Персоны

Михаил Климов

1881–1937
© Wikimedia Commons
Михаил Климов

Биография

Климов Михаил Георгиевич – хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Директор и художественный руководитель Филармонии в 1925–1927.

Михаил Климов – одна из ключевых фигур в музыкальной культуре Петербурга-Петрограда-Ленинграда первой трети ХХ века, человек широчайшей эрудиции и объемного круга музыкальных интересов – от культуры западно-европейского барокко до русской народной музыки.

После окончания Московского Синодального училища он поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции Римского-Корсакова и дирижерский класс Черепнина. Впоследствии преподавал теоретические предметы, оперный ансамбль, хоровое дирижирование в Консерватории и Оперной студии. Среди знаменитых учеников Климова – певица Софья Преображенская, дирижер Константин Симеонов и хоровой дирижер Елизавета Кудрявцева, оставившая воспоминания о своем учителе.

Но основная деятельность Климова была связана с Певческой Капеллой. Начав здесь работу в 1904 году в качестве педагога по пению, он в 1917–1935 был главным дирижером Капеллы, а в 1922–1930 – ее директором. По инициативе Климова в 1927 году в Капеллу был перенесен орган из Голландской церкви.

С Филармонией музыкант был связан со дня ее основания: возглавляемый им Хор Капеллы вместе с детской школой вошел, как Хоровая Академия, в состав Филармонии. Это было прописано в «Положении о Государственной Филармонии Петрограда», утвержденном 13 мая 1921 года наркомом Просвещения Анатолием Луначарским. Капелла остается постоянным участником филармонических концертов и после цепочки реорганизаций: уже в сентябре того же года учебные классы (школу, интернат) переподчинили Комитету Петроградского профессионального образования при Наркомате Просвещения, а 1 июля статус самостоятельного учреждения обретает и сама Петроградская государственная капелла, с передачей ей от филармонии всех исторических помещений и утвержденным уставом. Заведующим Капеллы назначают Михаил Климова, на этом посту он сменяет Сергея Ляпунова.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцене Большого зала Климов выступает теперь гораздо реже. Первый сезон так и остается для него самым насыщенным. Именно тогда Климов чаще других дирижеров, за исключением Эмиля Купера, становился за пульт Филармонического оркестра, исполнял многократно Реквием Моцарта и Торжественную мессу Бетховена. Под его управлением Оркестр принимал участие и в исполнении Реквиема Листа в Бенефисе малолетних певчих – так по старинке называют воспитанников Хоровой академии.

Еще чаще Михаил Климов выступал с хором a cappella. В концертах по случаю – «Памяти Урицкого», «Неделе III Коммунистического интернационала» – хор поет революционные песни. Но главные пристрастия дирижера отражают его сольные хоровые программы: в Большом зале, реже в Малом, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе. Под управлением Климова Хор исполняет Всенощную и Литургию Иоанна Златоуста Рахманинова, Литургию Чайковского (эти опусы совсем скоро надолго исчезнут из филармонических афиш), дает серию исторических концертов русской и западноевропейской музыки XV–XVII веков. В европейской программе – нидерландская, римская и венецианская школы: Жоскен Де Пре, Орландо ди Лассо, Палестрина, Джованни Габриэли. В русской – знаменные роспевы, канты, псалмы, Пещное действо, представленное с минимальной театрализацией. Коллектив поет также авторские обработки народных песен и светские хоры русских композиторов, в том числе монографическую программу Танеева.

После 1922 года выступления Климова в Филармонии единичны. И это несмотря на то, что в 1925–1927 он, одновременно с работой в Капелле, становится директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии. Михаил Георгиевич продолжает готовить Хор к исполнению кантатно-ораториальных сочинений, но за пультом Филармонического оркестра появляется редко: дирижирует ораториями «Самсон» Генделя (1923), «Рай и Пери» Шумана (1924), вновь Торжественной мессой Бетховена (1923), Реквиемом Моцарта (1924, 1932), финалом Девятой симфонии Бетховена в концерте, посвященном 200-летию Академии наук (1925). В программе единственного сольного отделения Капеллы 7 ноября 1929 года коллектив исполняет светские хоры русских и советских авторов, в том числе, Андрея Пащенко. Композитор тесно сотрудничал с Климовым: в Большом зале дирижер исполнил его оперу «Царь Максимилиан» и, в день годовщины смерти Ленина 21 января 1933 года, Траурно-Триумфальную симфонию.

Это было последнее выступление Климова в филармонии за пультом Оркестра. Но он продолжал бывать здесь как худрук хора и как постоянный слушатель. В одно из таких посещений, в апреле 1927 года, после концерта Ганса Кнаппертсбуша Михаил Георгиевич Климов, стоявший у истоков Филармонии, написал в «Золотой книге» (публикуется впервые):

С большим удовольствием и удовлетворением всегда посещаю старых соратников и товарищей по созданию и развитию Госакфилармонии и всегда констатирую ее художественный и материальный успех.

1927, IV, 27 Мих. Климов

И. Р.


Концерты

  • 30 августа 1921

    Концерт–митинг памяти М. С. Урицкого
    Филармонический оркестр и хор Государственной Академической Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    «Вы жертвою пали». Интернационал. Моцарт. Реквием

  • 31 августа 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Танеев
    Дирижер – Михаил Климов

    Танеев. Произведения для хора a capella

  • 3 сентября 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 17 сентября 1921

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Танеев. Произведения для хора a capella

  • 24 сентября 1921

    (повторение программы 3 сентября)

    Концерт Академического хора Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 28 сентября 1921

    Концерт хора Академии Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    В программе: Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Орлов, Гречанинов, Лядов, Ляпунов, Петров, Щиглев, Никольский, Некрасов, Архангельский

  • 2 октября 1921

    (повторение программы 28 сентября)

    Концерт хора Академии Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    В программе: Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Орлов, Гречанинов, Лядов, Ляпунов, Петров, Щиглев, Никольский, Некрасов, Архангельский

  • 17 ноября 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии

    Хор Академии Государственной Филармонии
    под управлением Михаила Климова
    (в ознаменование 28 годовщины со дня смерти П. И. Чайковского)

    Чайковский. Литургия Св. Иоанна Златоуста

  • 20 ноября 1921

    Малый зал, бывший зал Хоровой Академии (повторение программы 17 ноября)

    Хор Академии Государственной Филармонии
    под управлением Михаила Климова
    (в ознаменование 28 годовщины со дня смерти П. И. Чайковского)

    Чайковский. Литургия Св. Иоанна Златоуста

  • 24 ноября 1921

    Вечер посвящен Неделе III Коммунистического интернационала

    Филармонический оркестр и хор Академии Государственной Филармонии
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    Вагнер. Фрагменты из опер «Риенци» и «Валькирия». Скрябин. «Поэма экстаза». Революционные русские народные песни

  • 12 января 1922

    Концерт Государственной Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    Русское хоровое пение XV–XVII веков

  • 15 января 1922

    (восстановлено по афише, хранящейся в фонде М. Г. Климова в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки)

    Академические Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Чайковский. Литургия Святого Иоанна Златоуста, соч. 41

  • 22 января 1922

    Академические Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Рахманинов. Всенощное бдение

  • 25 января 1922

    Хоровые концерты Государственной Филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием

  • 5 февраля 1922

    (повторение программы 12 января)

    Концерт Государственной Капеллы
    Дирижер – Михаил Климов

    Русское хоровое пение XV–XVII веков

  • 16 февраля 1922

    Академические хоровые концерты Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Старинные мастера хорового пения XV–XVII веков

  • 19 февраля 1922 (днем)

    (повторение программы 25 января)

    Хоровые концерты Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием

  • 25 февраля 1922

    Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    В программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус

  • 9 апреля 1922

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Бетховен. Торжественная месса

  • 30 апреля 1922 (днем)

    (повторение программы 25 января)

    Хор и оркестр Государственной филармонии
    Дирижер – Михаил Климов

    Моцарт. Реквием



«Жизнь искусства»

О концертах 17 и 20 ноября в МЗФ 29 ноября 1921

«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 12 января 1922 в БЗФ 17 января 1922

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 14 апреля 1925 в БЗФ 15 апреля 1925

«‎Советское искусство»‎

О сезоне 1934–1935 и концерте 12 октября 1934 в БЗФ 23 октября 1934

«‎Вестник театра и искусства»‎

[Концерта Климова с баховской программой в архивах филармонии не обнаружено. Вероятно, он проходил в Малом зале, программы которого сохранились не в полном объеме] 7 февраля 1922


Михаил Климов

Михаил Климов

Дирижер 27 апреля 1927



Другие материалы

Наталия Ермоленко-Южина

Наталия Ермоленко-Южина

Сопрано 1881–1937
Елена Боголепова

Елена Боголепова

Сопрано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»