Персоны
Владимир Альтшулер
Биография
Альтшулер Владимир Абрамович – дирижер, альтист, с 1994 года – дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии.
В филармонической биографии Владимира Альтшулера, охватывающей более полувека, вместилось несколько сюжетов.
22 декабря 1969 года он поступил по конкурсу в группу альтов Симфонического оркестра филармонии, которым руководил тогда Юрий Темирканов. Консерваторию по классу Юрия Крамарова Альтшулер окончит летом 1970-го, а уже в ноябре пойдет по призыву на годичную срочную службу в армию. Его сослуживцем в Ансамбле Ленинградского военного округа был другой артист оркестра – виолончелист Сергей Чернядьев. В казарме и родилась идея создания струнного квартета оркестра (ныне – Квартет имени Стравинского). В декабре они демобилизуются, и Альтшулер реализует идею: собирает квартет, в который входят Александр Рихтер (1-я скрипка), Виктор Лисняк (2-я скрипка), сам Владимир Альтшулер (альт) и Сергей Чернядьев (виолончель). Впервые в таком составе музыканты играли в Малом зале на закрытом самоотчете артистов оркестра в 1972 году. С этого времени Квартет СО начинает выступать на камерных площадках города и вскоре становится постоянным участником музыкальной жизни Ленинграда. Музыканты дают концерты в Малом зале филармонии, играют на фестивале «Ленинградская музыкальная весна», на тематических вечерах, посвященных современным композиторам. В 1975 году Альтшулер едет на первые гастроли ансамбля в Австрию, а в 1979-м оставляет Квартет.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Причины ухода были весомыми. Во-первых, с 1 декабря 1979-го он переходит на место 2-го концертмейстера альтов в оркестре, а 29 июля 1982 года занимает позицию концертмейстера группы. Во-вторых, и это самое главное, Альтшулер вновь стал студентом консерватории. Сначала ходил вольнослушателем в класс к Илье Александровичу Мусину, потом сдавал все вступительные экзамены (а было ему за 30), включая историю и сочинение, затем попал в класс к Александру Сергеевичу Дмитриеву, у которого в 1983-м и получит диплом оперно-симфонического дирижера. Дмитриев к этому времени уже 6 лет как руководит Академическим симфоническим оркестром филармонии, и в 1984-м берет Владимира Альтшулера своим дирижером-ассистентом.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Не оставляя позиции концертмейстера альтов, Альтшулер все чаще появляется за дирижерским пультом коллектива. Первые концерты с оркестром дает в зале Капеллы (долгие годы он был постоянной площадкой для выступлений СО). В Малом зале филармонии дебютирует 11 апреля 1984 года на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» с Симфонией № 2 Галины Уствольской, в Большом зале впервые выступает 27 апреля 1987 года с монографической программой из Гайдна с Камерным оркестром филармонии. Этим коллективом, созданным в 1963 году Львом Шиндером как Ансамбль солистов Симфонического оркестра, Владимир Альтшулер руководит с 1990 года. Музыканты успели побывать на гастролях в Испании, Греции, Хорватии, Турции, дать множество концертов в залах Филармонии. В их программах – Вивальди, Марчелло, Бах, Гендель, венская классика, музыка ХХ века – Стравинский, Лютославский, Барток, Мечислав Вайнберг (авторский концерт). С Камерным оркестром дирижер исполняет ораторию Генделя «Саул», Реквием Осипа Козловского, тематическую программу к 300-летию Петербурга «Алексей Львов и российский гимн».
Несколько концертов Альтшулера состоится с Заслуженным коллективом (основным составом и камерным). Но главным в судьбе музыканта станет Академический симфонический оркестр филармонии – его штатным дирижером Владимир Абрамович Альтшулер официально назначен 1 сентября 1994 года.
Теперь репертуар, так знакомый артисту оркестра, он постигает, сидя над партитурами, с которыми не расстается. Работает много. Знает не только историю создания сочинения, которое предстоит исполнить, но и детали биографии композитора, исторический и культурный контекст, ни один вопрос по теме не может застать его врасплох. Кроме традиционного дирижерского репертуара Альтшулера интересуют редкости. Он знакомит слушателей с неизвестной кантатой Гайдна «Ариадна на Наксосе», «Лужанской мессой» Дворжака и кантатой Танеева «Памятник», впервые исполняет кантату Орфа «Бернауэрин» и ораторию Майкла Типпета «Дитя нашего времени».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С ХХ веком Владимир Альтшулер на «ты». Он играет много современной петербургской музыки – Юрия Фалика, Андрея Петрова, Бориса Тищенко, Александра Асламазова, Сергея Баневича, Вениамина Баснера, Сергея Слонимского, в том числе мировые премьеры его симфоний №№ 20, 28, 30, 33. Исполняет сочинения Анатолия Королева, Александра Радвиловича, Леонида Резетдинова и совсем молодых петербургских авторов.
Есть у дирижера и полюса притяжения в проверенной временем доброй классике. Все они родом из австро-немецкой земли. В прежние годы он исполнил много Гайдна – от ранних симфоний до поздних, инструментальные концерты, редкие оперные увертюры. Периодически Альтшулер возвращается к Мендельсону – это и все четыре симфонии, и прелестные симфонические увертюры «Рюи Блаз», «Мелузина», «Гебриды», симфония-кантата ''Lobgesang'' («Хвалебная песнь»). С 1994-го до 2003 года под управлением Владимира Альтшулера прозвучали, одна за другой, все симфонии Брукнера (к некоторым он возвращался не раз), и эту гигантскую работу он проделал первым из отечественных дирижеров. Еще одно австрийское увлечение музыканта распространяется на целое семейство: это Иоганн Штраус-отец с его знаменитым Маршем Радецкого и его сыновья – Эдуард, Йозеф и, конечно, самый титулованный – Иоганн Штраус-младший.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Первую программу вальсов, полек, маршей, отрывков из оперетт Штраусов Альтшулер исполнил 31 декабря 1993 года. С того времени новогодние концерты дирижера с блистательной музыкой, всегда настраивающей на праздник, стали традиционными, а их популярность у публики столь велика, что нередко они идут с двойным или тройным повтором. К семейству Штраусов Альтшулер добавляет и сочинения других авторов вальсов, галопов и оперетт – Франца фон Зуппе, Эмиля Вальдтейфеля, Франца Легара, Имре Кальмана. Находит неизвестные прежде опусы авторов, выстраивает сюжеты концерта, подходя к составлению программ и репетиционному процессу со свойственной ему тщательностью и серьезностью, а на сцене покоряет публику легкостью, артистизмом, неожиданными сюрпризами и театральными эффектами.
Важным в биографии дирижера оказалось сочинение петербургского композитора Исаака Шварца. Широко известный благодаря музыке к кинофильмам, Шварц был автором и трагической музыки – концерта для оркестра «Желтые звезды» (пуримшпиль в гетто), которое написал под впечатлением от фрагмента из дневника узницы Каунасского гетто. Премьера «Желтых звезд» Шварца прошла в Большом зале 10 мая 2000 года под управлением Владимира Альтшулера. А с 2016-го «Фонд поддержки музыкального образования» ежегодно в конце января проводит в Филармонии благотворительный концерт «Желтые звезды», посвященный Дню памяти жертв Холокоста. Неудивительно, что именно Владимира Альтшулера организаторы приглашают дирижировать программой, неизменными участниками которой стали пианистка Полина Осетинская и актриса Ксения Раппопорт.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Владимир Альтшулер всегда открыт новым формам концертов и новым идеям. В 1998 году вместе с камерным хором “Lege Artis” и британскими солистами он представил английскую комическую оперу Салливана–Гилберта «Суд присяжных», в 2002-м с Российским ансамблем старинной музыки и петербургскими солистами исполнил аутентичную версию пятиактной оперы Клаудио Монтеверди «Орфей».
Долгие годы во всех начинаниях музыканта поддерживала жена – альтистка Надежда Шапиро (1946–2020), тонкий, образованный, интеллигентный человек. Они вместе учились в Городской музыкальной школе, в Училище имени Римского-Корсакова, потом в консерватории, вместе играли в группе альтов Академического симфонического оркестра, где она служила в 1988–2016. Пережить боль утраты Владимиру Абрамовичу помогает работа. Это не только концерты, но и преподавание в консерватории.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Педагогическая деятельность Альтшулера тесно связана с канвой его артистической жизни. В 1972–1977 он вел в консерватории класс квартета, в 1984–1988 руководил студенческим камерным оркестром, с 2005-го и до 2020 года преподавал дирижирование в Институте культуры, в 2010-м получил приглашение на консерваторскую кафедру оперно-симфонического дирижирования.
В большом классе кандидата искусствоведения, профессора Владимира Альтшулера – всегда творческая атмосфера, а его ученики разъезжаются работать в оркестры разных городов и стран.
И. Р.
Концерты
-
24 июня 1988
6-й концерт 18-го абонемента
XXV фестиваль искусств «Белые ночи»
Ленинградский камерный оркестр
Дирижер – Владимир АльтшулерГайдн. Симфония № 35. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра. Симфония № 31 «С сигналом горна». Моцарт. «Деревенская симфония»
-
30 сентября 1988
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир АльтшулерВагнер. «Зигфрид–идиллия». Р. Штраус. Песни для голоса с оркестром. Брамс. Симфония № 3
-
1 октября 1988
Международный день музыки
Вечер симфонических миниатюр
Дирижер – Владимир АльтшулерВ программе: Глинка, Лядов, Чайковский, Глазунов, Григ, Дворжак, Брамс, И. Штраус (сын), Бизе
-
26 февраля 1989
3-й концерт 12-го абонемента «Для учащихся ПТУ Ленинграда и области»
Бах и Гендель
Дирижер – Владимир АльтшулерБах. Бранденбургский концерт № 3. Кантата «Schweigt stille, plaudert nicht». Гендель. Concerto grosso для органа с оркестром. Concerto grosso, соч. 6 № 2
-
27 марта 1989
4-й концерт 17-го абонемента
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
28 марта 1989
(повтор программы 27 марта)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая композиция
Текст Генрика Ибсена
Музыка Эдварда ГригаЛитературная композиция Льва Колесова
-
10 сентября 1990
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Кихот»
-
11 сентября 1990
(повтор программы 10 сентября)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ДмитриевВебер. Увертюра к опере «Эврианта». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Штраус Р. Симфоническая поэма «Дон Кихот»