Персоны
Жак Тибо
Биография
Тибо Жак / Jacques Thibaud – французский скрипач.
Первым учителем Жака Тибо был его отец, скрипач оперного театра Бордо. Пятилетнего сына он сначала усадил за фортепиано, но мальчика больше привлекала скрипка, и в 11 лет он впервые дал публичный концерт, а вскоре сел в один из городских оркестров.
Игрой в различных оркестрах, в том числе в варьете, Тибо подрабатывал и в период учебы в Парижской консерватории, куда поступил в класс профессора Мартина Марсика в 1893-м, а окончил обучение с Гран-при в 1896 году. Тогда же началась и его сольная карьера. Своей игрой скрипач покоряет Париж, а затем и Европу – Брюссель (здесь выступает под управлением Эжена Изаи, именно он, услышав юного Тибо в Бордо, предрек скрипачу большое будущее), Берлин (здесь знакомится с великим Иоахимом), Санкт-Петербург и Москва, Лондон, города США...
На жизнь Тибо выпадает две большие войны. В Первой мировой он участвует, получает ранение, вынудившее музыканта на несколько лет прекратить исполнительскую карьеру. Во время Второй мировой он, живя в оккупированном Париже, проводит вместе с пианисткой Маргаритой Лонг музыкальный конкурс: победа на учрежденном в 1943 году Конкурсе пианистов и скрипачей им. Лонг и Тибо и сегодня престижна для молодых исполнителей. Наряду с конкурсом Лонг и Тибо открывают школу, здесь Тибо ведет скрипичный класс, а параллельно продолжает концертировать по всему миру как солист и ансамблист.
Еще в 1905 году Жак Тибо вместе со своими выдающимися современниками – пианистом Альфредом Корто и виолончелистом Пабло Казальсом – создает трио. Этот уникальный ансамбль выступает вплоть до гибели Жака Тибо – 1 сентября 1953 года самолет, в котором он летел на гастроли, разбился над Французскими Альпами.
Гибель Тибо стала трагедией для всего музыкального мира. Среди тех, кто подписал некролог, опубликованный в газете «Советское искусство» 5 сентября 1953 года, – Давид Ойстрах, Дмитрий Шостакович, Лев Оборин, Дмитрий Цыганов, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Евгений Мравинский, Леонид Коган. Было там и имя Александра Гольденвейзера, опубликовавшего большую рецензию на московские концерты Жака Тибо в газете «Известия» от 5 апреля 1936 года. Той весной Тибо и Корто выступили с серией концертов в Москве и Ленинграде. Это был первый приезд титулованного скрипача в СССР, но не первый в Россию.
В имперском Санкт-Петербурге Тибо впервые выступил еще в начале своей карьеры, в декабре 1901 года. Через пять лет он вновь приезжает в Россию и 28 января 1906 года выступает в зале Дворянского собрания под управлением Александра Зилоти, который и пригласил Тибо в свои концерты. В исполнении скрипача звучит концерт ми-бемоль мажор Моцарта, Романс Бетховена (не указано какой) и Каприс-этюд в форме вальса Сен-Санса–Изаи. Следующие выступления в Петербурге состоятся в 1911 и 1912 годах.
И вполне возможно, что среди слушателей концертов Жака Тибо, прошедших в Большом зале Ленинградской филармонии 8, 10 и 11 апреля 1936 года, были и те, кому довелось быть свидетелями его прежних выступлений в Петербурге.
С оркестром под управлением бельгийца Дезире Дефо скрипач сыграл Испанскую симфонию Лало. В двух сольных программах Тибо были исполненные под аккомпанемент фортепиано концерты Вивальди, Баха, Моцарта и Сен-Санса, соната для скрипки и фортепиано Дебюсси, поэма Шоссона и мелкие виртуозные пьесы.
Ленинградская публика, к сожалению, не услышала Жака Тибо в дуэте с Альфредом Корто, вместе они играли только в Москве. Здесь же, в Большом зале филармонии, Жак Тибо выступал в ансамбле со своим постоянным аккомпаниатором Тассо Янопуло. В рецензии «Концерты Жака Тибо», вышедшей в «Красной газете» (вечерний выпуск от 10.04.1936), автор Владимир Музалевский детально описывает достоинства интерпретации сыгранных музыкантом в Большом зале Сонаты Франка, Чаконы Витали, пьесы Шимановского «Фонтан Аретузы», вальсов Брамса и Крейслера. В филармонических архивах концерта Тибо с такой программой нет. Остается предположить, что либо скрипач поменял программу своего выступления 8 апреля, либо, скорее всего, дал еще один концерт. Но фраза, которой рецензент завершил свой текст, несомненно, воссоздает атмосферу, царившую на выступлениях музыканта: «Успех Тибо перерос в триумф. Публика после целой ‘’программы’’, сыгранной скрипачом на бис, долго не хотела уходить».
И. Р.
Концерты
-
8 апреля 1936
(машинопись)
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Жак Тибо (Франция)В программе: Бах, Сен-Санс, Дебюсси, Парадиз, Леклер, Деплан, Моцарт
-
10 апреля 1936
(афиша)
Симфонический концерт
Дирижер – Дезире Дефо (Брюссель)Франк. Симфония. Равель. «Моя Матушка-Гусыня». Лало. Испанская симфония. Дюка. «Ученик чародея»
-
11 апреля 1936
(машинопись)
Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
Жак Тибо (Франция)В программе: Вивальди, Моцарт, Шоссон, Дебюсси, Гранадос–Тибо, Сен-Санс