Персоны

Альберт Коутс

1882–1953
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Альберт Коутс

Биография

Коутс Альберт / Albert Coates – русско-английский дирижер и композитор.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Альберт Коутс родился в Санкт-Петербурге в семье английского отца и русской матери, учился дирижированию в Лейпциге у Артура Никиша, был его ассистентом в оркестре Гевандхауз, работал в театрах Дрездена и Мангейма.

В 1910-м Коутса приглашают в Мариинский театр, где он служит до 1919 года, осуществив ряд выдающихся постановок. В их числе – «Хованщина» (1911, режиссер и исполнитель партии Досифея Федор Шаляпин), «Электра» (1913, премьера на русской сцене, режиссер Всеволод Мейерхольд), «Соловей» Стравинского (1919, премьера). Судя по всему, Коутс не исключает возможности продолжить работу в Советской России. Но в 1919 году он уезжает в Англию. Становится одним из руководителей театра Ковент-Гарден, работает с ведущими оркестрами, выступает с русскими музыкантами – Шаляпиным, Рахманиновым, Прокофьевым, гастролирует, неизменно исполняя русскую музыку. Она сохранилась в репертуаре дирижера и после 1946-го, когда он переселился в Южную Африку.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1920-х – 1930-х годах Альберт Коутс неоднократно выступал в СССР. С 1927-го по 1935 год он дал 17 концертов в Большом зале филармонии.

С Филармоническим оркестром дирижер был хорошо знаком. Они сотрудничали и тогда, когда коллектив был Придворным, и тогда, когда Оркестр стал Государственным. До 1919 года Коутс выступал с музыкантами в залах Народного (Дворянского) собрания, Капеллы, Михайловского театра. В симфонической серии, задуманной главным дирижером Государственного оркестра Сергеем Кусевицким как титульный цикл сезона 1917/1918, Коутс провел шесть из восемнадцати концертов. Участвовал дирижер и в других начинаниях Оркестра: ему доверяют программу «памяти жертв Революции», концерт-митинг памяти Урицкого.

На вечере, посвященном годовщине образования Всероссийского союза оркестрантов, Коутс выступает уже как Альберт Карлович. Добавление отчества – деталь не столь малозначительная, как может показаться на первый взгляд. Ведь в этом же концерте приняли участие Ф. И. Шаляпин и А. К. Глазунов, и стоящего в одном ряду с инициалами А. К. Коутса таким образом вписывают в табель выдающихся русских музыкантов. Не исключено, что в период полной неопределенности в отношениях с Кусевицким Наркомпрос делал ставку на Коутса как его преемника.

Но 3 декабря 1918 года в зале Народного собрания состоялась последняя встреча Альберта Коутса с Государственным оркестром. Это был концерт, который устраивали Культурно-просветительский отдел Спасского Совета народных депутатов и Наркомпрос для красноармейских частей Петрограда. Перед началом с речами выступили народные комиссары Зиновьев и Позерн. Надо полагать, качество программы и атмосфера вечера – речи, публика – произвели впечатление на Коутса. Во всяком случае, в следующий раз он появится за пультом оркестра, уже Филармонического, как гастролер лишь спустя почти 10 лет.

Дирижеры Альберт Коутс и Ханс Кнаппертсбуш (Германия). Ленинградская филармония, 5 мая 1927 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В программу своего первого концерта в Ленинградской филармонии 11 мая 1927 года (закрытие сезона) дирижер включил любимую им музыку Вагнера, «Поэму экстаза» Скрябина и фрагмент сюиты Холста. С оркестром они встретились, как старые друзья. После концерта Коутс написал в «Золотой книге»:

«Мои дорогие коллеги Ленинградского филармонического оркестра. После многих лет отсутствия я счастлив быть с вами снова – из моей памяти не сотрутся те тяжкие годы. Я жду многих-многих счастливых лет с вами – моя любовь всем вам
Альберт Коутс
1927».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Впоследствии Коутс еще несколько раз гастролировал в Ленинграде – дирижировал спектаклями в Мариинском театре и концертами в Филармонии. В 1932 году он дал один концерт, а в апреле 1934-го – уже шесть. Филармония в это время празднует свое 15-летие, а оркестр получает звание Заслуженного коллектива. Торжества отмечаются не только на сцене Большого зала. Под управлением Коутса музыканты играют на заводах, и это событие с гордостью освещается заводской, городской и центральной прессой: ведь перед рабочими выступает известный иностранный дирижер! Энтузиазм вызывает и концерт в Большом зале, в котором Коутс представляет два акта из «Орфея и Эвридики» Глюка при участии объединенного самодеятельного хора. Альберт Коутс с оркестром ЗКР в концерте на заводе.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В декабре 1934 года Альберт Коутс приезжает еще на четыре концерта. И в весенней, и в зимней сериях есть сочинения современных авторов – фортепианные концерты Шостаковича, Дзержинского (оба играет Павел Серебряков), Фейнберга (солирует автор), опусы Гавриила Попова и Бориса Асафьева. Есть и премьеры: две английские – Лондонская симфония Воана-Уильямса и «Планеты» Холста, а также Симфония Шапорина и Концерт для фагота с оркестром учившегося в Петроградской консерватории немецкого композитора и фаготиста Виктора Брунса (1904–1996). В программах дирижера звучат «Песни странствующего подмастерья» Малера со знаменитой шведской меццо Карин Бранцель, симфонии №№ 4, 5, 6 Чайковского, № 7 Бетховена и № 3 Брамса, фрагменты из опер Вагнера и Римского-Корсакова, симфонические поэмы Скрябина и Рихарда Штрауса.

Дирижер Альберт Коутс в концерте 18 апреля 1934 года, солистки Ирина Витлин и Антонина Григорьева.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В декабре 1935 года Коутс вновь выступает на сцене Большого зала. С Филармоническим оркестром он дает пять концертов. В одном из них – 29 декабря – анонсировалось исполнение симфонии Коутса «Орел», но по какой-то причине оно было заменено «Поэмой экстаза» Скрябина.

Альберт Коутс и композитор Юрий Шапорин. Ленинградская филармония, 1934 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В последнем концерте – 30 декабря – состоится дебют 12-летнего Даниила Шафрана (в программке – Даня Шафран), который исполнит под управлением британского дирижера Вариации на тему рококо Чайковского. Они прозвучали в окружении увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и Патетической симфонии.

Почти такой же программой (вместо Вариаций был скрипичный концерт с Павлом Коханьским) 3 марта 1918 года дирижер начал сотрудничество с оркестром. Ее повторение 30 декабря 1935-го в концерте, которым Альберт Коутс завершил последние гастроли в городе своего детства, кажется символичным.


Концерты

  • 11 мая 1927

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Альберт Коутс

    Холст. «Марс» из симфонической сюиты «Планеты». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Вагнер. Фрагменты из опер «Парсифаль», «Тангейзер» и «Гибель богов»

  • 24 мая 1932

    (анонс)

    Последний симфонический концерт в сезоне
    Дирижер – Альберт Коутс (Англия)

    Штраус. Р. «Дон Жуан». Вагнер. Вступление и смерть Изольды из музыкальной трагедии «Тристан и Изольда». Бетховен. Ария Леоноры из оперы «Фиделио». Чайковский. Симфония № 5

  • 6 апреля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Воан-Уильямс. Симфония № 2 «Лондонская». Попов. Симфоническая сюита № 1. Вагнер. Два фрагмента из драмы-мистерии «Парсифаль». Два фрагмента из оперы «Гибель богов»

  • 9 апреля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Гендель. Concerto grosso. Брунс. Концерт для фагота с оркестром. Бах. Чакона. Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма»

  • 12 апреля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Холст. «Планеты». Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дзержинский. Концерт для фортепиано с оркестром. Балакирев. «Исламей»

  • 14 апреля 1934

    (машинопись)

    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Чайковский. Симфония № 4. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Чайковский. Вариации и Полонез из Сюиты № 3

  • 18 апреля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Глюк. Увертюра к опере «Ифигения в Авлиде». i и II действия оперы «Орфей и Эвридика»

  • 20 апреля 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Чайковский. Симфония № 5. Асафьев. Сюита из балета-поэмы «Бахчисарайский фонтан». Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 7 декабря 1934

    3-й концерт 3-го абонемента (анонс и картотека, в афише – 4 декабря)

    Симфонический концерт

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Фейнберг. Концерт для фортепиано с оркестром. Малер. «Песни странствующего подмастерья». Франк. Симфония

  • 9 декабря 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 12 декабря 1934

    (буклет и анонс)

    Культпоход рабочих и служащих заводов им. Ленина и им. Сталина

    Чайковский. «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Шапорин. Симфония для оркестра и хора

  • 15 декабря 1934

    3-й концерт 2-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шапорин. Симфония для оркестра и хора

  • 20 декабря 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Чайковский. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Симфония № 6 «Патетическая»

  • 21 декабря 1935

    (машинопись, возможно, днем)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Чайковский. Симфония № 5

  • 22 декабря 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Брамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 24 декабря 1935

    (повторение программы 22 декабря, машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Брамс. Симфония № 3. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. Симфония № 4 «Поэма экстаза»

  • 26 декабря 1935

    (машинопись)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс

    Берлиоз. Увертюра «Король Лир». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 29 декабря 1935

    3-й концерт 4-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Скрябин. Симфония № 4 «Поэма экстаза». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»

  • 30 декабря 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»



«‎Ленинградская правда»‎

О выездном концерте 15 апреля 1934

«Сталинец»‎, «‎Известия» (повтор материала)‎

О выездном концерте 15 (16) апреля 1934

«‎Ленинградская правда»‎

О концертах с 6 по 8 апреля 1934 20 апреля 1934

«‎Труд»‎

О концерте 18 апреля 1934 в БЗФ 21 апреля 1934

«Красная газета»

О концерте 18 апреля 1934 в БЗФ 23 апреля 1934

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

О выездных концертах 25 апреля 1934

«Юный Пролетарий»‎ № 10

О концерте на оптико-механическом заводе 17 апреля 1934 1934

«Советский Об’ектив»‎

О концерте на оптико-механическом заводе 17 апреля 1934 28 апреля 1934

«‎Смена»‎

Об итогах сезона 1933–1934 2 июня 1934

«‎Литературная газета»‎

О массовой работе 22 ноября 1934


Альберт Коутс

Альберт Коутс

Дирижер 11 мая 1927



Другие материалы

Тамара Церетели

Тамара Церетели

Контральто 1900–1968
Петр Курилов

Петр Курилов

Тромбон 1892–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»