Персоны
Наталия Ермоленко-Южина
Биография
Ермоленко-Южина Наталия Степановна (настоящая фамилия – Плуговская, Ермоленко – сценический псевдоним, Южина – по мужу, певцу Давиду Южину) – певица, драматическое сопрано.
Наталия Ермоленко-Южина была известнейшей певицей своего времени. Невероятно широкий диапазон позволял ей петь и меццо-сопрановые партии (Марина Мнишек, Кармен). Начав карьеру в родном Киеве, Ермоленко-Южина позже стала солисткой Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. В ее репертуаре было более 30 оперных наименований, включая оперы Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Вагнера, Пуччини, Рихарда Штрауса, под управлением которого она выступала в Петербурге, став первой исполнительницей партии Электры на русской сцене.
Среди великих современников, с которыми довелось сотрудничать певице – дирижеры Артур Никиш, Феликс Мотль, Альберт Коутс, Сергей Рахманинов, Артуро Тосканини. Ермоленко-Южина гастролировала по России и за рубежом, выступала в Ла Скала, Гранд Опера и Ковент Гарден. За исполнение роли Марины Мнишек в «Борисе Годунове», представленном в Париже на первых «Русских сезонах» Дягилева, была удостоена французского Ордена Почетного легиона.
В 1920 году она получит звание Заслуженной артистки Республики, а в 1924 эмигрирует в Париж, где эпизодически будет выступать на сцене «Гранд-Опера».
В 1913 году в Мариинском театре представили премьеру оперы Рихарда Штрауса «Электра». Режиссером спектакля был Всеволод Мейерхольд, декорации и эскизы к костюмам делал Александр Головин, дирижировал Альберт Коутс, а первой на русской сцене Электрой стала Наталия Ермоленко-Южина. После премьеры Василий Каратыгин писал:
«Заглавную партию Электры исполняла г-жа Ермоленко-Южина. Не все слова ее роли долетали до слушателей, но с вокально-сценической стороны московская артистка была великолепна. Какую поразительную силу трагизма вложила она в монолог, кстати сказать, по музыке представляющий одну из самых содержательных и блестящих страниц оперы! И как сочно звучал везде чудесный голос певицы!» («Речь», 1913, 19 февраля).
Сцены из «Электры» Наталия Ермоленко-Южина исполнила в монографической программе из музыки Рихарда Штрауса, представленной под управлением Эмиля Купера в Большом зале филармонии 24 и 27 августа 1921 года.
И. Р.
Концерты
-
24 августа 1921
Филармонический оркестр
Рихард Штраус
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Наталия Ермоленко-ЮжинаР. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»
-
27 августа 1921
(повторение программы 24 августа)
Филармонический оркестр
Рихард Штраус
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Наталия Ермоленко-ЮжинаР. Штраус. Симфонические поэмы «Смерть и просветление», «Дон Жуан» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Фрагменты из оперы «Электра»