Персоны

Михаил Вайман

1926–1977
Михаил Вайман в Ленинградской филармонии в день концерта 31 марта 1951 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Михаил Вайман

Биография

Вайман Михаил Израилевич – скрипач, педагог.

Когда в 1967 году историк музыки Лев Раабен писал книгу «Жизнь замечательных скрипачей», то наряду с жизнеописанием гениев прошлых эпох – Вивальди, Тартини, Паганини он включил и биографии лучших музыкантов ХХ века – Крейслера, Хейфеца, Менухина. Из советских скрипачей в этот ряд Раабен поставил Давида Ойстраха и Павла Когана, но затем добавил еще одно имя, без которого взгляд на скрипичное искусство современности считал неполным. Имя это – Михаил Вайман. Обладая блестящей техникой, Вайман не был скрипачом-виртуозом в привычном смысле слова. В головоломных транскрипциях и в сонатах Баха, в романтических концертах и сочинениях современников он оставался музыкантом-интеллектуалом. Ученики Михаила Израилевича вспоминали его фразу: «В работе музыканта в первую очередь уставать обязана голова, и уставать для того, чтобы легче было рукам». За свою короткую жизнь – всего 51 год – он успеет сыграть невероятно много. О разнообразии репертуара скрипача можно судить и по программам Ленинградской филармонии. Здесь он выступал на протяжении тридцати лет.

Детство Вайман провел в Одессе, здесь и начал заниматься скрипкой в Школе легендарного педагога Петра Столярского. Ученики Столярского обычно продолжали учебу в Московской консерватории – так поступили Давид Ойстрах, Борис Гольдштейн, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Елизавета Гилельс. Судьба Ваймана сложилась по-другому. Во время войны пятнадцатилетний скрипач с матерью бегут из Одессы в Ташкент, где в то время находилась в эвакуации Ленинградская консерватория и школа-десятилетка при ней. Михаила сразу же зачисляют в класс профессора Юлия Эйдлина. Еще в эвакуации он сдает школьный экзамен и, уже студентом, вместе с консерваторским коллективом едет в 1944 году в Ленинград. С этим городом будет связана вся его дальнейшая жизнь.

В студенческие годы скрипач дебютирует и в Большом зале филармонии. Его имя впервые появилось на афише в июле 1946 года: в программе второго тура Смотра молодых дирижеров Вайман должен был исполнить Концерт Чайковского с Заслуженным коллективом под управлением Арвида Янсонса. Возможно, в последний момент было принято решение не рисковать и не ставить в одну программу дебютанта Ваймана и конкурсанта Янсонса. Михаил Вайман дебютирует годом позже, исполнив с оркестром премьеру скрипичного концерта Максимилиана Штейнберга. Так начнется важнейшая линия в его исполнительской биографии – линия ХХ века. Композиторов-современников Вайман играл охотно и много. В разные годы в Большом зале он исполнит скрипичные концерты Шостаковича, Клюзнера, Ходжи-Эйнатова, Мачавариани, Салманова, Арапова (в том числе и Концерт для скрипки, фортепиано и ударных с Григорием Соколовым и Николаем Москаленко), посвященный ему концерт Баснера.

25 ноября 1955 года в Большом зале на концерте смотра молодых ленинградских композиторов состоится не случившаяся когда-то встреча Михаила Ваймана и Арвида Янсонса. Именно Янсонс станет тем дирижером, с которым музыкант чаще всего будет играть на сцене Большого зала, – вместе они дадут 27 концертов. А концерт Чайковского, так и не сыгранный в июле 1946-го, станет самым репертуарным у Ваймана: с 1947-го по 1977 год он исполнит его 16 раз, в том числе и в 1948 году на выпускном консерваторском экзамене дирижеров Радосветы Бояджиевой и Джемала Далгата, получивших возможность выступить в Большом зале с Заслуженным коллективом.

Вайман окончит консерваторию в 1949 году. В 1950-м он станет лауреатом II премии Конкурса имени Баха в Лейпциге, в 1951-м получит II премию на Конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе. В Филармонии он играет, разумеется, не только современную музыку. Основу его репертуара составляют классические и романтические скрипичные концерты – Вивальди и Баха, Моцарта и Бетховена, Брамса и Мендельсона, Сибелиуса и Сен-Санса. Вайман выступает под управлением Мравинского, Элиасберга, Гаука, Симеонова, Кондрашина, Хайкина, Рождественского, много играет с Куртом Зандерлингом (12 концертов) – не только в пору работы дирижера в Ленинградской филармонии, но и во время его приездов на гастроли из ГДР. С Филармоническим оркестром Вайман ездит и за рубеж: под управлением Янсонса в Финляндию, Зандерлинга – в Восточную Германию, собирая отменную критику и восторженную реакцию публики. Много у него и личных гастролей. С 1967 года Михаил Вайман сотрудничает с Юрием Темиркановым, только что занявшим пост главного дирижера второго Симфонического оркестра. Под его управлением скрипач за один вечер играет концерты Баха (ми мажор), Шостаковича (№ 1) и Чайковского.

Чаще всего Михаил Вайман появляется в Большом зале именно в симфонических программах. Но с 1953-го до 1976 года он сыграет на этой сцене 12 сольных концертов, в которых звучат как виртуозные скрипичные пьесы и транскрипции, так и сонаты – Баха, Бетховена, Франка, Прокофьева. Его неизменным партнером по дуэту будет пианистка Мария Карандашова, а затем жена Алла Жохова. Вайман выступает и в сборных праздничных концертах, участвует в программах, посвященных 50-летию со дня основания Ленинградской филармонии в 1971 году и 20-летию со дня открытия Малого зала им. Глинки в 1969-м. Здесь на камерной сцене он дает сольные концерты, играет с оркестром и в камерных ансамблях – с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Павлом Серебряковым, с Борисом Гутниковым и Юрием Крамаровым.

Имя Ваймана появляется в филармонической афише и в качестве педагога на отчетных студенческих концертах. В консерватории Михаил Израилевич преподает с 1949 года, в 1966-м становится профессором, а с 1970 года возглавляет скрипичную кафедру. В его классе учатся Филипп Хиршхорн, Зиновий Винников, Михаил Гантварг, Сергей Стадлер… К Вайману едут и иностранные студенты – из Польши и Чехии, из Болгарии и Румынии, из Венгрии и Японии.

В мае 1977 года в Филармонии проходит Концерт трех поколений Ленинградской консерватории. Играют недавние выпускники и мэтры, среди них Михаил Вайман и Борис Гутников, которые исполнят Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта со студенческим консерваторским оркестром. Это окажется последним выступлением Ваймана на сцене Большого зала. Через несколько месяцев музыканта не станет. В Малом зале в сольных программах Бориса Гутникова не раз будут звучать сонаты для скрипки и фортепиано Бориса Арапова и Вениамина Баснера, посвященные памяти их общего друга – Михаила Ваймана.

И. Р.


Концерты

  • 12 марта 1947

    5-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Скрябин. «Мечты». Штейнберг. Концерт для скрипки с оркестром. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 6 мая 1947

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Пейко. Симфония № 2. Лобковский. Концерт для скрипки с оркестром. Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»

  • 21 декабря 1947

    3-й концерт 6-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Илья Мусин

    Дешевов. «Русская сказка». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Глазунов. Симфония № 7 «Пасторальная»

  • 23 июня 1948

    (машинопись, в рукописной книге не указан)

    Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
    Дирижер – Радосвета Бояджиева

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Владигеров. Рапсодия «Вардар»

  • 24 июня 1948

    (машинопись, в рукописной книге не указан)

    Государственный экзамен Ленинградской Государственной консерватории
    Дирижеры – Михаил Черкасов, Джемал Далгат

    Глюк. Увертюра к опере «Альцеста». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Чайковский. I часть симфонии «Манфред». Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Бородин. Симфония № 3 (неоконченная)

  • 23 апреля 1949

    9-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония «Манфред»

  • 7 января 1950

    3-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Чайковский. «Буря». Концерт для скрипки с оркестром. Глазунов. Симфония № 5

  • 7 января 1951

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Я. Иванов. Симфония № 6 «Латгальская». Ходжа-Эйнатов. Концерт для скрипки с оркестром. Вайнберг. «Молдавская рапсодия» для скрипки с оркестром

  • 31 января 1951

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Владимир Дегтяренко

    Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света». Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 31 марта 1951

    Вечер грузинской музыки
    Конференция слушателей шестого абонемента и концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Тактакишвили. Симфония № 1. Мачавариани. Концерт для скрипки с оркестром. Палиашвили. Вступление и Лезгинка из оперы «Даиси»

  • 7 ноября 1951

    (рукописная книга)

    Праздничный концерт

    (программа не указана)

  • 1 января 1952

    (рукописная книга)

    Новогодний концерт

    (программа не указана)

  • 6 января 1952

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 4

  • 27 февраля 1952

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Балакирев. Симфония № 1. Мачавариани. Концерт для скрипки с оркестром. Кужамьяров. Симфоническая поэма «Ризвангуль»

  • 28 февраля 1952

    4-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Балакирев. Симфония № 1. Мачавариани. Концерт для скрипки с оркестром. Кужамьяров. Симфоническая поэма «Ризвангуль»

  • 21 марта 1953

    Вечер скрипичной музыки
    Михаил Вайман

    Бах. Чакона. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Шоссон. Поэма. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка». Сметана. «Моя родина». Кочуров. «На озере». Чайковский. Вальс-скерцо

  • 4 мая 1953

    6-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдгар Тонс

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Скулте. Три фрагмента из балета «Сакта Свободы»

  • 6 июня 1953

    7-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Константин Симеонов

    Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагменты из литературно-музыкальной композиции по А. Островскому «Снегурочка». Кантата «Москва»

  • 28 октября 1953

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бах. Сюита № 3 для оркестра. Концерт для скрипки с оркестром. Кантата № 84. Токката ре минор

  • 29 октября 1953

    (повторение программы 28 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Бах. Сюита № 3 для оркестра. Концерт для скрипки с оркестром. Кантата № 84. Токката ре минор




Другие материалы

Арон Бубельников

Арон Бубельников

Дирижер 1911–1989
Наум Вальтер

Наум Вальтер

Фортепиано 1902–1980

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»