Персоны

Джемал Далгат

1920–1991
Джемал Далгат в Ленинградской филармонии в день концерта 5 февраля 1969 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Джемал Далгат

Биография

Далгат Джемал-Эддин Энверович – дирижер, в 1950–1954 – дирижер-ассистент, а в 1963–1991 – штатный дирижер Кировского/Мариинского театра.

Источник изображения: kino-teatr.ru

Джемал Далгат родился в горном кавказском селении Урахи, где бережно хранят память о представителях рода, прославивших Дагестан. Его прадед был богословом, а сыновья выбрали светские профессии. Дед будущего дирижера Далгат Магомедович Халилов отправился учиться на медицинский факультет Московского университета, после участия в студенческих волнениях сменил, скрываясь от полиции, имя на Магомед Далгат и уехал в Германию, здесь продолжил учебу, а диплом получил в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Он лечил людей на юге России – в Дагестане, Ставрополе, Ростове-на-Дону, здесь женился на дочери иранского посла, стал депутатом Дагестанской думы, а в 1912-м был избран в Государственную думу Российской империи 4-го (последнего) созыва. Среди представителей рода были и другие уважаемые люди – адвокаты, врачи, учителя, инженеры (многие из них пострадают в период сталинских репрессий). Первым музыкантом в роду стала дочь доктора и депутата Магомеда Далгата Дженнет – мать Джемала.

С детства она проявляла незаурядные способности, в 1909-м окончила Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1913-м – Высшую школу исполнительского мастерства, с успехом концертировала в Европе. В историю дагестанской культуры она вошла не только как первая женщина, получившая высшее образование, но и как первая женщина-композитор. Учиться композиции она была направлена в Лейпциг в 1924 году уже советской властью. Здесь до 1927 года Дженнет Далгат жила вместе с маленьким сыном Джемалом: в школу он пойдет в Лейпциге, впитывая в раннем детстве атмосферу европейской культуры. Вернувшись на родину, Дженнет пишет первые национальные сочинения в классических жанрах – симфонию, квартет, участвует в создании системы музыкального образования в республике. Учит музыке она и сына. Дженнет Далгат не стало, когда ему было 18 лет.

Профессиональное обучение Джемал Далгат продолжит с 1938-го в Москве – в училище и консерватории. Занятия прервет война. В 1948-м он получит диплом Ленинградской консерватории, которую окончит в дирижерском классе Ильи Александровича Мусина. Для сдачи государственного экзамена консерватория арендует Большой зал филармонии, и 24 июня 1948-го Джемал Далгат получает возможность впервые встать за пульт Заслуженного коллектива. Он проводит с оркестром I отделение, в программе – увертюра к «Альцесте» Глюка, первая часть «Манфреда» Чайковского и аккомпанемент – скрипичный концерт № 5 Моцарта, в котором солирует Михаил Вайман.

В ближайшие годы в Филармонии Джемал Далгат не появится. В 1951-м он окончит аспирантуру у Бориса Хайкина, тогда главного дирижера Кировского/Мариинского театра, в 1950–1954 будет его дирижером-ассистентом, в 1955–1957 займет должность главного дирижера Таджикского театра оперы и балета. Вернувшись в Ленинград, Далгат получит дирижерский класс в Ленинградской консерватории (1958–1962), а в 1963-м поступит в штат Театра оперы и балета имени Кирова, в котором будет работать почти до конца трагически оборвавшейся жизни.

Джемал Далгат (справа) и композитор и солист Борис Тищенко (в центре) в концерте 28 октября 1968 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С декабря 1961 года начинается тесное сотрудничество Джемала Далгата с оркестрами Ленинградской филармонии. Музыкант прекрасно читает новые партитуры, потому его часто приглашают дирижировать программами современной музыки. Под управлением Далгата проходят исполнения и премьеры ленинградских авторов Юрия Кочурова, Владимира Цытовича, Бориса Тищенко, Татьяны Ворониной, москвича Николая Сидельникова, эстонца Вельо Тормиса, украинского композитора Леонида Грабовского и грузинского Отара Гордели. Не теряет он связи и с Дагестаном: в феврале 1969-го в рамках Недели литературы и искусства республики Заслуженный коллектив исполняет под управлением Далгата сочинения Сергея Агабабова, Готфрида Гасанова, Ширвани Чалаева и Мурада Кажлаева. Тогда же, кстати, в Малом зале им. Глинки будут исполнены камерные сочинения матери дирижера. Годом раньше Далгат дирижирует премьерой балета Кажлаева по поэме Расула Гамзатова «Горянка» в Театре им. Кирова.

Джемал Далгат в концерте 5 февраля 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но всё же в историю Петербургской филармонии Джемал Далгат войдет прежде всего, как исполнитель европейских редкостей. Он представил публике оперу Бриттена «Питер Граймс» (впервые в СССР, март 1964, ЗКР), ораторию Генделя «О радости, печали и мудрости» (март 1966, СО), масштабные сочинения Шумана – ораторию «Рай и Пери» (ноябрь 1983, ЗКР), последний раз звучавшую в Большом зале 2 января 1924 года под управлением Михаила Климова, и оперу «Геновева», единственный раз до этого исполненную в Петербурге в 1896 году. В 1969-м в Малом зале им. Глинки Камерный оркестр филармонии играет под управлением Далгата «Сказания об играх мира» Онеггера.

«Питер Граймс» и оратории исполнялись на русском языке в переводе с английского и немецкого самим Джемалом Далгатом. В его переводе в мае 1974-го в Большом зале звучал Военный реквием Бриттена, дирижировал Юрий Серебряков. Бриттен на долгие годы увлек Далгата. После филармонической премьеры «Питера Граймса» он готовит с режиссером Маргаритой Слуцкой сценическое представление оперы в Кировском театре (1965), ведя переписку с композитором, с которым познакомился во время его приезда на концерты в Филармонию в марте 1963 года. В 1972-м, уже после второго визита Бриттена в Ленинград, в Театре имени Кирова хореограф Олег Виноградов и дирижер Джемал Далгат показывают еще одну бриттеновскую премьеру – балет «Зачарованный принц» (оригинальное название «Принц пагод»), а в апреле 1974-го музыку балета под управлением Далгата исполняет в Большом зале Заслуженный коллектив.

Новое, неизведанное притягивает дирижера-исследователя на разных этапах его творческой биографии. И это не только ХХ век. Так, в июне 1963-го он знакомит филармоническую публику с не исполнявшимися прежде кантатами Брамса на стихи Гёте и Гельдерлина (ЗКР и Капелла Юрлова) и «Четыре духовных напева» Верди, а 13 и 14 февраля 1988-го впервые в СССР исполняет грандиозную ораторию Франка «Заповеди блаженства» (ЗКР, Латвийский хор). Это будут его последние концерты с Заслуженным коллективом.

Джемал Далгат и "Санкт-Петербург–оркестр", 1991 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В конце 1990-го Джемал Далгат уходит из театра и создает собственный камерный коллектив – «Санкт-Петербург–Оркестр». Ему хочется самому формировать репертуар и выстраивать художественную политику. Вольница рубежа 1980–1990-х окрыляет и всё кажется возможным, никто еще не представляет, что значит содержать свой, пусть и небольшой, коллектив. В залах филармонии «Санкт-Петербург–Оркестр» под управлением Джемала Далгата даст шесть концертов с программами из Баха, Телемана и Вивальди, Моцарта и Шенберга, Глинки, Мясковского и Стравинского, Шостаковича, Бриттена и Пелециса. Последний пройдет в Большом зале 20 ноября 1991-го. 30 декабря 1991 года Джемал Далгат погибнет в пожаре в своей квартире.

В апреле 1992-го в Малом зале концертом его памяти продирижирует Владимир Альтшулер: Камерный оркестр под его управлением исполнит Моцарта, Барбера, Шенберга и любимого Далгатом Бриттена…

Дирижерскую династию продолжил внук музыканта – Михаил Татарников.

И. Р.


Концерты

  • 24 июня 1948

    (машинопись, в рукописной книге не указан)

    Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
    Дирижеры – Михаил Черкасов, Джемал Далгат

    Глюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чайковский. I часть симфонии «Манфред». Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Бородин. Симфония № 3 (неоконченная)

  • 9 декабря 1961

    3-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Шуман. Увертюра «Манфред». Брамс. Симфония № 4

  • 14 декабря 1961

    2-й концерт 1-го абонемента

    Смотр творчества молодых композиторов

    Цытович. «Весенняя увертюра». Воронина. Концерт-баллада для фортепиано с оркестром. Пригожин. Симфония № 2

  • 10 февраля 1962

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    В программе: Глинка, Чайковский, Аренский, Кочуров, Прокофьев, Рахманинов, Мусоргский

  • 27 мая 1962

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Глинка. Испанская увертюра «Арагонская хота». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Танеев. Симфония № 1

  • 19 мая 1963

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Тормис. Увертюра № 2. Грабовский. Четыре украинские песни для хора и оркестра. Гордели. Концерт для флейты с оркестром. Кажлаев. «Дагестан», симфонические картины. (Все произведения исполняются в Ленинграде впервые)

  • 20 мая 1963

    6-й концерт 1-го абонемента (повтор дневной программы 19 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Тормис. Увертюра № 2. Грабовский. Четыре украинские песни для хора и оркестра. Гордели. Концерт для флейты с оркестром. Кажлаев. «Дагестан», симфонические картины. (Все произведения исполняются в Ленинграде впервые)

  • 2 июня 1963

    6-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Брамс. Кантаты на стихи немецких поэтов. Верди. Quattro pezzi sacri (Четыре духовные пьесы) (исп. в 1-й раз)

  • 20 марта 1964

    5-й концерт 6-го абонемента

    Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы

    Бриттен. Опера «Питер Граймс»

  • 22 марта 1964 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 20 марта, частично другой состав солистов)

    Бенджамин Бриттен. «Питер Граймс», концертное исполнение оперы

    Бриттен. Опера «Питер Граймс»

  • 21 июня 1964

    6-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Бетховен. Симфония № 8. Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 10. Кочуров. Сюита «Дон Жуан»

  • 12 июня 1965

    7-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Танеев. Симфония до минор. Фрагменты из 1-й части трилогии «Орестея» – «Агамемнон».

  • 20 марта 1966 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Гендель. Оратория «О радости, печали и мудрости»

  • 21 марта 1966

    (повтор программы дневного концерта 20 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Гендель. Оратория «О радости, печали и мудрости»

  • 2 июня 1968

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Рахманинов. Рассказ старого цыгана из оперы «Алеко». Рапсодия на тему Паганини. Симфония № 3

  • 28 октября 1968

    Симфонический концерт
    Дирижеры – Джемал Далгат, Федор Козлов, Арвид Янсонс

    Читчян. Увертюра «Здравствуй, утро». Тищенко. Концерт для фортепиано, восьми духовых и струнного оркестра с ударными и арфой. Баневич. Кантата «Песнь о Гренаде». Петров. Симфонический цикл «Песни наших дней»

  • 5 февраля 1969

    5-й концерт 3-го абонемента

    Концерт дагестанской симфонической музыки
    Дирижер – Джемал Далгат

    Агабабов. Кантата «Сказ о свободе». Гасанов. II и III части Концерта для фортепиано с оркестром № 1. Чалаев. Симфония «Горы и люди». Кажлаев. Вокальный цикл «О тебе я думаю». Фрагменты из музыки к кинофильму «Тучи покидают небо»

  • 17 июня 1969

    7-й концерт 8-го абонемента

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Джемал Далгат

    Бах. Месса си минор

  • 19 июня 1969

    6-й концерт 6-го абонемента (повтор программы 17 июня)

    Бах. Месса си минор
    Дирижер – Джемал Далгат

    Бах. Месса си минор

  • 10 декабря 1969

    2-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джемал Далгат

    Моцарт. Реквием




Другие материалы

Анатолий Тукало

Анатолий Тукало

Артист балета 1928–?
Николай Трофимов

Николай Трофимов

Актер 1920–2005

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»