрипичный концерт, «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано. В Нью-Йорке рождается идея первой оперы – «Питер Граймс», премьеру которой представят в 1945-м уже в Лондоне, в театре «Сэдлерс-Уэллс».
Питер Пирс и Бенджамин Бриттен в концерте в Большом зале 17 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
«Питер Граймс» сразу же приносит Бриттену известность и славу. Его назовут первой значимой английской оперой после Пёрселла. За ним последуют камерная опера «Поругание Лукреции», которую покажут на первом послевоенном Глайндборнском фестивале (1946) и «Альберт Херринг»: эту комическую оперу поставит «Английская оперная группа», созданная Бриттеном вместе со своими единомышленниками в 1947 году. Тогда же Бриттен и Пирс поселяются в Олдборо, где в июне 1948 года проводят первый, существующий и поныне, музыкальный фестиваль. На каждом фестивале Бриттен представляет премьеры, в том числе и оперы. Они появляются одна за другой – «Билли Бад» (1951), «Глориана» в честь коронации Елизаветы II (1953), «Поворот винта» (1954), «Сон в летнюю ночь» (1960), церковные притчи «Река Кэрлью» (1964), «Пещное действо» (1966) и «Блудный сын» (1968), «Оуэн Уингрейв» (1970; как и «Поворот винта», написана по Генри Джеймсу), наконец, последняя опера по новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» (1973). А между ними – детские оперы «Давайте ставить оперу», «Ноев ковчег», поэма для хора, солистов, двух фортепиано, ударных и органа «Крестовый поход детей», балет «Принц пагод», знаменитые Вариации и фуга на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру», записанные впервые Лондонским симфоническим оркестром под управлением Малкольма Сарджента для документального учебного фильма «Инструменты оркестра» (1946; в октябре 1962-го он исполнит «Путеводитель» в Большом зале Ленинградской филармонии с СО), «Опера нищих» Гея и Пепуша (1723), редакцию которой Бриттен сделал в 1948 году. А еще кантаты, «Военный реквием», вокальные циклы и обработки старинной английской музыки, исполнителем которых был Питер Пирс, опусы для сольных инструментов, в том числе три сюиты для виолончели соло, посвященные Мстиславу Ростроповичу (1964, 1967, 1972): ленинградскую премьеру сюиты №1 Ростропович сыграл в своем концерте в Малом зале филармонии в феврале 1966 года.
Но первым сочинением, которое Бриттен написал для Ростроповича, была Соната для виолончели и фортепиано, ор. 65, премьеру музыканты исполнили в июле 1961 года на фестивале в Олдборо.
Сочинению сонаты предшествовала встреча, ставшая знаменательной для трех великих музыкантов ХХ столетия – Бриттена, Шостаковича и Ростроповича. «Виновником» этой встречи был Заслуженный коллектив академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Осенью 1960 года оркестр отправился на длительные гастроли по Европе с Евгением Мравинским и Геннадием Рождественским. Гастроли начались в Великобритании – четыре концерта в Эдинбурге, затем четыре в Лондонском Королевском фестивальном зале. Здесь 21 сентября, после обязательной церемонии исполнения национальных гимнов двух государств, оркестр под управлением Рождественского сыграл «Путеводитель по оркестру» Бриттена и лондонскую премьеру концерта № 1 для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича, солировал Мстислав Ростропович (в программе также была симфония № 3 Рахманинова).
Бенджамин Бриттен на репетиции к концерту 19 марта 1963 года с Симфоническим оркестром филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Оба композитора присутствовали на концерте, оба были знакомы с творчеством друг друга, высоко его ценили. Их дружба – личная и заочная – продлится до конца жизни, вечным знаком ее станут посвящения: Шостаковичу – опера Бриттена «Блудный сын» (1968), Бриттену – симфония № 14 Шостаковича (1969). В этих посвящениях неслучайны сюжеты, не случайны и жанры: музыкальными дарами обменялись великий оперный композитор ХХ века и великий симфонист столетия. Вскоре после этого, 11 апреля 1971 года, в Малом зале филармонии Ленинградский камерный оркестр Лазаря Гозмана представил программу из сочинений Бриттена (Сюита из оперы «Дидона и Эней» и «Простая симфония») и Шостаковича (в симфонии № 14 солировали Зара Долуханова и Евгений Нестеренко). Программы, объединяющие имена Бриттена и Шостаковича, будут появляться и впредь на камерной филармонической площадке.
Валторнист Барри Таквелл, Бенджамин Бриттен и Питер Пирс. Ленинградская филармония, в день концерта 19 марта 1963 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Но та первая встреча в Лондоне в 1960 году запомнилась Шостаковичу экзальтацией Бриттена, пораженного игрой Ростроповича. Именно после этого концерта Бриттен посвящает Ростроповичу Сонату для виолончели и фортепиано, которая прозвучит в их исполнении 13 марта 1963 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Это был первый визит Бриттена в СССР.
С музыкой английского композитора Ленинград уже был знаком. В афише филармонических залов имя Бриттена появляется с 1956 года – в программах ЗКР и СО, на гастролях Лондонского филармонического оркестра, коллективов из Кракова, Штуттгарта, Роттердама, в программах Королевского хора «Гаагские певцы» и Болгарской хоровой капеллы Светослава Обретенова, на вокальных вечерах Луиз Маршалл, Дженнифер Вивиан и Морин Форрестер, Михаила Александровича и Зары Долухановой, Киры Изотовой и Александра Ведерникова, Карлиса Зариньша и Лаймы Андерсон.
Бриттен в концерте 19 марта 1963 года. Большой зал, Симфонический оркестр филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Первым сочинением Бриттена, которое услышала ленинградская публика, были Четыре интерлюдии из оперы «Питер Граймс», исполненные в Большом зале Заслуженным коллективом под управлением Николая Аносова в вечере английской музыки 17 марта 1956 года. Прозвучат они и 13 марта 1963 года под управлением Нормана дель Мара на фестивале английского музыкального искусства, куда приезжает и сам Бенджамин Бриттен. Он участвует в трех из четырех фестивальных программах: 13 марта исполняет собственные сочинения и Шуберта в ансамблях с Мстиславом Ростроповичем и Питером Пирсом; из Пёрселла, Шуберта и Бриттена составлена программа Liederabend’а Пирса 17 марта, Бриттен за роялем; 19 марта на закрытии фестиваля Симфонический оркестр филармонии исполняет Симфонию-Реквием Бриттена под управлением Дель Мара, в этот же вечер Бриттен дирижирует Чаконой Пёрселла и своей Серенадой для тенора, валторны и струнных, солируют Питер Пирс и Барри Таквелл (на ленинградской премьере сочинения, состоявшейся в Малом зале 4 февраля 1960, солировали Михаил Довенман и Виталий Буяновский, Камерным оркестром ЗКР дирижировал Курт Зандерлинг).
После концерта композитор оставляет запись в «Золотой книге»:
«Оркестру Ленинградской филармонии со счастливыми воспоминаниями о нашем визите в марте 1963 – о каждом хорошем визите.
Бенджамин Бриттен
1963».
Эти и другие сочинения Бриттена прочно войдут в филармонический репертуар и будут звучать в программах Рождественского, Светланова, Кондрашина, Блажкова, Темирканова – «Путеводитель по оркестру» он возьмет для своего дебюта в Большом зале в дневном концерте 15 января 1967 года, а на фестивале «Площадь Искусств» в декабре 2014-го исполнит с Ольгой Перетятько цикл на стихи Рембо «Озарения».
Большой зал филармонии стал площадкой для советской премьеры «Военного реквиема» Бриттена, представленного 25 декабря 1964 года силами оркестра и хора консерватории под управлением Николая Семеновича Рабиновича. Здесь же впервые в стране прозвучат Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром “Diversions” (1979, Виктория Постникова и Рождественский), кантата «Федра» (1980, Игорь Блажков), сюита «Давным-давно…» на английские народные темы (1993, Андрей Аниханов), пройдут ленинградские премьеры Фортепианного концерта со Святославом Рихтером и Евгением Светлановым (1968), Скрипичного концерта с Марком Лубоцким и Геннадием Рождественским (1969). В залах Филармонии в честь Бриттена проводятся юбилейные серии – к 75-летию, 80-летию, 90-летию со дня его рождения. 100-летие Бриттена отмечали с особым пиететом по всей стране: в Москве в Большом зале консерватории в концертном исполнении представили последнюю оперу композитора «Смерть в Венеции» с Иэном Бостриджем в партии Густава фон Ашенбаха (на премьере на сцене Метрополитен-оперы в 1974 году эту партию пел Питер Пирс). В Петербурге в лютеранской церкви Святой Екатерины британская труппа “Mahogany opera” исполнила триптих церковных опер-притч, в Мариинском театре давали «Сон в летнюю ночь» и «Поворот винта», в Михайловском показали премьеру оперы «Билли Бадд».
Но знакомство с операми Бриттена началось когда-то в Большом зале Ленинградской филармонии. Здесь 20 и 22 марта 1964 года под управлением Джемала Далгата состоялось первое в СССР исполнение оперы «Питер Граймс» (ЗКР, Хор радио и телевидения, солисты).
Концерт в Большом зале 18 апреля 1971 года. Дирижер Бенджамин Бриттен, солист Питер Пирс, Лондонский симфонический оркестр.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бенджамин Бриттен на премьере не присутствовал, хотя буквально накануне покинул Ленинград: 16 марта 1964 года в Большом зале Заслуженный коллектив играл под его управлением Симфонию для виолончели и оркестра. Солировал Мстислав Ростропович, ему сочинение и посвящено. Это было не просто первое исполнение, а мировая премьера, и тот факт, что прошла она в СССР – в Москве (12 марта) и Ленинграде, означал и признание Бриттена в нашей стране, и его связь с русской культурой, которая определялась, прежде всего, тесными отношениями британского композитора с великими русскими музыкантами. Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу Бриттен посвящает вокальный цикл «Эхо поэта» на стихи Пушкина: ленинградскую премьеру они исполнят в Малом зале 17 февраля 1966 года. Еще одним важным для Бриттена русским музыкантом станет Святослав Рихтер. Они познакомятся летом 1961-го на гастролях Рихтера в Англии, в 1964 году Рихтер впервые выступит на фестивале Бриттена в Олдборо, где сыграет сольный концерт, вечер с Ростроповичем и программу для фортепиано в 4 руки в ансамбле с Бриттеном.
Бриттен дирижирует в концерте 18 апреля 1971 года. Лондонский симфонический оркестр, солист – Мстислав Ростропович. Большой зал филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фортепианный концерт Святослав Рихтер исполняет под управлением автора на последнем выступлении Бриттена в Большом зале. В апреле 1971 года на «Дни английского музыкального искусства в СССР» приезжает Лондонский симфонический оркестр. Три концерта проходят под управлением Андре Превина (в одном из них – Интерлюдии из «Питера Граймса»), заключительной гастрольной программой 18 апреля дирижирует Бенджамин Бриттен: звучит музыка Пёрселла – Чакона для струнных и песни из сборника «Британский Орфей» в исполнении Питера Пирса, Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит» Густава Холста, два сочинения Бриттена – Фортепианный концерт с Рихтером и Симфония для виолончели с оркестром с Мстиславом Ростроповичем.
Бенджамин Бриттен и Святослав Рихтер в концерте 18 апреля 1971 года, Большой зал.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
И Рихтер, и Ростропович до конца дней останутся преданы музыке Бриттена, в их исполнении она будет звучать и в залах Петербургской филармонии. Услышат здесь и Cantus памяти Бенджамина Бриттена Арво Пярта, впервые – 9 февраля 1978 года в программе Эстонского филармонического оркестра под управлением Неэме Ярви.
За несколько дней до смерти Бриттена Мстислав Ростропович навестил его в Олдборо, где композитора и похоронят. На поминальной службе, состоявшейся в Вестминстерском аббатстве, присутствовала королева Елизавета-мать. Британия, которая не всегда была благосклонна к Бриттену, успела воздать ему почести при жизни, чтит его и сейчас, как великого композитора ХХ века, вернувшего английскую музыку на мировую арену после 300-летнего молчания.
В 2019 году в Лондоне представили Молодежный фестивальный оркестр имени Бриттена–Шостаковича. Одним из почетных президентов оркестра стал, наряду с принцем Майклом Кентским и Ириной Антоновной Шостакович, художественный руководитель Петербургской филармонии Юрий Темирканов. Масштабный тур коллектива по городам обеих стран, приуроченный к Году культуры Великобритании в России, завершился 15 сентября 2019 года в Большом зале филармонии.
И. Р.
Концерты
-
13 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Камерный концерт
Шуберт. Соната Арпеджионе. Lieder. Бриттен. Фрагменты на тексты Хельдерлина. Соната для виолончели и фортепиано.
-
17 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Вокальный вечер. Питер Пирс, тенор (Великобритания)В программе: Перселл, Шуберт, Бриттен, народные песни в обработке Бриттена
-
19 марта 1963
Фестиваль английского музыкального искусства
Симфонический концерт
Дирижеры – Бенджамин Бриттен и Норман Дель Мар (Великобритания)Бриттен. Симфония-реквием. Перселл. Чакона для струнных. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнного оркестра. Холст. «Планеты», симфоническая сюита.
-
16 марта 1964
6-й концерт цикла
Симфонический концерт
Дирижер – Игорь Блажков
Дирижер – Бенджамин БриттенР. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот». Бриттен. Симфония для виолончели с оркестром
-
18 апреля 1971
5-й концерт 2-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Бенджамин Бриттен (Великобритания)Пёрселл. Чакона соль минор. Пёрселл–Бриттен. Четыре песни. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Симфония для виолончели с оркестром. Холст. Прелюдия и скерцо «Хаммерсмит»