Персоны
Анатолий Канкарович
Биография
Канкарович Анатолий Исаевич – дирижер, композитор, музыковед.
Окончив в 1909 году Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Леопольда Ауэра, композиции – у Римского-Корсакова и Лядова, дирижирования – у Николая Черепнина, Анатолий Канкарович совершенствовался в Европе как дирижер у Артура Никиша и Виллема Менгельберга. Но, несмотря на блестящее музыкальное образование, он не сделал большой карьеры – ни композиторской, ни дирижерской.
До революции Канкарович написал балет по Тургеневу и две оперы – по Гофмансталю и Брюсову. После 1917-го в его творчестве странным образом сочетаются романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Бальмонта, Ремизова, Сологуба, Кузмина (с ним Канкарович был особенно дружен) с «Кантатой на текст Красной присяги», поэмой «Ленин», вокальными циклами «Под красным знаменем» и «Октябрь бессмертен».
Его дирижерская деятельность началась в Москве в Опере Зимина (1914–1918), продолжалась эпизодически в Петроградской-Ленинградской филармонии, в конце 1930-х Канкарович был главным дирижером Оперного театра в Ворошиловграде (сейчас – Луганск). В остальное время его работа не была связана с дирижированием.
В 1918–1922 Канкарович преподавал в Институте живого слова вместе с Луначарским, Гумилевым, Мейерхольдом, Эйхенбаумом. Оттуда, видимо, по приглашению Луначарского, перешел в Наркомпрос, где два года заведовал МУЗО, сменив Бориса Красина. Канкаровичу довелось быть редактором отдела искусств «Петроградской правды», руководителем Общества камерной музыки, заведовать композиторским семинаром в Ленинградском Союзе композиторов, поработать в Москве, куда он переехал в 1943-м из блокадного Ленинграда. Теперь он писал статьи о русской музыке (чаще вокальной), хотя в 1920-е годы предпочитал рецензировать филармонические концерты зарубежных гастролеров.
Сам Анатолий Канкарович, как композитор и дирижер, был отмечен в петроградской прессе нелицеприятной критикой. В Большом зале он дал всего пять концертов с Филармоническим оркестром – три в 1922–1923 и два в 1930 году. Исполнив на первом концерте собственные сочинения, в дальнейшем Канкарович выбирал классику – Бетховена, Глинку (монографии), Шуберта, Берлиоза, Чайковского.
И. Р.
Концерты
-
3 мая 1922
Филармонический оркестр
Дирижеры – Игорь Миклашевский, Анатолий КанкаровичМиклашевский. «Сизиф». Канкарович. Цикл «Посолонный круг». Из «Круга музыкального чтения»
-
18 декабря 1922
Для Петрогубпрофсовета
Филармонический оркестр
Бетховен
Дирижер – Анатолий Канкарович
Солистка – Надежда ГолубовскаяБетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 4
-
8 января 1923
Для Губпрофсовета
Филармонический оркестр
Глинка
Дирижер – Анатолий КанкаровичГлинка. Музыка к трагедии «Князь Холмский». Увертюра «Ночь в Мадриде». Вальс–фантазия. Фантазия «Камаринская». Увертюра «Арагонская хота»
-
16 января 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга регистрации концертов)
Камерный концерт
Анатолий Канкарович, Ольга Ефимова, Вера Матисен, Людмила ПриемскаяВ программе: Канкарович (без указания произведений)
-
19 апреля 1930
Вечер комсомола
Филармонический оркестр
Дирижер – Анатолий КанкаровичБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Чайковский. Тема с вариациями из сюиты № 3. Берлиоз. Танец сильфов. Венгерский марш
-
25 декабря 1930
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Анатолий КанкаровичШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Шостакович. «Эй, ухнем». Глинка. Рыцарский романс «Прости, корабль взмахнул крылом». Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»