Персоны
Альберт Коутс
Биография
Коутс Альберт / Albert Coates – русско-английский дирижер и композитор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Альберт Коутс родился в Санкт-Петербурге в семье английского отца и русской матери, учился дирижированию в Лейпциге у Артура Никиша, был его ассистентом в оркестре Гевандхауз, работал в театрах Дрездена и Мангейма.
В 1910-м Коутса приглашают в Мариинский театр, где он служит до 1919 года, осуществив ряд выдающихся постановок. В их числе – «Хованщина» (1911, режиссер и исполнитель партии Досифея Федор Шаляпин), «Электра» (1913, премьера на русской сцене, режиссер Всеволод Мейерхольд), «Соловей» Стравинского (1919, премьера). Судя по всему, Коутс не исключает возможности продолжить работу в Советской России. Но в 1919 году он уезжает в Англию. Становится одним из руководителей театра Ковент-Гарден, работает с ведущими оркестрами, выступает с русскими музыкантами – Шаляпиным, Рахманиновым, Прокофьевым, гастролирует, неизменно исполняя русскую музыку. Она сохранилась в репертуаре дирижера и после 1946-го, когда он переселился в Южную Африку.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В 1920-х – 1930-х годах Альберт Коутс неоднократно выступал в СССР. С 1927-го по 1935 год он дал 17 концертов в Большом зале филармонии.
С Филармоническим оркестром дирижер был хорошо знаком. Они сотрудничали и тогда, когда коллектив был Придворным, и тогда, когда Оркестр стал Государственным. До 1919 года Коутс выступал с музыкантами в залах Народного (Дворянского) собрания, Капеллы, Михайловского театра. В симфонической серии, задуманной главным дирижером Государственного оркестра Сергеем Кусевицким как титульный цикл сезона 1917/1918, Коутс провел шесть из восемнадцати концертов. Участвовал дирижер и в других начинаниях Оркестра: ему доверяют программу «памяти жертв Революции», концерт-митинг памяти Урицкого.
На вечере, посвященном годовщине образования Всероссийского союза оркестрантов, Коутс выступает уже как Альберт Карлович. Добавление отчества – деталь не столь малозначительная, как может показаться на первый взгляд. Ведь в этом же концерте приняли участие Ф. И. Шаляпин и А. К. Глазунов, и стоящего в одном ряду с инициалами А. К. Коутса таким образом вписывают в табель выдающихся русских музыкантов. Не исключено, что в период полной неопределенности в отношениях с Кусевицким Наркомпрос делал ставку на Коутса как его преемника.
Но 3 декабря 1918 года в зале Народного собрания состоялась последняя встреча Альберта Коутса с Государственным оркестром. Это был концерт, который устраивали Культурно-просветительский отдел Спасского Совета народных депутатов и Наркомпрос для красноармейских частей Петрограда. Перед началом с речами выступили народные комиссары Зиновьев и Позерн. Надо полагать, качество программы и атмосфера вечера – речи, публика – произвели впечатление на Коутса. Во всяком случае, в следующий раз он появится за пультом оркестра, уже Филармонического, как гастролер лишь спустя почти 10 лет.
Дирижеры Альберт Коутс и Ханс Кнаппертсбуш (Германия). Ленинградская филармония, 5 мая 1927 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В программу своего первого концерта в Ленинградской филармонии 11 мая 1927 года (закрытие сезона) дирижер включил любимую им музыку Вагнера, «Поэму экстаза» Скрябина и фрагмент сюиты Холста. С оркестром они встретились, как старые друзья. После концерта Коутс написал в «Золотой книге»:
«Мои дорогие коллеги Ленинградского филармонического оркестра. После многих лет отсутствия я счастлив быть с вами снова – из моей памяти не сотрутся те тяжкие годы. Я жду многих-многих счастливых лет с вами – моя любовь всем вам
Альберт Коутс
1927».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Впоследствии Коутс еще несколько раз гастролировал в Ленинграде – дирижировал спектаклями в Мариинском театре и концертами в Филармонии. В 1932 году он дал один концерт, а в апреле 1934-го – уже шесть. Филармония в это время празднует свое 15-летие, а оркестр получает звание Заслуженного коллектива. Торжества отмечаются не только на сцене Большого зала. Под управлением Коутса музыканты играют на заводах, и это событие с гордостью освещается заводской, городской и центральной прессой: ведь перед рабочими выступает известный иностранный дирижер! Энтузиазм вызывает и концерт в Большом зале, в котором Коутс представляет два акта из «Орфея и Эвридики» Глюка при участии объединенного самодеятельного хора. Альберт Коутс с оркестром ЗКР в концерте на заводе.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В декабре 1934 года Альберт Коутс приезжает еще на четыре концерта. И в весенней, и в зимней сериях есть сочинения современных авторов – фортепианные концерты Шостаковича, Дзержинского (оба играет Павел Серебряков), Фейнберга (солирует автор), опусы Гавриила Попова и Бориса Асафьева. Есть и премьеры: две английские – Лондонская симфония Воана-Уильямса и «Планеты» Холста, а также Симфония Шапорина и Концерт для фагота с оркестром учившегося в Петроградской консерватории немецкого композитора и фаготиста Виктора Брунса (1904–1996). В программах дирижера звучат «Песни странствующего подмастерья» Малера со знаменитой шведской меццо Карин Бранцель, симфонии №№ 4, 5, 6 Чайковского, № 7 Бетховена и № 3 Брамса, фрагменты из опер Вагнера и Римского-Корсакова, симфонические поэмы Скрябина и Рихарда Штрауса.
Дирижер Альберт Коутс в концерте 18 апреля 1934 года, солистки Ирина Витлин и Антонина Григорьева.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В декабре 1935 года Коутс вновь выступает на сцене Большого зала. С Филармоническим оркестром он дает пять концертов. В одном из них – 29 декабря – анонсировалось исполнение симфонии Коутса «Орел», но по какой-то причине оно было заменено «Поэмой экстаза» Скрябина.
Альберт Коутс и композитор Юрий Шапорин. Ленинградская филармония, 1934 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В последнем концерте – 30 декабря – состоится дебют 12-летнего Даниила Шафрана (в программке – Даня Шафран), который исполнит под управлением британского дирижера Вариации на тему рококо Чайковского. Они прозвучали в окружении увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и Патетической симфонии.
Почти такой же программой (вместо Вариаций был скрипичный концерт с Павлом Коханьским) 3 марта 1918 года дирижер начал сотрудничество с оркестром. Ее повторение 30 декабря 1935-го в концерте, которым Альберт Коутс завершил последние гастроли в городе своего детства, кажется символичным.
Концерты
-
11 мая 1927
Филармонический оркестр
Дирижер – Альберт КоутсХолст. «Марс» из симфонической сюиты «Планеты». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль», «Тангейзер» и «Гибель богов»
-
24 мая 1932
(анонс)
Последний симфонический концерт в сезоне
Дирижер – Альберт Коутс (Англия)
Штраус. Р. «Дон Жуан». Вагнер. Вступление и смерть Изольды из музыкальной трагедии «Тристан и Изольда». Бетховен. Ария Леоноры из оперы «Фиделио». Чайковский. Симфония № 5
-
6 апреля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)
Воан-Уильямс. Симфония № 2 «Лондонская». Попов. Симфоническая сюита № 1. Вагнер. Два фрагмента из драмы-мистерии «Парсифаль». Два фрагмента из оперы «Гибель богов»
-
9 апреля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)
Гендель. Concerto grosso. Брунс. Концерт для фагота с оркестром. Бах. Чакона. Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»
-
12 апреля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)
Холст. «Планеты». Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Балакирев. «Исламей»
-
14 апреля 1934
(машинопись)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)
Чайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Чайковский. Вариации и Полонез из Сюиты № 3
-
18 апреля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». i и II действия оперы «Орфей и Эвридика»
-
20 апреля 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)
Чайковский. Симфония № 5. Асафьев. Сюита из балета-поэмы «Бахчисарайский фонтан». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
7 декабря 1934
3-й концерт 3-го абонемента (анонс и картотека, в афише – 4 декабря)
Симфонический концерт
Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Фейнберг. Концерт для фортепиано с оркестром. Малер. «Песни странствующего подмастерья». Франк. Симфония
-
9 декабря 1934
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»
-
12 декабря 1934
(буклет и анонс)
Культпоход рабочих и служащих заводов им. Ленина и им. Сталина
Чайковский. «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Шапорин. Симфония для оркестра и хора
-
15 декабря 1934
3-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шапорин. Симфония для оркестра и хора
-
20 декабря 1935
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсЧайковский. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Симфония № 6 «Патетическая»
-
21 декабря 1935
(машинопись, возможно, днем)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсРимский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 5
-
22 декабря 1935
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсБрамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
24 декабря 1935
(повторение программы 22 декабря, машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсБрамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»
-
26 декабря 1935
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт КоутсБерлиоз. Увертюра «Король Лир». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Берлиоз. Фантастическая симфония
-
29 декабря 1935
3-й концерт 4-го абонемента (анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»
-
30 декабря 1935
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»