Персоны

Иван Ершов

1867–1943
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Иван Ершов

Биография

Ершов Иван Васильевич– русский тенор.

Уроженец хутора Несветай Области войска Донского, Иван Ершов петь начинал в церковных хорах и любительских концертах. В 1888 году он поступает в Московскую консерваторию, откуда почти сразу же по ходатайству Антона Рубинштейна переводится в столицу.

Петербургскую консерваторию Ершов оканчивает в 1893 по классу сольного пения профессора Габеля, теорию музыки изучает у Лядова, инструментовку у Римского-Корсакова, актерское мастерство у заслуженного артиста Императорских театров Владимира Давыдова. Вскоре Иван Ершов завоюет славу одного из лучших отечественных певцов.

В 1895-м он поступает в труппу Мариинского театра, на этой сцене поет до 1929 года. В 1915 Ершова приглашают на должность профессора Петербургской консерватории. Здесь он проработает до конца жизни, в 1921 примет активное участие в создании Оперной студии консерватории, в которой, как художественный руководитель и режиссер, воспитает плеяду талантливых артистов.

В театральной и музыкальной среде Иван Васильевич Ершов обладает непререкаемым авторитетом – благодаря своему огромному таланту, опыту и широчайшей эрудиции. На сцене Мариинского театра он создает образы героев опер Моцарта и Бетховена, Верди, Бизе и Сен-Санса, Глинки и Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Рахманинова, Рих. Штрауса, Прокофьева и Стравинского, а прощается с публикой в 1929 году вердиевским Отелло. Нету равных Ершову и в исполнении Вагнера. Он поет Тангейзера, Тристана, Зигмунда, Зигфрида, Лоэнгрина, Парсифаля. Женские образы в этих операх доверяют его жене – сопрано Софье Акимовой.

Вагнера Иван Ершов чаще всего исполнял и в Большом зале, где он выступал с Филармоническим оркестром под управлением Эмиля Купера, Александра Гаука, Николая Малько, Фрица Штидри, Владимира Дранишникова, Михаила Климова. Кроме фрагментов из опер Вагнера, Ершов 29 ноября 1921 года спел его «Пять стихотворений Матильды Везендонк», и этот концерт стал важным событием в жизни Филармонии.

В 1920-е годы Ершова можно было услышать в Большом зале в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, отрывки из которой исполняли в концерте памяти композитора, в «Орестее» Танеева, в ораториях «Самсон» Генделя и «Рай и Пери» Шумана и даже в современном репертуаре: в 1922 он принял участие в исполнении сочинения Анатолия Канкаровича под управлением автора.

В 1926 году певец единственный раз выступил в Малом зале филармонии (ныне Бетховенское фойе) – в «Байке» Стравинского.

После ухода в 1929 году с театральной сцены Иван Васильевич Ершов редко появляется и в филармонических программах. Его три выступления в Большом зале в 30-е годы вновь связаны с Вагнером: в 1933 он поет партию Тристана в концертном исполнении III акта «Тристана и Изольды» (певцу 66 лет), в 1934 – Рассказ Зигфрида из «Гибели богов», а на своем последнем концерте 10 марта 1934 года исполняет Рассказ Тангейзера, с которого и начал свое сотрудничество с Большим залом. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Умер певец в эвакуации в Ташкенте, в 1956 году его прах был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств в Ленинграде.

И. Р.


Концерты

  • 22 июня 1921

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 24 июня 1921

    (повторение программы 22 июня)

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 26 июня 1921

    (повторение программы 22 и 24 июня)

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Зигфрид», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Тангейзер»

  • 11 января 1922

    Памяти Сен-Санса
    Дирижер – Эмиль Купер

    Сен-Санс. Симфония № 3. «Фаэтон». Отрывки из оперы «Самсон и Далила». «Юность Геркулеса»

  • 22 февраля 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Вагнер. Фрагменты из опер «Гибель богов» и «Тристан и Изольда»

  • 25 февраля 1922

    Хор Государственной академической капеллы и Филармонический оркестр
    Дирижеры – Эмиль Купер, Михаил Климов

    В программе: Чесноков, Гречанинов, Кюи, Римский-Корсаков, Гендель, Вагнер, Р. Штраус

  • 1 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Фрагменты из опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Валькирия» и «Гибель богов»

  • 26 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Танеев
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Танеев. Симфония. Музыкальная трилогия «Орестея»

  • 1 апреля 1922

    Три дня искусств, организуемые по поручению Отдела Народного образования Союзов работников искусств на образование Дома работников искусств
    Дирижер – Михаил Бихтер

    В программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Вагнер

  • 3 мая 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Игорь Миклашевский, Анатолий Канкарович

    Миклашевский. «Сизиф». Канкарович. Цикл «Посолонный круг». Из «Круга музыкального чтения»

  • 29 ноября 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солист – Иван Ершов

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Рассказ Лоэнгрина из оперы «Лоэнгрин». Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Малер. Симфония № 5

  • 3 января 1923

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль» и «Гибель богов»

  • 28 марта 1923

    В пользу медицинских учреждений К.У.Б.У.

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Михаил Климов

    Гендель. Оратория «Самсон»

  • 2 января 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Михаил Климов

    Шуман. Оратория «Рай и Пери»

  • 16 апреля 1924

    Филармонический оркестр
    Вагнер
    Дирижер – Эмиль Купер

    Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль», «Тристан и Изольда», «Валькирия» и «Гибель богов»

  • 4 ноября 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Вагнер. I акт из музыкальной драмы «Валькирия». Прокофьев. Сюита «Ала и Лоллий»

  • 26 декабря 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Сен-Санс. «Фаэтон». Дюка. «Ученик чародея». Вагнер. Увертюра и Рассказ Тангейзера из оперы «Тангейзер». Чайковский. Сюита для оркестра № 3. Ария из оперы «Орлеанская Дева». «Итальянское каприччио»

  • 22 апреля 1926

    Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    IV концерт

    В программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский

  • 29 января 1928

    Торжественное заседание и концерт, посвященный 10-летию «Красной газеты»
    Дирижер – директор Филармонии Николай Малько

    В программе: Вагнер, Глазунов, Берио, Калинников, Пушкин, Бетховен, Зощенко, Планкетт, Чайковский, Сарду

  • 12 ноября 1933

    (анонс)

    Внеплановый симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Александров. Романтическая сюита. Вагнер. III акт из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»



«Вестник театра и искусства»

О концерте 11 января 1922 в БЗФ 13 января 1922

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 4 ноября 1925 в БЗФ 5 ноября 1925



Другие материалы

Цецилия Ганзен

Цецилия Ганзен

Скрипка 1897–1989
Герман Бик

Герман Бик

Фортепиано 1896–1944

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»