Персоны
Софья Преображенская
Биография
Преображенская Софья Петровна – меццо-сопрано, солистка Мариинского театра (1928–1959).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1928 году Софья Преображенская окончила Ленинградскую консерваторию в классе Ивана Васильевича Ершова. С Ершовым готовила и свой дебют в ГАТОБе (Мариинском) – партию Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Завершив учебу, Преображенская поступила в труппу театра, где служила до 1959 года. Природную красоту ее драматического меццо высоко ценили дирижеры, коллеги и слушатели. Певица была совершенной исполнительницей ведущих партий и русского, и западного репертуара, пела в операх Чайковского (Иоанна в «Орлеанской деве»), Римского-Корсакова (Любаша в «Царской невесте»), Мусоргского (Марфа в «Хованщине»), Верди (Амнерис, Азучена), Вагнера. Участвовала и в постановках новых советских опер, исполняла также популярные песни.
Софья Преображенская (Фрика) и Нина Белухина (Фрейя) в "Золоте Рейна" Вагнера.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На сцене Большого зала Софья Преображенская выступала почти 30 лет – с 1928-го по 1957 год. Здесь она пела с Филармоническим оркестром под управлением дирижеров разных поколений – Малько, Дранишникова, Гаука, Коутса, Штидри, Фрида, Цемлинского, Кнаппертсбуша, Клемперера, Гуи, Мравинского, Голованова, Хайкина и Рахлина, Рабиновича и Зандерлинга. В ее филармоническом репертуаре были арии Леля из «Снегурочки», Марфы из «Хованщины», Иоанны из «Орлеанской девы», Лауры из «Каменного гостя», Клитемнестры из «Орестеи» Танеева. Певица солировала в кантате «Москва» Чайковского, в Девятой симфонии Бетховена, в Реквиемах Верди и Моцарта, в «Тристане и Изольде» (Брангена) Вагнера, в опере «Орфей» Монтеверди – Малипьеро (партия Орфея).
Всероссийский конкурс на лучшее исполнение произведений М. П. Мусоргского, 1938 год. Сидят: Арканов, Троицкая, Кильчевская, Преображенская (председатель жюри), Андреев, Березинец, В. Иванова… Стоят: Самойлова, Ольховский, Николаев, Шостаковича, Штейнберг, Давыдова, Чучайкин, Юдина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
«Песнь о земле» Малера была исполнена с ее участием восемь раз – впервые на российской премьере в 1929 году под управлением Отто Клемперера, а последний раз – в феврале 1941-го, дирижировал Николай Рабинович.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В концертном репертуаре Преображенской была и советская музыка – Волошинов, Щербачев, Шапорин, Шебалин, Дунаевский, Кочуров, Хренников.
Особая страница в биографии певицы – годы войны. Всю блокаду артистка, с четырьмя малыми детьми на руках, провела в Ленинграде. Пела в опере, дала 1500 концертов – в госпиталях, с фронтовыми бригадами, в Доме Красной армии. Выступала Преображенская и в Большом зале – с Оркестром радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, в камерных программах, а 17 октября 1943 года дала сольный концерт. В одной из программ ей аккомпанировала сестра – пианистка Мария Преображенская.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С 9 марта 1946-го певица участвует в органных вечерах Исайи Браудо, исполняя арии Баха. С Браудо 17 мая 1957 года и состоится последнее выступление Софьи Преображенской в Филармонии.
Концерты
-
15 февраля 1928
(рукопись и машинопись)
Симфонический концерт для учащихся трудовых школ
Дирижер – Николай МалькоИнтернационал. Римский-Корсаков. «Шехеразада». «Сеча при Керженце». Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане». «Ковка ножа» из оперы «Кащей бессмертный». Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»
-
18 февраля 1928
(рукопись и машинопись)
Симфонический концерт для Красной Армии
Дирижер – Николай МалькоВ программе: Бетховен, Боккерини, Шуберт, Вагнер, Глазунов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Берлиоз
-
22 февраля 1928
(концертная книга, рукопись)
Симфонический концерт для учащихся трудовых школ
Дирижер – Николай МалькоРимский-Корсаков. «Шехеразада». «Сеча при Керженце». Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане». «Ковка ножа» из оперы «Кащей бессмертный». Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». «Испанское каприччио»
-
7 апреля 1928
(машинопись, рукопись – концертная книга)
Концерт для рабочей молодежи
Дирижер – Александр ГаукРимский-Корсаков. Увертюра к опере «Майская ночь». Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик». Мусоргский. «Гадание Марфы» из оперы «Хованщина». Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». «Песня о блохе». Глазунов. Концертный вальс № 2. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам». Массне. «Неаполитанские сцены». Онеггер. «Pacific 231»
-
24 октября 1928
1-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай МалькоГайдн. Симфония № 13. Вагнер. «Тристан и Изольда», II акт
-
4 ноября 1928
1-й концерт 5-го утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Вагнер
Дирижер – Николай МалькоВагнер. Антракт к III акту оперы «Лоэнгрин». «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия». Увертюра к опере «Тангейзер». II акт оперы «Тристан и Изольда»
-
5 декабря 1928
2-й концерт 1-го абонемента
Монтеверди-Малипьеро
«Орфей», мифологическое представление в пяти актах.Монтеверди–Малипьеро. «Орфей»
-
9 января 1929
4-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Ганс КнаппертсбушБетховен. Увертюра «Эгмонт». Увертюра «Леонора» № 3. Симфония № 9
-
12 марта 1929
7-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Отто КлемперерБах. Сюита № 2 си минор. Малер. «Песнь о земле»
-
13 марта 1929
7-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Отто КлемперерБах. Сюита № 2 си минор. Малер. «Песнь о земле»
-
1 января 1930
Вокальный концерт
Николай ПечковскийВ программе: Вагнер–Лист, Иоахим, Сук, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков, Блюменфельд–Глазунов, Тартини–Крейслер, Шуман, Паганини, Брамс–Иоахим, Верди, Александров, Василенко, Григ
-
12 января 1930
Концерт премьера Московского Большого театра
Дмитрия Даниловича Головина
В программе: Рахманинов, Крейслер–Рахманинов, Куперен–Кассадо, Римский-Корсаков–Штример, Давыдов, Чайковский, Сен-Санс, Глазунов, Альбенис, Леонкавалло, Моцарт, Тома
-
28 февраля 1930
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Эрнст Вендель (Германия)
Бетховен. Симфония № 8. Симфония № 9
-
6 апреля 1930
Камерный концерт
Василий Качалов, Мирон Полякин, Софья Преображенская, Петр Словцов, Натан ПерельманВ программе: Шопен, Перголези, Вагнер, Сен-Санс, Венявский, А. Толстой, Есенин, Балакирев, Глазунов, Владигеров, Римский-Корсаков, Направник, Л. Толстой
-
31 марта 1931
(машинопись)
Вечер из произведений Мусоргского, посвященный 50-летию со дня смерти композитора
Доклад «Мусоргский в истории музыки». Мусоргский. Сцены из опер «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». «Ночь на Лысой горе». «Картинки с выставки»
-
17 мая 1931
(рукописная книга)
Сборный концерт
В программе: Маяковский, Ипполитов-Иванов, Гендель–Гальворсен, Григ, Балакирев, Римский-Корсаков, Глинка, Балакирев, Даргомыжский
-
9 ноября 1931
(анонс и машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр Цемлинский (Берлин)Бетховен. Симфония № 8. Малер. «Песнь о земле»
-
7 февраля 1932
(анонс)
Сборный концерт
с участием Филармонического оркестра и артистов Академических театров
Дирижер – Гертруда Грдличка (Вена)Моцарт. Симфония № 40. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
8 апреля 1932
(анонс)
Закрытый концерт для рабочих организаций
Рубинштейн. «Демон», опера в концертном исполнении
-
14 октября 1932
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Фриц Штидри (Берлин)Моцарт. Симфония № 5. Малер. «Песнь о земле»