Персоны

Наталия Ермоленко-Южина

1881–1937
Наталия Ермоленко-Южина

Биография

Ермоленко-Южина Наталия Степановна (настоящая фамилия – Плуговская, Ермоленко – сценический псевдоним, Южина – по мужу, певцу Давиду Южину) – певица, драматическое сопрано.

Наталия Ермоленко-Южина была известнейшей певицей своего времени. Невероятно широкий диапазон позволял ей петь и меццо-сопрановые партии (Марина Мнишек, Кармен). Начав карьеру в родном Киеве, Ермоленко-Южина позже стала солисткой Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. В ее репертуаре было более 30 оперных наименований, включая оперы Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Пуччини, Рихарда Штрауса, под управлением которого она выступала в Петербурге, став первой исполнительницей партии Электры на русской сцене.

Среди великих современников, с которыми довелось сотрудничать певице – дирижеры Артур Никиш, Феликс Мотль, Альберт Коутс, Сергей Рахманинов, Артуро Тосканини. Ермоленко-Южина гастролировала по России и за рубежом, выступала в Ла Скала, Гранд Опера и Ковент Гарден. За исполнение роли Марины Мнишек в «Борисе Годунове», представленном в Париже на первых «Русских сезонах» Дягилева, была удостоена французского Ордена Почетного легиона.

В 1920 году она получит звание Заслуженной артистки Республики, а в 1924 эмигрирует в Париж, где эпизодически будет выступать на сцене «Гранд-Опера».

В 1913 году в Мариинском театре представили премьеру оперы Рихарда Штрауса «Электра». Режиссером спектакля был Всеволод Мейерхольд, декорации и эскизы к костюмам делал Александр Головин, дирижировал Альберт Коутс, а первой на русской сцене Электрой стала Наталия Ермоленко-Южина. После премьеры Василий Каратыгин писал:

«Заглавную партию Электры исполняла г-жа Ермоленко-Южина. Не все слова ее роли долетали до слушателей, но с вокально-сценической стороны московская артистка была великолепна. Какую поразительную силу трагизма вложила она в монолог, кстати сказать, по музыке представляющий одну из самых содержательных и блестящих страниц оперы! И как сочно звучал везде чудесный голос певицы!» («Речь», 1913, 19 февраля).

Сцены из «Электры» Наталия Ермоленко-Южина исполнила в монографической программе из музыки Рихарда Штрауса, представленной под управлением Эмиля Купера в Большом зале филармонии 24 и 27 августа 1921 года.

И. Р.


Концерты

  • 24 августа 1921

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Наталия Ермоленко-Южина

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»

  • 27 августа 1921

    (повторение программы 24 августа)

    Филармонический оркестр
    Рихард Штраус
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Наталия Ермоленко-Южина

    Р. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»




Другие материалы

Киприан Пиотровский

Киприан Пиотровский

Тенор 1885–1968
Михаил Климов

Михаил Климов

Дирижер 1881–1937

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»