Персоны

Михаил Климов

1881–1937
© Wikimedia Commons
Михаил Климов

Биография

Климов Михаил Георгиевич – хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Директор и художественный руководитель Филармонии в 1925–1927.

Михаил Климов – одна из ключевых фигур в музыкальной культуре Петербурга-Петрограда-Ленинграда первой трети ХХ века, человек широчайшей эрудиции и объемного круга музыкальных интересов – от культуры западно-европейского барокко до русской народной музыки.

После окончания Московского Синодального училища он поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции Римского-Корсакова и дирижерский класс Черепнина. Впоследствии преподавал теоретические предметы, оперный ансамбль, хоровое дирижирование в Консерватории и Оперной студии. Среди знаменитых учеников Климова – певица Софья Преображенская, дирижер Константин Симеонов и хоровой дирижер Елизавета Кудрявцева, оставившая воспоминания о своем учителе.

Но основная деятельность Климова была связана с Певческой Капеллой. Начав здесь работу в 1904 году в качестве педагога по пению, он в 1917–1935 был главным дирижером Капеллы, а в 1922–1930 – ее директором. По инициативе Климова в 1927 году в Капеллу был перенесен орган из Голландской церкви.

С Филармонией музыкант был связан со дня ее основания: возглавляемый им Хор Капеллы вместе с детской школой вошел, как Хоровая Академия, в состав Филармонии. Это было прописано в «Положении о Государственной Филармонии Петрограда», утвержденном 13 мая 1921 года наркомом Просвещения Анатолием Луначарским. Капелла остается постоянным участником филармонических концертов и после цепочки реорганизаций: уже в сентябре того же года учебные классы (школу, интернат) переподчинили Комитету Петроградского профессионального образования при Наркомате Просвещения, а 1 июля статус самостоятельного учреждения обретает и сама Петроградская государственная капелла, с передачей ей от филармонии всех исторических помещений и утвержденным уставом. Заведующим Капеллы назначают Михаил Климова, на этом посту он сменяет Сергея Ляпунова.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На сцене Большого зала Климов выступает теперь гораздо реже. Первый сезон так и остается для него самым насыщенным. Именно тогда Климов чаще других дирижеров, за исключением Эмиля Купера, становился за пульт Филармонического оркестра, исполнял многократно Реквием Моцарта и Торжественную мессу Бетховена. Под его управлением Оркестр принимал участие и в исполнении Реквиема Листа в Бенефисе малолетних певчих – так по старинке называют воспитанников Хоровой академии.

Еще чаще Михаил Климов выступал с хором a cappella. В концертах по случаю – «Памяти Урицкого», «Неделе III Коммунистического интернационала» – хор поет революционные песни. Но главные пристрастия дирижера отражают его сольные хоровые программы: в Большом зале, реже в Малом, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе. Под управлением Климова Хор исполняет Всенощную и Литургию Иоанна Златоуста Рахманинова, Литургию Чайковского (эти опусы совсем скоро надолго исчезнут из филармонических афиш), дает серию исторических концертов русской и западноевропейской музыки XV–XVII веков. В европейской программе – нидерландская, римская и венецианская школы: Жоскен Де Пре, Орландо ди Лассо, Палестрина, Джованни Габриэли. В русской – знаменные роспевы, канты, псалмы, Пещное действо, представленное с минимальной театрализацией. Коллектив поет также авторские обработки народных песен и светские хоры русских композиторов, в том числе монографическую программу Танеева.

После 1922 года выступления Климова в Филармонии единичны. И это несмотря на то, что в 1925–1927 он, одновременно с работой в Капелле, становится директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии. Михаил Георгиевич продолжает готовить Хор к исполнению кантатно-ораториальных сочинений, но за пультом Филармонического оркестра появляется редко: дирижирует ораториями «Самсон» Генделя (1923), «Рай и Пери» Шумана (1924), вновь Торжественной мессой Бетховена (1923), Реквиемом Моцарта (1924, 1932), финалом Девятой симфонии Бетховена в концерте, посвященном 200-летию Академии наук (1925). В программе единственного сольного отделения Капеллы 7 ноября 1929 года коллектив исполняет светские хоры русских и советских авторов, в том числе, Андрея Пащенко. Композитор тесно сотрудничал с Климовым: в Большом зале дирижер исполнил его оперу «Царь Максимилиан» и, в день годовщины смерти Ленина 21 января 1933 года, Траурно-Триумфальную симфонию.

Это было последнее выступление Климова в филармонии за пультом Оркестра. Но он продолжал бывать здесь как худрук хора и как постоянный слушатель. В одно из таких посещений, в апреле 1927 года, после концерта Ганса Кнаппертсбуша Михаил Георгиевич Климов, стоявший у истоков Филармонии, написал в «Золотой книге» (публикуется впервые):

С большим удовольствием и удовлетворением всегда посещаю старых соратников и товарищей по созданию и развитию Госакфилармонии и всегда констатирую ее художественный и материальный успех.

1927, IV, 27  Мих. Климов


Концерты



Михаил Климов

Михаил Климов

Дирижер 27 апреля 1927



Другие материалы

Наталия Ермоленко-Южина

Наталия Ермоленко-Южина

Сопрано 1881–1937
Елена Боголепова

Елена Боголепова

Сопрано ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»