Персоны

Даниил Шафран

1923–1997
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Даниил Шафран

Биография

Шафран Даниил Борисович – виолончелист.

Музыкальное будущее Даниила Шафрана было определено в детстве. Его отец Борис Шафран еще в 1927 году поступил на последний пульт группы виолончелей в Оркестр Ленинградской филармонии, через семь лет стал помощником концертмейстера группы, а в 1941-м – первой виолончелью оркестра. Он и был первым учителем сына. Заниматься с мальчиком Борис Семенович начал не рано, когда тому исполнилось 8 лет. Но ребенок делал стремительные успехи, и через два года, в 1933-м, Борис Шафран привел Даниила к своему консерваторскому профессору Александру Яковлевичу Штримеру, который, прослушав юного музыканта, взялся с ним заниматься.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1934 году при Ленинградской консерватории открывается группа одаренных детей, и Даня Шафран становится ее учеником. Уже 30 декабря 1935 года он играет в Большом зале с Филармоническим оркестром под управлением Альберта Коутса Вариации на тему рококо Чайковского, а 6 мая 1936 года вновь выходит на сцену Большого зала в отчетном концерте воспитанников особой группы.

Ленинградская филармония, в которой Шафран, по существу, вырос и состоялся как артист, осталась для него навсегда одной из главных концертных площадок мира. Здесь он будет играть постоянно– сначала как участник отчетных концертов Специальной музыкальной школы (ее открывают при Консерватории в августе 1936-го на базе особой группы), затем как лауреат I премии Первого Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов, который пройдет в 1937-м в Москве, а позже – как один из лучших музыкантов своего времени.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Только до войны Даня Шафран, а именно так его имя писали в афишах и программках, сыграл с оркестром концерты Сен-Санса, Давыдова, трижды Вариации на тему рококо Чайковского (сразу же после конкурса 14-летний солист записал их на пластинку). Его партнерами по сцене были, кроме упомянутого Альберта Коутса, Фриц Штидри, Карл Элиасберг, Борис Хайкин.

В сентябре 1941 года Оркестр филармонии уезжает в эвакуацию в Новосибирск. Шафран остается в Ленинграде, идет в ополчение, играет в четырех сборных концертах в Большом зале, но через несколько месяцев присоединяется к семье. В Новосибирске с 3 января 1942-го по 6 февраля 1943-го он дает девять концертов, выступая с оркестром под управлением Евгения Мравинского и Курта Зандерлинга.

В 1943 году Шафрана приглашают в Москву, с тех пор он выступает как солист Московской филармонии. Вскоре к музыканту приходит международная известность: он получает первые премии на конкурсе Международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949) и конкурсе виолончелистов в Праге (1950) и начинает гастролировать по всему миру. Западная критика называет его «чудом из России», Шафрана избирают Почетным членом Всемирной академии музыкантов в Риме (1959), он играет в лучших концертных залах мира – дает камерные программы, выступает с оркестрами и выдающимися дирижерами, записывает с ними пластинки, дает мастер-классы.


Даниил Шафран с отцом, Борисом Семёновичем Шафраном, концертмейстером виолончелей оркестра ЗКР. На концерте 22 октября 1947 года (Даниил солирует)
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На Западе авторитет Даниила Шафрана неизменно высок. В Москве он чувствует себя менее уютно. В 1950-е годы здесь стремительно восходит звезда еще одного выдающегося виолончелиста – Мстислава Ростроповича. Психологически это совершенно два разных человека. Замкнутому, сосредоточенному, малообщительному Шафрану кажется, что Ростропович, с его бурным темпераментом, вытесняет его с позиции первого виолончелиста страны. Именно Ростропович играет премьеры концертов Шостаковича, а Шафрану достаются Кабалевский (Концерт № 2 посвящен виолончелисту) и Хренников. Ощущение обиды сохраняется и после изгнания Ростроповича из страны, и в Москве Даниил Шафран выступает все реже.


Концерт 27 ноября 1951 года. Авторский вечер Дм. Кабалевского. Большой симфоническй оркестр Ленинградского Комитета радиоинформации. Солист – Даниил Шафран. Дирижирует автор.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Был ли он объективен в оценке происходящего, мог ли быть объективным? Были ли на то основания? Во всяком случае, сайт, посвященный памяти Даниила Шафрана, создан его почитателями не в России и не на русском, а на английском языке. На нем размещены избранные концертные программы музыканта, в основном за рубежом. Но нет программ, сыгранных Даниилом Шафраном в Ленинградской-Петербургской филармонии. Здесь он играл более 60-ти лет, почти каждый сезон.

Первое выступление Даниила Шафрана с Филармоническим оркестром после его возвращения из эвакуации состоится 18 апреля 1945 года. С Заслуженным коллективом в Большом зале Шафран будет играть под управлением Курта Зандерлинга, Константина Иванова, Константина Симеонова, Геннадия Рождественского, Николая Рабиновича, Ежи Семкова, Карела Анчерла, Арвида Янсонса. В 1951–1953 он выступает и с оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Светланова и Кабалевского (в его авторских концертах), играет с этим оркестром и после вхождения коллектива в состав Филармонии. Также Даниил Шафран солирует в концертах коллективов-гастролеров: Государственного симфонического оркестра Союза ССР (24 декабря 1954), Камерного оркестра Латвийской филармонии (23 декабря 1984 года). В исполнении Шафрана звучат концерты Гайдна, Сен-Санса, Лало, Дворжака, Шумана, Хачатуряна, Вариации рококо Чайковского, Симфония-концерт Прокофьева.


Концерт 11 февраля 1954 года. Солист Даниил Шафран. Дирижер Константин Иванов. Оркестр ЗКР (концертмейстер виолончелей – отец Даниила Шафрана Б. С. Шафран).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Концерт 24 декабря 1954 года. Солист Даниил Шафран. Дирижер Геннадий Рождественский. Государственный симфонический оркестр Союза ССР.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

19 ноября 1983 года Даниил Шафран дает первый сольный концерт в Большом зале. Вечер он посвящает 90-летию со дня рождения своего учителя Александра Яковлевича Штримера, у которого начинал заниматься полвека назад, сохранив нежность и глубочайшее почтение до конца жизни. В книге «Виолончель соло», опубликованной в издательстве АСТ (Москва, 2001) и подготовленной к печати Верой Гусевой, дочерью Даниила Шафрана, он вспоминает о Штримере:

«…я до сих пор храню в памяти те чудесные качества, которые он проявлял буквально на каждом шагу. Это был человек необыкновенной индивидуальности, тонкой культуры, подлинный ‘’рыцарь духа’’. Интеллект, широта кругозора производили неотразимое впечатление, резко выделяли его среди многих других инструменталистов. … Это был педагог высочайшего интеллекта. Но он никогда не давил студентов своей образованностью и энциклопедическими знаниями, не запугивал наказанием. Мы много беседовали о живописи и литературе, он развивал наше воображение, учил думать самостоятельно и творчески. К каждому студенту он подходил индивидуально. Он преподавал не просто музыку, а музыку как искусство».

С вечера памяти учителя начались регулярные сольные концерты Даниила Шафрана в Большом зале. Но большинство камерных программ – 55 концертов – он играл в Малом зале.

Впервые музыкант выступил здесь в ноябре 1949-го, вскоре после открытия Малого зала, а последний концерт дал 14 апреля 1991 года. До середины 1960-х он выступал в ансамбле со своей первой женой Ниной Мусинян. Затем нередко менял пианистов: ритмическая свобода, свойственная его исполнительской манере, и невероятная требовательность создавали для партнеров Шафрана по ансамблю порой непреодолимые трудности, хотя среди них были такие известные ансамблисты, как Фрида Бауэр (долгие годы постоянный пианист Давида Ойстраха), Феликс Готлиб, Антон Гинзбург – с ним Шафран выступал дольше всего. В Малом зале он играл также в ансамбле с Андреем Волконским (клавесин), а также с Ленинградским камерным оркестром.


Малый зал филармонии, 23 ноября 1949 года. Даниил Шафран. Партия фортепиано Нина Мусинян.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Камерный репертуар музыканта был невероятно широк – от старинной до новейшей музыки. В исполнении Шафрана несколько раз звучали сюиты для виолончели соло и сонаты Баха, цикл из всех сонат Бетховена, он играл сонаты Шопена и Брамса, Дебюсси и Мийо, Прокофьева и Шостаковича, Бориса Чайковского и Бриттена, исполнил премьеру сонаты № 1 Моисея Вайнберга и, в Большом зале, посвященную ему сонату Бориса Арапова. В стремлении расширить репертуар Шафран исполнял переложения, в том числе собственные – Строгие напевы Брамса, Сонату Франка, Итальянскую сюиту Стравинского.


7 февраля 1996 года. С дирижером Саулюсом Сондецкисом. Последний концерт Даниила Шафрана в филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Последний филармонический концерт Даниил Борисович Шафран дал 7 февраля 1996 года в Большом зале с Эрмитажным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса, исполнив Концерт Шумана. Это был 120-й концерт в филармонической биографии Даниила Шафрана. Ровно через год, 7 февраля 1997 года, музыкант уйдет из жизни.


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И. Р.


Концерты

  • 30 декабря 1935

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Альберт Коутс (Лондон)

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 6 мая 1936

    (машинопись)

    Концерт особой детской группы Ленинградской государственной консерватории

    В программе: Лист, Венявский, Шуберт, Григ, Шопен, Блох, Оттерер, Сенайя, Поппер, Моцарт, Шуман, Вьетан, Паганини–Ауэр, Букстехуде–Прокофьев, Шуман–Таузиг, Люлли–Годовский

  • 23 декабря 1936

    Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии

    Вечер виолончельной музыки (Celloabend)
    Даня Шафран

    В программе: Бреваль, Сен-Санс, Шуберт, Шопен–Глазунов, Поппер, Глазунов, Сарасате

  • 10 января 1937

    Симфонический концерт
    Дирижер – Фриц Штидри

    Чулаки. Симфония. Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник». Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»

  • 8 апреля 1937

    Концерт учащихся школы Ленинградской государственной консерватории

    В программе: Чайковский, Рубинштейн, Моцарт, Шопен, Л. Берман, Герфурт, Тартини, Шуберт, Римский-Корсаков, Сен-Санс, Каравайчук, Д. Толстой, Форе, Пиатти, Буткевич, Витали, Лист

  • 30 января 1938

    (программка с портретом композитора на обложке)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Симфония «Манфред». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Тема с вариациями из сюиты № 3

  • 30 октября 1938

    2-й концерт 3-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Борис Хайкин

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Давыдов. Концерт для виолончели с оркестром № 2

  • 26 апреля 1940

    Концерт 1-го абонемента из произведений П. И. Чайковского (программка с портретом Чайковского, вкладышем-аннотацией)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Серенада для струнного оркестра. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 5

  • 5 октября 1941

    [Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 28]

    Открытие концертного сезона
    Сборный концерт

    Художественное чтение. Чайковский. Сцены из II и V картин оперы «Пиковая дама». Сцены из оперетт. Инструментальные и балетные номера

  • 19 октября 1941

    [Дополнено по книге Крюкова А. Музыка в дни блокады: Хроника. СПб: Композитор, 2002. С. 38]

    Балетный утренник

    (программа не указана)

  • 7 ноября 1941

    (афиша с утратами)

    Хоровой концерт

    (программа не указана)

  • 8 ноября 1941

    (афиша)

    Балетный утренник

    (программа не указана)

  • 3 января 1942

    (анонс на обороте программки 27 декабря, рукопись Е. М. Зингера)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Симфония № 5. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

  • 7 февраля 1942

    (программка)

    Вечер французской музыки

    Франк. Симфония ре минор. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Равель. «Болеро»

  • 7 марта 1942

    (программка)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Берлиоз. Увертюра к опере «Бенвенуто Челлини». Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»

  • 11 апреля 1942

    (программка)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Бетховен. Симфония № 2. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

  • 8 мая 1942

    Концерт был либо днем, либо не состоялся (анонс на обороте программки 2 мая)

    Камерный концерт
    Заслуженная артистка РСФСР
    Александра Халилеева
    Лауреат Всесоюзного конкурса
    Даниил Шафран

    (программа не указана)

  • 23 мая 1942

    (программка)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Моцарт. Симфония № 40. Боккерини. Концерт для виолончели с оркестром. Стравинский. «Маленькая сюита»

  • 28 ноября 1942

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Вебер. Увертюра к опере «Волшебный стрелок». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

  • 23 января 1943

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Глазунов. Симфония № 4




Другие материалы

Надежда Цомая

Надежда Цомая

Меццо-сопрано 1904–1973
Исай Шерман

Исай Шерман

Дирижер 1908–1972

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»