Персоны
Андрей Пащенко

Биография
Пащенко Андрей Филиппович – композитор.
Биография Пащенко тесно связана с Филармоническим оркестром. Еще до окончания в 1917-м Петроградской консерватории в классе Максимилиана Штейнберга он служил библиотекарем Государственного (1917–1921, по другим сведениям, с 1911), а в 1921–1931 – Филармонического оркестра. В архиве Музыкальной библиотеки Филармонии хранится приказ № 19 от 8 октября 1917 года о назначении Андрея Пащенко временно исполняющим обязанности библиотекаря, а в Театрально-музыкальном календаре-справочнике за 1923 год он отмечен в должности старшего библиотекаря[1].
Именно в 1920-е годы музыка Пащенко регулярно звучала в Большом зале. Премьеры его Третьей, Четвертой и Пятой симфоний исполнил оркестр под управлением Александра Гаука (1925, 1927, 1930), его «Симфонической мистерией» дирижировал Валериан Бердяев (1924), увертюрой к комической опере «Флорентийский карнавал» – Владимир Дранишников (1924), «Сюитой в классическом стиле» – Николай Малько (1927), а концертным исполнением оперы «Царь Максимилиан» – Михаил Климов (1930, 1931).
Писал Пащенко очень много. Его оперы в 1920–1940-е годы были в репертуаре ленинградских театров: «Орлиный бунт» и «Черный яр» шли в ГАТОБе/Мариинском (поставлены в 1925 и 1931 годах), а «Помпадуры и помпадурши» по Салтыкову-Щедрину и «Свадьба Кречинского» – в Малом оперном/Михайловском (поставлены в 1939 и 1949 годах). В 17 операх композитора, часть из которых написана на собственное либретто, были сюжеты из Гоголя и Горького, Мольера и Мериме, Василя Быкова и Михаила Булгакова: последней, написанной в 1971 году, стала опера «Мастер и Маргарита», но большинство из них поставлено не было.
Композитор обращался и к другим жанрам, это оратории, кантаты, симфонические поэмы, хоры, музыка к фильмам и симфонии, их у Пащенко шестнадцать. Большинство симфоний – программные. Это «Молодежная», «Драматическая», «Праздничная», «Юбилейная» и даже симфония «Жизнь художника» (№ 15, 1970), некоторые связаны с текстом – Блока, Неруды, Всеволода Рождественского и Анатолия Луначарского (№ 12, 1967). Программной была и Вторая симфония на стихи Бальмонта (они опубликованы в программке концерта), воспевающие Солнце – культовый образ русского символизма начала ХХ века, исполненная Филармоническим оркестром под управлением автора 21 марта 1923 года.
Следующее выступление Андрея Пащенко на сцене Большого зала состоялось лишь в декабре 1932 года: тогда в концерте Оркестра народных инструментов имени Андреева он дирижировал своей симфонией № 7 – «Пионерской». В списке сочинений композитора симфония с таким названием значится под № 14 (1969), а № 7 относится к другой программной симфонии – «Драматической», написанной к тому же в 1955 году. Такую путаницу в нумерации и названиях сможет объяснить лишь гипотетический исследователь творчества Андрея Пащенко. Мы лишь попробуем предположить, что она связана с привычкой композитора возвращаться к своим старым сочинениям и делать новые редакции (их иногда три). Не исключено, что переделка сопровождалась изменением нумерации и названий, что и отражено в списке сочинений Пащенко. Кроме того, в программке концерта 1932 года симфония «Пионерская» отмечена ремаркой «1-е исполнение». Возможно, для народного оркестра автор сделал версию ранее написанного опуса (например, «Молодежной» симфонии № 4, 1927 год), а в 1969-м вернулся к старому названию и переделал для симфонического оркестра симфонию «Пионерскую».
Для филармонической афиши важнее другое: разделенные почти десятилетием исполнения симфонии на стихи Бальмонта «Гимн Солнцу» и «Пионерской» отражают фундаментальные различия в жизни страны, произошедшие в короткий срок.
В 1930-е композитор аккуратно встраивается в новую систему идеологических ценностей. В 1920-е годы, обещавшие перемены и светлую жизнь, Пащенко, увлеченный экспериментами, становится первым композитором, который вводит в партитуру новый инструмент – терменвокс. Правда, названия у радиоэлектронного инструмента изобретателя Льва Термена тогда еще не было, и в программке Большого зала филармонии, где 21 мая 1924 года Филармонический оркестр и дирижер Дранишников исполнили премьеру «Симфонической мистерии» Пащенко, об использовании необычного тембра ни слова не сказано. «Мистерию» повторили в Филармонии через полгода под управлением Валериана Бердяева. А затем – неизвестно когда и как, ее ноты оказались утеряны.
В 2019 году в архиве нашелся авторский клавир «Симфонической мистерии» с пометками о планируемой оркестровке и партии «радиофона» – терменвокса. Композитор и исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская провела «музыкальное расследование» и заново оркестровала сочинение. Так, спустя почти век, продолжился «филармонический» сюжет в посмертной биографии композитора: 11 января 2020 года в Большом зале Петербургской филармонии прошла премьера реконструкции «Симфонической мистерии» Андрея Пащенко в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Алима Шахмаметьева, на терменвоксе солировала Олеся Ростовская.
И. Р.
[Назад] В существующих словарях и справочниках указано, что Пащенко начал службу в библиотеке в 1911 году, еще в Придворном оркестре. Этот вполне вероятный факт на момент публикации материала не нашел документальных подтверждений, во всяком случае, в упоминаемом выше приказе № 19 Пащенко назначен на должность в связи с уходом библиотекаря А. П. Коптяева.
Концерты
-
21 марта 1923
Филармонический оркестр
Дирижеры – Федор Акименко, Андрей ПащенкоАкименко. Лирическая поэма. Балетная сюита. Поэма-ноктюрн «Ангел». Пащенко. Симфония № 2
-
23 декабря 1932
(анонс)
Государственный оркестр русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Федор НиманПащенко. Симфония № 7 «Пионерская». Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»