Персоны

Анатолий Канкарович

1885–1956
Источник изображения: mosjour.ru
Анатолий Канкарович

Биография

Канкарович Анатолий Исаевич – дирижер, композитор, музыковед.

Окончив в 1909 году Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Леопольда Ауэра, композиции – у Римского-Корсакова и Лядова, дирижирования – у Николая Черепнина, Анатолий Канкарович совершенствовался в Европе как дирижер у Артура Никиша и Виллема Менгельберга. Но, несмотря на блестящее музыкальное образование, он не сделал большой карьеры – ни композиторской, ни дирижерской.

До революции Канкарович написал балет по Тургеневу и две оперы – по Гофмансталю и Брюсову. После 1917-го в его творчестве странным образом сочетаются романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Бальмонта, Ремизова, Сологуба, Кузмина (с ним Канкарович был особенно дружен) с «Кантатой на текст Красной присяги», поэмой «Ленин», вокальными циклами «Под красным знаменем» и «Октябрь бессмертен».

Его дирижерская деятельность началась в Москве в Опере Зимина (1914–1918), продолжалась эпизодически в Петроградской-Ленинградской филармонии, в конце 1930-х Канкарович был главным дирижером Оперного театра в Ворошиловграде (сейчас – Луганск). В остальное время его работа не была связана с дирижированием.

В 1918–1922 Канкарович преподавал в Институте живого слова вместе с Луначарским, Гумилевым, Мейерхольдом, Эйхенбаумом. Оттуда, видимо, по приглашению Луначарского, перешел в Наркомпрос, где два года заведовал МУЗО, сменив Бориса Красина. Канкаровичу довелось быть редактором отдела искусств «Петроградской правды», руководителем Общества камерной музыки, заведовать композиторским семинаром в Ленинградском Союзе композиторов, поработать в Москве, куда он переехал в 1943-м из блокадного Ленинграда. Теперь он писал статьи о русской музыке (чаще вокальной), хотя в 1920-е годы предпочитал рецензировать филармонические концерты зарубежных гастролеров.

Сам Анатолий Канкарович, как композитор и дирижер, был отмечен в петроградской прессе нелицеприятной критикой. В Большом зале он дал всего пять концертов с оркестром – три в 1922–1923 и два в 1930 году. Исполнив на первом концерте собственные сочинения, в дальнейшем Канкарович выбирал классику – Бетховена, Глинку (монографии), Шуберта, Берлиоза, Чайковского.


Концерты

  • 3 мая 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижеры – Игорь Миклашевский, Анатолий Канкарович

    Миклашевский. «Сизиф». Канкарович. Цикл «Посолонный круг». Из «Круга музыкального чтения»

  • 18 декабря 1922

    Для Петрогубпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Бетховен
    Дирижер – Анатолий Канкарович
    Солистка – Надежда Голубовская

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 4

  • 8 января 1923

    Для Губпрофсовета

    Филармонический оркестр
    Глинка
    Дирижер – Анатолий Канкарович

    Глинка. Музыка к трагедии «Князь Холмский». Увертюра «Ночь в Мадриде». Вальс–фантазия. Фантазия «Камаринская». Увертюра «Арагонская хота»

  • 16 января 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный концерт
    Анатолий Канкарович, Ольга Ефимовой, Виктор Матисен, Людмила Приемская

    В программе: Канкарович (без указания произведений)

  • 19 апреля 1930

    Вечер комсомола

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Анатолий Канкарович

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Чайковский. Тема с вариациями из сюиты № 3. Берлиоз. Танец сильфов. Венгерский марш

  • 25 декабря 1930

    (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Анатолий Канкарович

    Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Танцы из музыки к пьесе «Розамунда». Шостакович. «Эй, ухнем». Глинка. Рыцарский романс «Прости, корабль взмахнул крылом». Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»


«‎Вестник театра и искусства»‎

О концерте 22 апреля 1922 в МЗФ 9 мая 1922

«Жизнь искусства»

О концерте 3 мая 1922 в БЗФ 9 мая 1922

Источник и автор не установлены, газетная вырезка к программке концерта

О концертах 8, 15 и 22 января 1923 в БЗФ Февраль 1923



Другие материалы

Игорь Миклашевский

Игорь Миклашевский

Композитор 1894–1942
Варвара Мясникова

Варвара Мясникова

Актриса 1900–1978

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»