Персоны

Яша Хейфец

1900–1987
Яша Хейфец, 1950. Фотограф – Юсуф Карш
Яша Хейфец

Биография

Хейфец Яша – скрипач.

Блистательная карьера Яши Хейфеца, одного из величайших музыкантов ХХ века, начиналась в Петербурге, куда 9-летний вундеркинд приехал по приглашению Александра Глазунова из Вильно, чтобы учиться в консерватории у главы русской скрипичной школы Леопольда Ауэра. Рассказывают, что Фриц Крейслер, услышав игру 13-летнего Хейфеца во время его европейских гастролей, воскликнул, не смущаясь присутствием других известных скрипачей:

«Что ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?»

В 1917 году Яша Хейфец выступил в Карнеги-холле и в дальнейшем предпочел остаться в США, где его жизнь стала подобной сказочной судьбе голливудских звезд. Музыкант сам выбирал оркестры и дирижеров для своих концертов, пользовался всеми современными достижениями звукозаписи, заказывал музыку ведущим композиторам, снялся в кино в роли самого себя, занимался благотворительностью, выступал на фронтах Второй мировой, с энтузиазмом преподавал.

В 1934 году Яша Хейфец приехал с концертами в СССР, уже обладая неофициальным титулом «императора скрипки», присвоенным ему восхищенной критикой. За 17 дней он дал в Москве и Ленинграде тринадцать триумфальных концертов, три из них – в Большом зале Ленинградской филармонии. В двух сольных программах (22 и 25 апреля) была музыка Баха, Шуберта, Брамса, Бетховена, Вьетана, Паганини, Дебюсси, в том числе в авторских обработках Хейфеца, а также пьеса Иосифа Ахрона – еще одного выпускника класса Ауэра, эмигрировавшего из Советской России в 1922 году.

24 апреля с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука Яша Хейфец играл концерты Моцарта (№ 5), Брамса и Чайковского.

Во время репетиций скрипач написал в «Золотой книге»:

«На добрую память – оркестру Ленинградской филармонии – об особенно приятной совместной работе с ними – и в надежде в скором будущем эту работу возобновить -
С лучшими пожеланиями –
Яша Хейфец
Ленинград
22 апреля 1934».

Но гастроли 1934 года стали единственным визитом Хейфеца на родину после эмиграции.

И. Р.


Концерты

  • 22 апреля 1934

    (анонс)

    Вечер скрипичной музыки (Violinabend)
    Яша Хейфец

    Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 3. Бах. Чакона. Конюс. Концерт. Шуберт. Ария. Бетховен–Ауэр. Хор дервишей. Годовский–Хейфец. Старая Вена. Паганини. Каприс № 24

  • 24 апреля 1934

    (анонс)

    Вечер скрипичных концертов
    Яша Хейфец
    Дирижер – Александр Гаук

    Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Брамс. Концерт для скрипки. Чайковский. Концерт для скрипки

  • 25 апреля 1934

    (анонс)

    Закрытый концерт (Violinabend)
    Яша Хейфец

    В программе: Шуберт, Бах–Хейфец, Штраус Р., Вьетан, Ахрон, Паганини–Крейслер, Дебюсси–Хейфец, Римский-Корсаков



Яша Хейфец

Яша Хейфец

Скрипка 22 апреля 1934



Другие материалы

Александр Флит

Александр Флит

Поэт 1891–1954
Ефрем Цимбалист

Ефрем Цимбалист

Скрипка 1889–1985

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»