Персоны

Владимир Альтшулер

род. в 1946
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Альтшулер

Биография

Альтшулер Владимир Абрамович – дирижер, альтист, с 1994 года – дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии.

В филармонической биографии Владимира Альтшулера, охватывающей более полувека, вместилось несколько сюжетов.

22 декабря 1969 года он поступил по конкурсу в группу альтов Симфонического оркестра филармонии, которым руководил тогда Юрий Темирканов. Консерваторию по классу Юрия Крамарова Альтшулер окончит летом 1970-го, а уже в ноябре пойдет по призыву на годичную срочную службу в армию. Его сослуживцем в Ансамбле Ленинградского военного округа был другой артист оркестра – виолончелист Сергей Чернядьев. В казарме и родилась идея создания струнного квартета оркестра (ныне – Квартет имени Стравинского). В декабре они демобилизуются, и Альтшулер реализует идею: собирает квартет, в который входят Александр Рихтер (1-я скрипка), Виктор Лисняк (2-я скрипка), сам Владимир Альтшулер (альт) и Сергей Чернядьев (виолончель). Впервые в таком составе музыканты играли в Малом зале на закрытом самоотчете артистов оркестра в 1972 году. С этого времени Квартет СО начинает выступать на камерных площадках города и вскоре становится постоянным участником музыкальной жизни Ленинграда. Музыканты дают концерты в Малом зале филармонии, играют на фестивале «Ленинградская музыкальная весна», на тематических вечерах, посвященных современным композиторам. В 1975 году Альтшулер едет на первые гастроли ансамбля в Австрию, а в 1979-м оставляет Квартет.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Причины ухода были весомыми. Во-первых, с 1 декабря 1979-го он переходит на место 2-го концертмейстера альтов в оркестре, а 29 июля 1982 года занимает позицию концертмейстера группы. Во-вторых, и это самое главное, Альтшулер вновь стал студентом консерватории. Сначала ходил вольнослушателем в класс к Илье Александровичу Мусину, потом сдавал все вступительные экзамены (а было ему за 30), включая историю и сочинение, затем попал в класс к Александру Сергеевичу Дмитриеву, у которого в 1983-м и получит диплом оперно-симфонического дирижера. Дмитриев к этому времени уже 6 лет как руководит Академическим симфоническим оркестром филармонии, и в 1984-м берет Владимира Альтшулера своим дирижером-ассистентом.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Не оставляя позиции концертмейстера альтов, Альтшулер все чаще появляется за дирижерским пультом коллектива. Первые концерты с оркестром дает в зале Капеллы (долгие годы он был постоянной площадкой для выступлений СО). В Малом зале филармонии дебютирует 11 апреля 1984 года на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» с Симфонией № 2 Галины Уствольской, в Большом зале впервые выступает 27 апреля 1987 года с монографической программой из Гайдна с Камерным оркестром филармонии. Этим коллективом, созданным в 1963 году Львом Шиндером как Ансамбль солистов Симфонического оркестра, Владимир Альтшулер руководит с 1990 года. Музыканты успели побывать на гастролях в Испании, Греции, Хорватии, Турции, дать множество концертов в залах Филармонии. В их программах – Вивальди, Марчелло, Бах, Гендель, венская классика, музыка ХХ века – Стравинский, Лютославский, Барток, Мечислав Вайнберг (авторский концерт). С Камерным оркестром дирижер исполняет ораторию Генделя «Саул», Реквием Осипа Козловского, тематическую программу к 300-летию Петербурга «Алексей Львов и российский гимн».

Несколько концертов Альтшулера состоится с Заслуженным коллективом (основным составом и камерным). Но главным в судьбе музыканта станет Академический симфонический оркестр филармонии – его штатным дирижером Владимир Абрамович Альтшулер официально назначен 1 сентября 1994 года.

Теперь репертуар, так знакомый артисту оркестра, он постигает, сидя над партитурами, с которыми не расстается. Работает много. Знает не только историю создания сочинения, которое предстоит исполнить, но и детали биографии композитора, исторический и культурный контекст, ни один вопрос по теме не может застать его врасплох. Кроме традиционного дирижерского репертуара Альтшулера интересуют редкости. Он знакомит слушателей с неизвестной кантатой Гайдна «Ариадна на Наксосе», «Лужанской мессой» Дворжака и кантатой Танеева «Памятник», впервые исполняет кантату Орфа «Бернауэрин» и ораторию Майкла Типпета «Дитя нашего времени».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С ХХ веком Владимир Альтшулер на «ты». Он играет много современной петербургской музыки – Юрия Фалика, Андрея Петрова, Бориса Тищенко, Александра Асламазова, Сергея Баневича, Вениамина Баснера, Сергея Слонимского, в том числе мировые премьеры его симфоний №№ 20, 28, 30, 33. Исполняет сочинения Анатолия Королева, Александра Радвиловича, Леонида Резетдинова и совсем молодых петербургских авторов.

Есть у дирижера и полюса притяжения в проверенной временем доброй классике. Все они родом из австро-немецкой земли. В прежние годы он исполнил много Гайдна – от ранних симфоний до поздних, инструментальные концерты, редкие оперные увертюры. Периодически Альтшулер возвращается к Мендельсону – это и все четыре симфонии, и прелестные симфонические увертюры «Рюи Блаз», «Мелузина», «Гебриды», симфония-кантата ''Lobgesang'' («Хвалебная песнь»). С 1994-го до 2003 года под управлением Владимира Альтшулера прозвучали, одна за другой, все симфонии Брукнера (к некоторым он возвращался не раз), и эту гигантскую работу он проделал первым из отечественных дирижеров. Еще одно австрийское увлечение музыканта распространяется на целое семейство: это Иоганн Штраус-отец с его знаменитым Маршем Радецкого и его сыновья – Эдуард, Йозеф и, конечно, самый титулованный – Иоганн Штраус-младший.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первую программу вальсов, полек, маршей, отрывков из оперетт Штраусов Альтшулер исполнил 31 декабря 1993 года. С того времени новогодние концерты дирижера с блистательной музыкой, всегда настраивающей на праздник, стали традиционными, а их популярность у публики столь велика, что нередко они идут с двойным или тройным повтором. К семейству Штраусов Альтшулер добавляет и сочинения других авторов вальсов, галопов и оперетт – Франца фон Зуппе, Эмиля Вальдтейфеля, Франца Легара, Имре Кальмана. Находит неизвестные прежде опусы авторов, выстраивает сюжеты концерта, подходя к составлению программ и репетиционному процессу со свойственной ему тщательностью и серьезностью, а на сцене покоряет публику легкостью, артистизмом, неожиданными сюрпризами и театральными эффектами.

Важным в биографии дирижера оказалось сочинение петербургского композитора Исаака Шварца. Широко известный благодаря музыке к кинофильмам, Шварц был автором и трагической музыки – концерта для оркестра «Желтые звезды» (пуримшпиль в гетто), которое написал под впечатлением от фрагмента из дневника узницы Каунасского гетто. Премьера «Желтых звезд» Шварца прошла в Большом зале 10 мая 2000 года под управлением Владимира Альтшулера. А с 2016-го «Фонд поддержки музыкального образования» ежегодно в конце января проводит в Филармонии благотворительный концерт «Желтые звезды», посвященный Дню памяти жертв Холокоста. Неудивительно, что именно Владимира Альтшулера организаторы приглашают дирижировать программой, неизменными участниками которой стали пианистка Полина Осетинская и актриса Ксения Раппопорт.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Владимир Альтшулер всегда открыт новым формам концертов и новым идеям. В 1998 году вместе с камерным хором “Lege Artis” и британскими солистами он представил английскую комическую оперу Салливана–Гилберта «Суд присяжных», в 2002-м с Российским ансамблем старинной музыки и петербургскими солистами исполнил аутентичную версию пятиактной оперы Клаудио Монтеверди «Орфей».

Долгие годы во всех начинаниях музыканта поддерживала жена – альтистка Надежда Шапиро (1946–2020), тонкий, образованный, интеллигентный человек. Они вместе учились в Городской музыкальной школе, в Училище имени Римского-Корсакова, потом в консерватории, вместе играли в группе альтов Академического симфонического оркестра, где она служила в 1988–2016. Пережить боль утраты Владимиру Абрамовичу помогает работа. Это не только концерты, но и преподавание в консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Педагогическая деятельность Альтшулера тесно связана с канвой его артистической жизни. В 1972–1977 он вел в консерватории класс квартета, в 1984–1988 руководил студенческим камерным оркестром, с 2005-го и до 2020 года преподавал дирижирование в Институте культуры, в 2010-м получил приглашение на консерваторскую кафедру оперно-симфонического дирижирования.

В большом классе кандидата искусствоведения, профессора Владимира Альтшулера – всегда творческая атмосфера, а его ученики разъезжаются работать в оркестры разных городов и стран.

И. Р.


Концерты

  • 24 июня 1988

    6-й концерт 18-го абонемента

    XXV фестиваль искусств «Белые ночи»
    Ленинградский камерный оркестр
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    Гайдн. Симфония № 35. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра. Симфония № 31 «С сигналом горна». Моцарт. «Деревенская симфония»

  • 30 сентября 1988

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    Вагнер. «Зигфрид–идиллия». Р. Штраус. Песни для голоса с оркестром. Брамс. Симфония № 3

  • 1 октября 1988

    Международный день музыки
    Вечер симфонических миниатюр
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    В программе: Глинка, Лядов, Чайковский, Глазунов, Григ, Дворжак, Брамс, И. Штраус (сын), Бизе

  • 26 февраля 1989

    3-й концерт 12-го абонемента «Для учащихся ПТУ Ленинграда и области»

    Бах и Гендель
    Дирижер – Владимир Альтшулер

    Бах. Бранденбургский концерт № 3. Кантата «Schweigt stille, plaudert nicht». Гендель. Concerto grosso для органа с оркестром. Concerto grosso, соч. 6 № 2

  • 27 марта 1989

    4-й концерт 17-го абонемента

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 28 марта 1989

    (повтор программы 27 марта)

    «Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
    Текст Генрика Ибсена
    Музыка Эдварда Грига

    Литературная композиция Льва Колесова

  • 10 сентября 1990

    1-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Кихот»

  • 11 сентября 1990

    (повтор программы 10 сентября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Кихот»




Другие материалы

Жак Тибо

Жак Тибо

Скрипка 1880–1953
Борис Тризно

Борис Тризно

Флейта 1898–1968

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»